Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).






• способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5)

• способность осуществлять разработку программ, направленных на обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на различных возрастных этапах развития ребенка (СК-3)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· структуру речевого нарушения при различных формах ала­лии, причины и механизмы нарушения; теоретическое обоснование дифференциации алалии и афазии; алалии и анартрии, дизартрии; недоразвитие речи при алалии и умственной отсталости; алалии и временных (функционального характера) задер­жек речевого развития; сенсорной неполноценности при сенсорной алалии и сен­сорной афазии; недоразвития речи четырех уровней; (ПК-5)

· характеристику структуры, содержания и особенностей ре­ализации схем и моделей логопедического обследования детей с разными уровнями речевого развития при алалии; (ПК-5)

· сопоставление клинико-психолого-педагогической класси­фикации и педагогической систематизации нарушений речи; (СК-3)

· специфику коррекционной работы с детьми с алалией в ус­ловиях различных специальных учреждений (государ­ственного и альтернативного характера) для детей с откло­нениями в развитии; (СК-3)

уметь:

· анализировать речевые нарушения при алалии; (СК-3)

· определять первичные и вторичные проявления в структу­ре дефекта; (СК-3)

· планировать коррекционную работу с детьми (составление перспективного и календарного планов логопедических занятий); (СК-3)

· разрабатывать фрагменты и конспекты фронтальных и ин­дивидуальных занятий с детьми разного возраста и разной степенью выраженности недоразвития речи, обосновывать структуру занятия и методику работы; (СК-3)

· определять содержание занятий (отбор языкового, речево­го, дидактического, игрового материала), анализировать содержательный компонент коррекционного занятия; (СК-3)

· дифференцировать алалию с другими нарушениями; (ПК-5)

владеть навыками:

· составления протокола обследования речи и моторных функции; анализа материалов обследования произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словарного запаса грамматического строя, связной речи; (СК-3)

· применения методик коррекционной работы при алалии.(СК-3)

Структура и содержание дисциплины (модуля)

4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего) 144/4
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 20
в том числе:  
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 6
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий 4
практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 4
активные формы и методы обучения (ролевые, деловые, организационно - деятельностные игры, метод проектов) 2
практические занятия по использованию современных информационных технологий 3
контрольные работы 1
Самостоятельная работа студента (всего) 115
в том числе:  
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям 32
подготовка учебного проекта 30
Подготовка к контрольной работе 2
Подготовка к экзамену 36
Итоговая аттестация в форме: экзамена

Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов/зачетных единиц Формируемые компетенции
       
Тема 1. Общие сведения об алалии (история, определение, статистика, этиология, механизм нарушения). Современные классификации алалии и характеристика основных форм. Содержание учебного материала   27 ПК-5
  Определение. Статистические сведения о распространенности нарушения. Причины, локализация, механизм нарушения. Понятие о локализации и динамической констелляции речевой функции в коре головного мозга. Место алалии в системе нарушений речи. Алалия как сис­темное нарушение речевой деятельности. Краткие сведения из исто­рии изучения алалии. Категориально-терминологический аппарат проблемы. Анализ основных аспектов изучения алалии. Дискуссионные вопросы в проблеме алалии. Анализ основной литературы. Психологическая классификация алалии (по Р.Е.Левиной). Лингвистическая классификация алалии (по В.К.Орфинской). Варианты моторной алалии: афферентная и эфферентная моторная алалия, их сопоставительный анализ. Сопоста­вительный анализ клинико-психолого-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушений речи.  
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 2  
Семинарское занятие с элементами дискуссии 2
Самостоятельная работа студента 23
Тема 2. Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи Содержание учебного материала 30
  Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при оли­гофрении. Сопоставительный анализ алалии и афазии. Сопостави­тельный анализ алалии и дислалии, ринолалии, дизартрии; алалии и временной задержки речевого развития функционального характера. СК-3 ПК-7
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 1  
Семинарские занятия с элементами дискуссии 23
Самостоятельная работа студента 6
Тема 3. Моторная алалия. Уровни недоразвития речи при алалии. Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии Содержание учебного материала 28
  Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения резных звеньев порождения речевого высказывания при алалии. Алалия как общее недоразвитие речи. Нарушение языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Динамика развития функций и средств речи при алалии. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка. Характеристика ребенка с первым, вторым, третьим уровнем недоразвития речи. Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми (1-й уровень ОНР). Задачи и содержание работы при 2-м уровне ОНР. Логопедическая работа при нерезко выраженном недоразвитии речи (3-й уровень ОНР). Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы. Формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности. Использование знаково-символической деятельности при формировании речи. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлений. Активизация речевой деятельности в разных ситуациях общения. Дан­ные об эффективности коррекционного воздействия при моторной алалии.   СК-3 ПК-5
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 1  
Практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 2
активные формы и методы обучения (ролевые, деловые, организационно - деятельностные игры, метод проектов.) 1
Семинарские занятия с элементами дискуссии 1
Самостоятельная работа студента 23
Тема 4. Сенсорная алалия. Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Организация коррекционного воздействия. Содержание учебного материала 12  
  Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха при сенсорной алалии. Объективная и субъективная проверка слуха. Сопоставительный анализ ребенка в сенсорной алалией и олигофрена, детей с моторной и сенсорной алалией. Специфика акустико-гностических и акустико-мнестических процессов при сенсорной алалии. Формирование произвольного внимания, фонематического восп­риятия при сенсорной алалии. Развитие акустических дифференцировок звуков неречевого и речевого характера. Использование различных средств для формирования системы значений. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью. Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи. Планирование и организация занятий при алалии. Требования к перспективному и поурочному планированию. Фронтальная и индивидуальная работа. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи разных возрастных групп. Развитие операционных навыков деятельности у детей с недоразвитием речи. Комплексный подход при устранении алалии. Лечебно-оздоровительная и психолого-педагогическая работа при моторной и сенсорной алалии. Координация работы логопеда, психолога, воспитателя и родителей при коррекции речи. Работа над личностью ребёнка с алалией. Роль игры и наглядности при логопедической работе с. детьми, страдающими алалией. Разви­тие психических процессов и функций детей с алалией. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.   ПК-5 СК-3
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 1  
Практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 2
активные формы и методы обучения (ролевые, деловые, организационно - деятельностные игры, метод проектов.) 1
Семинарские занятия с элементами дискуссии 1
Самостоятельная работа студента 23
Тема 5. Обследование безречевого (неговорящего) ребенка. Содержание учебного материала 26
  Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошколь­ного возраста и школьника. Основные методические принципы обследования. Приемы обследования. Поэтапный ход обследования. Анализ анамнестических и катамнестических сведений о детях с недоразви­тием речи. Формы обследования. Динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика.   ПК-5 СК-3
Лекция с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 1  
Практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 1
Практические занятия по использованию современных информационных логотехнологий 1
Самостоятельная работа студента 23
           

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал