Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение и развитие историографии на Древнем Востоке.






Именно на Востоке появились первые исторические произведения в широком смысле слова.

1) Древнейшим известным нам памятником историографии является запись на Палермском камне( вт. пол. III ты­с. до н. э.) в нём - главные элементы летописи: хронологическая последова­тельность событий - определяется сменой царей и счетом годов каждого царствования, политическая тенденция - выражена встремлении возвеличить фараона, выставить его арямым преемником богов, некогда якобы правивших Египтом, преувеличить его богатства и могущество и практическое на­значение.!!! уже здесь история фальсифицируется (путем раздувания раз­меров добычи, и путем умолчания о потерях и пораже­ниях).

!!! ни подлинного исторического повествования, выявляющего связь причин и следствий, ни представления об истории как изменении во времени древние египтяне так и не создали до конца существования их государства.

Военно-политиче­ская борьба государств изображается как борьба их богов между собою. Почитание богов, исполнение религиозного ритуала - главный фактор истории. (древневавилон. Хроника - хроника Вейднера).

В периоды Но­вовавилонского царства и персидского завоевания истор. сообщения сохраняяют форму письменных отчетов царя богу, имеющих целью обеспечить ему милость этого бога(данные о возведении новых храмов или об удачных охотах на диких зверей). + ещё одна цель: устрашение подданных(детальный рассказ о беспощадном подавлении народных восстаний) с рисунками. + сознательное искажение фак­тов. примером - сообщение Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) о завоевании им Египта.!! в исто­риографии древневост. обществ мы не обна­руживаем следов критической мысли.

В буржуазной историографии принято считать первыми «на­стоящими» историками Египта и Вавилона жрецов Манефона и Бероса. (рассказы о чудесах+списки царей со сведениями о событиях каждого царст­вования).

Исторической литературе.древних народов Ближнего Вос­тока буржуазная наука противопоставляет Библию (точнее,. Ветхий завет - это сборник древнеевр. про­изведений миф., рел., филос., юр. содержания, написанных анонимными авторами от X до II в. до н. э. В основе - лежат жрече­ские или царские анналы. Наличие источни­ков устной и письменной традиции порождало противоречия, ко­торые не в состоянии были устранить последующие редакции Библии.. Там - та же хронологическая система, та же религиозная концепция хода истории, те же задачи политического и морально-религиоз­ного воспитания масс «в страхе божьем», в послушании жре­честву и царской власти, то же отсутствие критического духа и скепсиса в отношении источников..

Особенности: в книгах Биб­лии отразилась партийная и классовая борьба в древнееврейском обществе; тенденция возлагать вину за все политические неудачи и катастрофы на царей, и т. п.; удельный вес народных преданий в библейских исторических книгах также значительно больший, чем в литературе других во ст. народов.; обнаруживается вполне реал. подход к событиям прошлого.; единственным факто­ром и движущей силой истории является древнееврейский бог Яхве. Согласно этому представлению, все в истории совершается путем прямого действия Яхве: по его воле, по намеченному им плану создаются и рушатся царства, процветают и падают на­роды. Эти мысли получили законченное выражение в «пророчест­вах» книги Даниила.

Дальнейшее развитие этой концепции дано в «От­кровении Иоанна Богослова», или «Апокалипсисе», которые провозгласили четвертым и последним царством Римскую империю.

Однако при определении историографической ценности Биб­лии в целом необходимо исходить не из исторических достоинств некоторых ее книг, но из ее общей теократической, богословской установки. «Авторов почти всех ее частей интересовала в сущ­ности не живая историческая действительность, а отношение из­раильского и иудейского общества к богу, к выполнению законов бога»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал