![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутренний кризис Samsung Electronics
Сегодня Samsung Electronics является весьма конкурентоспособной глобальной фирмой, но она переживает серьезный внутренний кризис. Одна из главных ее проблем - чрезмерная централизация. Все важные решения тут принимаются главой совета директоров Ли Кун Хи и секретариатом - штабной организацией общекорпоративного уровня. И их решения не оспариваются никогда, даже если они явно ошибочны. В западных компаниях надежной защитой от такой абсолютной власти служат сильные структуры общекорпоративного уровня управления. В них действуют советы директоров, которые назначают генеральных директоров, определяют размеры их вознаграждения и одобряют все крупные инвестиции. Такая система разработана специально для того, чтобы ошибочные действия нескольких менеджеров не привели фирму к банкротству. В некоторых западных компаниях на важнейшие решения также влияют профсоюзы. Еще одной защитой от безграничной власти руководителя на Западе служат СМИ и инвестиционные аналитики. Но в Корее Samsung Electronics пользуется огромной популярностью, и сегодня корейские медиа неустанно и единодушно одобряют любой шаг этой корпорации. На текущий момент в совет директоров Samsung Electronics входят исключительно родственники ее основателя; впрочем, они же занимают и все самые ответственные посты в фирме. Хотя Юн Чонг Йонг номинально занимает пост генерального директора Samsung Electronics, фактически он является главным операционным директором; он получает инструкции от секретариата, который контролирует его деятельность, а все решения о крупных стратегических инвестициях фирмы вообще принимает только сам мистер Ли. То, какую опасность таит в себе столь безграничная власть руководителя, отлично демонстрирует пример необдуманного выхода Samsung Group в середине 1990-х годов на рынок автомобилей. Как мы знаем, тогда, понеся огромные убытки, Samsung Group была вынуждена продать этот бизнес Renault И ведь во всей компании не нашлось ни одного человека, который открыто выступил бы против этого решения Ли Кун Хи. Решимость и твердость этого руководителя считается одним из главных факторов, приведших его фирму к нынешнему успеху. Однако очевидно, что его безраздельное влияние на дела фирмы имеет позитивный характер только в тех случаях, когда Samsung Electronics конкурирует на рынках продуктов с четкими траекториями дальнейшего технологического развития, на которых первостепенное значение имеют быстрая разработка новых продуктов и высокая рентабельность производства. Но если бизнес не имеет четкого эволюционного пути и требует креативного подхода, такой стиль единоличного управления может оказаться разрушительным. Кроме того, сегодня у Samsung Electronics явно наблюдаются все признаки организационной усталости — закономерное следствие «менеджмента, основанного на страхе». И рядового сотрудника, и члена совета директоров тут могут уволить в любую минуту и по любой причине. Деятельность всех менеджеров высшего уровня постоянно и жестко контролируется секретариатом. Работая в состоянии крайнего эмоционального и физического напряжения, сотрудники Samsung страдают от неизменно накапливающейся физической и моральной усталости. Это подтверждается многими фактами. Несмотря на то что Samsung Electronics считается лучшей компанией в Корее, более 10% сотрудников увольняются из нее в течение первого года работы, и еще 30% — в течение трех первых лет. Люди просто не в состоянии вынести огромную рабочую нагрузку. И поставщики комплектующих для производственных линий Samsung Electronics, в том числе и другие дочерние компании Samsung Group, тоже работают в условиях чрезвычайного напряжения и стресса, ведь по требованию партнера им приходится постоянно снижать себестоимость своей продукции и укладываться в жесточайшие сроки поставок. Еще одним слабым звеном Samsung Electronics является недостаточная креативность. Пока перед фирмой стояла абсолютно четкая цель - догнать Sony на рынке бытовой электроники, Intel на рынке полупроводников и Nokia на рынке мобильных телефонов, - она могла держать курс на ее достижение, используя продукцию вышеназванных фирм в качестве эталона и заставляя работников трудиться не покладая рук. Все в этой компании — ее корпоративная культура, цели менеджмента, ценности и управленческие ресурсы — было оптимизировано таким образом, чтобы максимально использовать выгоды в результате ее позднего выхода на рынки сбыта. Однако когда становишься лидером рынка, копировать уже некого. Наоборот, компания сама должна вести за собой других, разрабатывая новые технологии и формулируя новаторские корпоративные стратегии. И вот тут оказывается, что креативно мыслящих работников, способных вырабатывать поистине новые идеи, у нее слишком мало. Более того, и рядовые сотрудники, и менеджеры страшно боятся неудач, и это заставляет их фокусироваться на проектах, которые обещают немедленную отдачу и не несут в себе особого риска. И, что еще хуже, у Samsung Electronics просто не было возможности накопить технологический опыт в сфере разработки новых продуктов, ведь ее научно-исследовательские и конструкторские отделы работали, прежде всего над повышением рентабельности производства. Глава совета директоров Samsung Ли Кун Хи, конечно, знает о существовании этой «бреши креативности», особенно в кадровом вопросе, и уже не раз принимал меры, чтобы заделать ее. Начиная с 2002 года каждое подразделение корпорации ежемесячно подает отчет о работе по обеспечению компании квалифицированными талантливыми кадрами, и их достижения на этой ниве очень сильно влияют на оценку эффективности их руководителей. В 2006 году мистер Ли объявил «креативность» главным кредо управленческого персонала его компании. Сегодня в Samsung Group трудятся 4 тысячи работников, которых отнесли к категории «ключевого персонала»; 2800 из них работают в Samsung Electronics. Весь этот фонд талантов в свою очередь подразделяется еще на три категории: S (Super— «супер»), А (Асе - «ас») и Н (High Potential - «с высоким потенциалом»). Всем им уделяется особое внимание. Кроме заделывания «бреши креативности», Samsung Electronics предстоит также расширить и углубить фонд талантливого персонала, необходимого ей для того, чтобы стать глобальной компанией. До сих пор фирма могла удовлетворять свои потребности в трудовых ресурсах, нанимая только корейцев или, как минимум, американцев корейского происхождения. Но таких людей недостаточно, и находить нужных специалистов, отвечающих столь конкретным требованиям, становится все труднее. И если Samsung Electronics не начнет более серьезно относиться к найму и продвижению работников не-корейцев или не станет покупать фирмы, владеющие многообещающими технологиями и хорошими менеджерами, недостаток квалифицированных и талантливых работников на международной арене может стать непреодолимым препятствием для ее дальнейшего роста. Ситуация в компании усугубляется и тем, что в последнее время Samsung Electronics начала проявлять высокомерие и надменность. В прошлом, будучи фирмой, вышедшей на рынок позже других, она неизменно была готова учиться у «старожилов». Но теперь, когда ее показатели резко улучшились, и она стала лидером отрасли, Samsung Electronics уже менее склонна к тому, чтобы решать свои внутренние проблемы. Недавно в прессе промелькнул такой комментарий: «Samsung повторяет ошибку Sony». Имеется в виду, что сегодня Samsung Electronics проявляет все признаки самоуспокоенности и самодовольства — точно как Sony 10 лет назад [3]. И действительно, в 2007 году из-за усиления конкуренции на рынке микросхем памяти и LCD эффективность Samsung Electronics уже начала снижаться.
|