Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зарождение и развитие историографии на Древнем Востоке.Стр 1 из 94Следующая ⇒
Именно на Востоке появились первые исторические произведения в широком смысле слова. 1) Древнейшим известным нам памятником историографии является запись на Палермском камне( вт. пол. III тыс. до н. э.) в нём - главные элементы летописи: хронологическая последовательность событий - определяется сменой царей и счетом годов каждого царствования, политическая тенденция - выражена встремлении возвеличить фараона, выставить его арямым преемником богов, некогда якобы правивших Египтом, преувеличить его богатства и могущество и практическое назначение.!!! уже здесь история фальсифицируется (путем раздувания размеров добычи, и путем умолчания о потерях и поражениях). !!! ни подлинного исторического повествования, выявляющего связь причин и следствий, ни представления об истории как изменении во времени древние египтяне так и не создали до конца существования их государства. Военно-политическая борьба государств изображается как борьба их богов между собою. Почитание богов, исполнение религиозного ритуала - главный фактор истории. (древневавилон. Хроника - хроника Вейднера). В периоды Нововавилонского царства и персидского завоевания истор. сообщения сохраняяют форму письменных отчетов царя богу, имеющих целью обеспечить ему милость этого бога(данные о возведении новых храмов или об удачных охотах на диких зверей). + ещё одна цель: устрашение подданных(детальный рассказ о беспощадном подавлении народных восстаний) с рисунками. + сознательное искажение фактов. примером - сообщение Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) о завоевании им Египта.!! в историографии древневост. обществ мы не обнаруживаем следов критической мысли. В буржуазной историографии принято считать первыми «настоящими» историками Египта и Вавилона жрецов Манефона и Бероса. (рассказы о чудесах+списки царей со сведениями о событиях каждого царствования). Исторической литературе.древних народов Ближнего Востока буржуазная наука противопоставляет Библию (точнее,. Ветхий завет - это сборник древнеевр. произведений миф., рел., филос., юр. содержания, написанных анонимными авторами от X до II в. до н. э. В основе - лежат жреческие или царские анналы. Наличие источников устной и письменной традиции порождало противоречия, которые не в состоянии были устранить последующие редакции Библии.. Там - та же хронологическая система, та же религиозная концепция хода истории, те же задачи политического и морально-религиозного воспитания масс «в страхе божьем», в послушании жречеству и царской власти, то же отсутствие критического духа и скепсиса в отношении источников.. Особенности: в книгах Библии отразилась партийная и классовая борьба в древнееврейском обществе; тенденция возлагать вину за все политические неудачи и катастрофы на царей, и т. п.; удельный вес народных преданий в библейских исторических книгах также значительно больший, чем в литературе других во ст. народов.; обнаруживается вполне реал. подход к событиям прошлого.; единственным фактором и движущей силой истории является древнееврейский бог Яхве. Согласно этому представлению, все в истории совершается путем прямого действия Яхве: по его воле, по намеченному им плану создаются и рушатся царства, процветают и падают народы. Эти мысли получили законченное выражение в «пророчествах» книги Даниила. Дальнейшее развитие этой концепции дано в «Откровении Иоанна Богослова», или «Апокалипсисе», которые провозгласили четвертым и последним царством Римскую империю. Однако при определении историографической ценности Библии в целом необходимо исходить не из исторических достоинств некоторых ее книг, но из ее общей теократической, богословской установки. «Авторов почти всех ее частей интересовала в сущности не живая историческая действительность, а отношение израильского и иудейского общества к богу, к выполнению законов бога»
|