Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На земле хазар






Кумыки населяют предгорья и «плоскость» (так на Север­ном Кавказе называют равнину) северо-восточной части Дагестана. На этой территории находятся почти все горо­да ДАССР: Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт и др. Столица республики получила свое название в честь Махача Дахадаева, одного из видных борцов за Советскую власть, погибшего от рук белогвардейцев. Раньше город назывался Петровск-Порт. Он был образован в 1857 году из форштадта крепости Петровское, названной так потому, что на этом месте, по преданию, в 1722 году стоял лагерем Петр I во время своего похода против Персии. Первая русская кре­пость в районе нынешней Махачкалы заложена в 1821 году возле селения Тарки, где была резиденция кумыкского шам-хала.

До революции главным городом Дагестана был Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск, названный так в честь революционе­ра Уллубия Буйнакского). Здесь 13 ноября 1920 года на Съезде народов Дагестана была провозглашена Советская автономная республика Дагестан.

Русская крепость Темир-Хан-Шура была основана в 1832 году на месте одноименного кумыкского селения и получила ста­тус города в 1866 году. Название это как будто означает «озеро хана Тимура». Здесь раньше было озеро, у которого, согласно преданию, находилась резиденция Тамерлана во время его похода против Золотой Орды в конце XIV века. Ханом Орды тогда был Тохтамыш, который после поражения татар на Куликовом поле сумел снова подчинить себе Москву. Разгром Золотой Орды — единственное доброе дело, совершенное Тимуром, если только можно назвать добрым делом очередную кровавую резню. Нанеся золотоордынцам поражение, войско Тимура ворвалось в их столицу Сарай. Грозным татаро-монголам, потрясавшим Русь, пришлось на себе испытать то, что они делали с другими. Город был уничтожен и больше не возродился, так что и место, где он стоял, оказалось забытым.

Кумыкский язык, в отличие от языков других дагестанских народностей, относится не к кавказским, а к тюркским. Получилось это так.

В IV веке на Северном Кавказе появились монгольские 75 гунны. Разгромив здесь алан и готов, они двинулись даль-


ше, в Европу. Но часть их осталась. Остались входившие в гуннскую орду булгары и савиры. Савиры, обитавшие раньше на р. Урал, были потомками одного из древних племен Евразийской степи. Еще в начале нашей эры они, как и все прежнее население Средней Азии и Казахста­на, были завоеваны вышедшими из Алтая тюрками, ча­стично смешались с ними и восприняли их язык и веру. Теснимые другим народом, вышедшим из глубин Азии, — аварами, савиры отошли в приморский Дагестан и здесь смешались с местным населением. Так началось формиро­вание кумыкской народности.

В VI веке гуннов в Дагестане сменили хазары, тоже выходцы из глубин Центральной Азии. Объединив под своей властью племена северо-западного Прикаспия, они образовали мощ­ное, хотя, как показала история, внутренне непрочное госу­дарство. Равнина и предгорья Дагестана входили в состав Хазарии. Здесь находился город Семендер — столица хазар до середины VIII века, когда, вследствие нашествий арабов, столица была перенесена в Итиль на Волге; Семендер был в 965 году разрушен киевским князем Святославом. Надо полагать, среди предков кумыков было немало хазар. Савиры занимали территорию от Дербента до Махачкалы. А на пространстве от Махачкалы до р. Терек, где теперь живут тоже кумыки, обитали хазары. Они, как и савиры, были тюрко- язычными.

Хазарское царство образовалось в VII веке. Правитель савиров был вассалом и союзником хазарского царя. В VIII веке они совместно оказали упорное сопротивление арабам. Арабы в то время, одерживая победу за победой, захватили огромные пространства: на западе — всю Северную Африку и Испанию, на востоке — Иран и Среднюю Азию. Но Дагестан оказался крепким орешком. Подчинив себе все Закавказье, арабы на протяжении более ста лет совершали многократные походы в Дагестан. Как свидетельствуют средневековые авторы, терри­тория, где теперь живут кумыки, была буквально опустошена. И тем не менее арабам не удалось закрепиться севернее Дер­бента. Если бы арабы тогда не были остановлены хазарами и савирами, они могли бы пройти в южнорусские земли, насадить там ислам — и кто знает, как далее сложилась бы история восточных славян.

Арабам удалось навязать мусульманство части населения на юге Дагестана, но непосредственно в результате их втор­жений Дагестан не стал мусульманской страной. Ислам ут­верждался в Дагестане позднее, благодаря миссионерской деятельности из Средней и Передней Азии, Ширвана и Дер­бента, а также усилиями местных феодальных владетелей. До X века в Дагестане господствовало язычество; при этом среди аварцев, лакцев, табасаран существенным влиянием


пользовалось христианство, бытовавшее местами до XIII — XIV веков, а в некоторых районах часть местных жителей исповедовала иудейство. Горцы сопротивлялись обращению в мусульманство. «Ислам» значит «покорность», дагестанцы же тогда не знали тиранических порядков и привыкли к личной свободе. Жизнь дагестанских общин строилась на основе тра­диций— адата, а новая религия утверждала шариат — мусуль­манское право, основанное на Коране и чуждом местному населению укладе жизни. Только после походов Тимура, кото­рый поголовно истреблял «неверных», население Дагестана было окончательно обращено в мусульманство, которое затем, в XIX веке, было укреплено усилиями Шамиля. Хазарское царство прекратило свое существование после того, как в X веке было разгромлено Святославом. Часть хазар, — очевидно, те, которые жили кочевым бытом, — смешались с нахлынувшими в степи Северного Кавказа половцами, а те, которые были оседлыми, вероятно, вошли в состав предков кумыкского народа. Судя по некоторым данным, хазары, как и савиры, в значительном своем числе были антропологически не монголоидными. Во всяком случае, у нынешних кумыков монголоидность выражена очень слабо — не более, чем среди русских Поволжья.

Основным же этническим субстратом кумыкской народности следует считать исконно аборигенное население. Кумыки гово­рят на тюркском языке, но по внешнему облику и, особенно, по культуре это кавказцы. Правда, их архитектура, будучи связана с зодчеством остального Дагестана, в то же время отражает влияние Ирана, а орнаментика — степного Предкав­казья.

Последний элемент в искусстве кумыков, однако, не является ведущим и при этом генетически связан, вероятно, не с их тюркскими предками, а с художественной культурой всей севе­рокавказской степи. Если среди их предков были входившие в хазарское объединение савиры и, в какой-то степени, может быть, сами хазары, то это еще не значит, что материальная и художественная культура кумыков представляет собой насле­дие того, что было оставлено этими народами. От хазар вообще не осталось ощутимого культурного наследия. Хазары объединили под своей властью многочисленные люд­ские контингенты и, таким путем, образовали значительную для своего времени военно-политическую силу. Но когда это объединение распалось, от них осталось только воспоминание. Хазары не создали государства, которое отличалось бы какой-то определенной культурой. Очевидно, потому, что культура хазар была примитивной и они в этом отношении не могли ничего дать подвластным им племенам.

Рядом с кумыками живут даргинцы. Исследователи полагают, 77 что местными, кавказскими предками кумыков были племена;


родственные даргинцам. С другой стороны, в формировании даргинской народности участвовал тюркский элемент, хотя и в гораздо меньшей степени, чем это имело место среди пред­ков кумыков. Территория, которую населяют кумыки и дар­гинцы, когда-то находилась под властью хазар, и это предопре­делило общие исторические судьбы здешнего населения в средние века. В то же время о глубинном родстве этих двух народностей свидетельствуют сходные черты в их материаль­ной культуре, в их зодчестве и искусстве.

О том, что собой представляло зодчество кумыков и даргин­цев до их присоединения к России, мы почти ничего не знаем: слишком недолговечны местные постройки. Археологи произ­водили раскопки столицы савиров — Варачана. Архитектурные черты тех строительных остатков, которые представилось воз­можным в этом отношении исследовать, указывают на соответ­ствия больше с Южным Дагестаном, чем с нынешним зодчест­вом на этой территории. У одного из средневековых арабских авторов есть беглое описание домов в Семендере, из которого как будто явствует, что крыши построек были выпуклыми, а стены плетневыми. Конструкция стен в виде плетня, обмазан­ного глиной, была распространена в приморском Дагестане (как и по всему Северному Кавказу) вплоть до нашего време­ни; теперь она вытеснена саманом*. А выпуклые крыши до сих пор обычны у северных кумыков (кстати, они известны и в Закавказье, куда, как и в приморский Дагестан, занесены, вероятно, из среднеазиатских степей).

У остальных кумыков жилище имеет несколько иной вид. Впрочем, назвать его кумыкским можно лишь условно, потому что оно бытует также на части территории Аварии и Даргинии. Это протяженная в плане постройка, но не с выпуклой, а с плоской земляной крышей. Интересно, что стены дома — ка­менные и не оштукатуренные, хотя в прикаспийской полосе саман и штукатурка давно известны и широко применяются. Вдоль фасада идет навес на столбах—галерея. Жилище со­стоит из двух-трех комнат, расположенных в ряд. Обычно для повседневной жизни семьи используется лишь одна из них. Вторая — чисто убранная и обставленная вещами — является как бы парадным помещением. Естественно, что не в повседневной, а в парадной комнате принимают гостя. Но специальной комнаты для гостей, «кунацкой», у кумыков и даргинцев, как и у других дагестанцев (а также чечено-

* Саманом называется высушенный, т. е. необожженный, крупный кир­пич, изготовляемый из глинистого грунта с примесью соломенной сечки, откуда и название этого строительного материала (по-тюркски саман — 78 значит «солома»).


ингушей и осетин), — нет (она имелась раньше у черкесов и кабардинцев, причем не у всех, а лишь у достаточно состоятельных).

