Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дискретные случайные величины
Дискретной называется случайная величина, которая принимает отдельные, изолированные друг от друга возможные значения, или множество ее возможных значений является конечным или счетным.
3. ПРИМЕР: В предыдущем примере количество родившихся мальчиков среди 100 новорожденных есть дискретная случайная величина, а числа от 0 до 100 – возможные значения этой дискретной случайной величины.
Законом распределения дискретной случайной величины Х называется соответствие между ее возможными значениями и их вероятностями, т.е. вероятностями событий (Х = х). При этом закон распределения может быть задан таблично (в виде таблицы), аналитически (в виде формулы для расчета вероятностей) и графически (в виде полигона). Наиболее часто закон распределения дискретной случайной величины задается в виде таблицы:
Поскольку в одном испытании случайная величина может принять одно и только одно возможное значение, события образуют полную группу, поэтому: . ПРИМЕР: В денежной лотерее выпущено 100 билетов. Разыгрывается один выигрыш в 1000 рублей и 10 выигрышей по 100 рублей. Найти закон распределения случайной величины Х – стоимости возможного выигрыша владельца одного лотерейного билета. Возможными значениями величины Х являются: х1 = 1000, х2 = 100, х3 = 0. Вероятности этих возможных значений таковы: р1 = 0, 01; р2 = 0, 1 и р3 = 1 – (р1 + р2) = 0, 89. Поэтому искомый закон распределения можно представить в виде:
Кроме закона распределения, дискретную случайную можно характеризовать числовыми характеристиками: математическим ожиданием и дисперсией.
Математическим ожиданием М (Х) дискретной случайной величины Х называется число, определяемой формулой:
Математическое ожидание имеет смысл среднего значения случайной величины. Если число возможных значений случайной величины Х конечно и равно n, а вероятности этих значений pn = 1 / n, то математическое ожидание совпадает с обычным средним значением величин , т.е. .
Математическое ожидание обладает следующими основными свойствами:
1. М (С) = С, где С – постоянная величина. 2. М (СХ) = С× М (Х), где С – постоянная величина. 3. М (Х ± Y) = M (X) ± M (Y) для любых величин Х и Y. 4. M (X × Y) = M (X)× M (Y), если Х и Y – независимые величины. Для оценки степени рассеивания значений случайной величины вокруг ее среднего значения вводится понятие дисперсии.
Дисперсией D (X) случайной величины Х называется число, равное математическому ожиданию квадрата разности [ X – M (X)], для дискретных случайных величин дисперсия определяется формулой:
Для практических вычислений дисперсии обычно используют более удобную формулу:
Дисперсия обладает следующими основными свойствами:
1. D (C) = 0, где С – постоянная величина. 2. D (CX) = C2D (X), где С – постоянная величина. 3. D (X ± Y) = D (X) + D (Y), если Х и Y – независимые величины. Другой мерой рассеивания случайной величины, имеющей ту же размерность, что и сама случайная величина, является среднее квадратическое отклонение. Средним квадратическим отклонением s (Х) случайной величины Х называется число, определяемое формулой:
ПРИМЕР: Для дискретной случайной величины Х – стоимости выигрыша владельца одного лотерейного билета предыдущего примера имеем:
Для дискретной случайной величины с известным законом распределения функция распределения будет являться кусочно-постоянной функцией с ординатами:
При этом скачки значений функции F (x) в точках разрыва x = xi будут равны pi.
ПРИМЕР: Для дискретной случайной величины Х, заданной законом распределения:
график функции распределения будет иметь вид, представленный на рис. 1.1.
Перечислим основные свойства функции распределения:
1. Функция распределения – монотонно неубывающая функция. 2. Функция распределения непрерывна слева. 3.
|