Прежде всего бросается в глаза в кумыкском жилище исклю­чительная чистота. Не только в комнатах, но даже во дворе — буквально ни соринки. Навоз от скотины, которую на ночь загоняют во двор, утром собирают, чтобы вывезти его в поле,



 


 


56. Традиционный жилой до» кумыков (с. Маджалис)


а двор тщательно подметается. Полы и двор, так же как и надворные постройки, регулярно промазывают глиной или освежают жидким глиняным раствором. В некоторых местно­стях имеется белая глина, и из нее делают состав для отделки помещений: стены окрашивают в белый цвет, а полы — в серый (раствор подкрашивают добавкой порошка из древесного угля). Все деревянные детали интерьера — потолок, балки, столб, двери, полки, утварь—промазывают дегтем или неф­тью. Таким образом, получается основа цветового оформле-



 


57. Лепной декор каминов • старик кумыкских домах


ния интерьера: белое и черное, а пол — синевато-серый или ох­ристый. В цвет пола окрашивают и некоторые глинобитные детали постройки — например, ступеньку для утвари, идущую вдоль одной из стен, цокольную часть камина. Иногда этой краской акцентируют лепные рельефы. Белят стены не только в комнате, но и на галерее, поскольку она представляет собой как бы продолжение жилища на открытом воздухе. По дагестанскому обычаю, на галерее готовят пищу, выпол­няют разные домашние работы, летом спят, а зимой отды­хают на солнце.

У кумыков и даргинцев, как и у других жителей приморского Дагестана, полы в комнатах, по восточному обычаю, устланы коврами, стены увешаны цветными тканями, в нишах и на полках расставлена декоративная посуда. Это оформление, так же как планировка и общий вид жилища, создает облик дома, который русские авторы прошлого века называли сде­ланным «по персидскому образцу».

Архитектура Ирана известна по обильной и богато иллюстри­рованной литературе. Эти постройки с массивными стенами и куполами, с цветистым декором, облицованные яркими из­разцами (подобную архитектуру можно видеть также в Сред­ней Азии и Азербайджане), не имеют ничего общего с зодчест­вом народностей Северного Кавказа, в том числе Дагестана. Но в Иране есть и другая архитектура. Она не столь эффектна, поэтому не останавливала на себе внимание европейцев, искав­ших броской экзотики. По тем скудным сведениям, которые мне удалось найти в литературе, в северо-восточном Иране народное жилище как будто действительно сходно с тем, что я видел у кумыков, а также соседних им аварцев и даргинцев. Кстати, такое жилище в Дагестане называется «тавхана» — домостроительный термин, известный в Иране и Таджикистане. О том, что «тавхана» — тип дома в Дагестане сравнительно поздний, свидетельствует, в частности, наличие на территориях, где он распространен, следов других, более древних типов жилища. Например, у кумыков в старину жилище имело сле­дующий вид. Жилая часть дома представляла собой помеще­ние, разделенное перегородкой, в которой имелся у пола проем высотой около метра; он завешивался рядном. Первое отделение было проходным и неотапливаемым, а за этой «дверью» находился отсек, где на полу разводили огонь; над этим очагом висела цепь для котла.

В жилище же типа «тавхана» очагом служил камин. Камины украшены глиняной лепкой. Орнаментация эта богата и раз­нообразна. Мастера (вернее, мастерицы, потому что лепкой каминов, как и обмазкой стен, занимались женщины) обладали поистине неистощимой фантазией. Среди множества каминов вы не увидите двух одинаковых; даже просто похожие встре­тить трудно.'


Стиль декора каминов выразителен. Это крупные, сочные, пластичные рельефы. В книге искусствоведа П. М. Дебирова «Архитектурная резьба Дагестана» собрано много интересных образцов архаической лепки каминов. Здесь смешалась сим­волика древних культов богини плодородия и солнечного божества, есть и элементы поздней ближневосточной орна­ментики.

Но стиль орнаментации лепных каминов Дагестана не анало­гичен стилю художественной культуры Ирана, Азербайджана, Турции или арабских стран. Правда, на юге Дагестана прояв­ляется влияние художественной культуры соседнего Азербай­джана. Например, у цахуров камины декорированы лепкой, сходной с азербайджанской и даже среднеазиатской. Тем нагляднее отличие декоративной лепки каминов у кумыков, а также частично аварцев и даргинцев. Примечательно, что не только в Азербайджане, но даже в Грузии оформление каминов отражает характер художественной культуры наро­дов, исповедующих ислам, тогда как в Дагестане оно имеет са­мобытный характер, связанный с древними традициями. Где корни этого стиля? Может быть, в архаических, еще до-средневековых, художественных традициях Ирана? Не знаю, в литературе я не видел ничего подобного. Может быть, это искусство сугубо местное по происхождению? Но никаких, ровным счетом никаких данных об этом у нас нет. Глиняная лепка ведь столь недолговечна.

Теперь камины почти нигде не используются. Во многих домах они если не замурованы, то прикрыты занавесками. Повсемест­но в быт входят печки, которые бывают двух видов: металли­ческие времянки, убираемые из помещения на лето (такие железные печурки распространены по всему Кавказу), и сде­ланные по их образцу стационарные глинобитные. Печки, очевидно, появились в Дагестане не ранее XIX века (для их обозначения служит русское слово «печь»). Конструкция печки проста: прямоугольная камера, в которой сгорает топливо, установлена на четыре ножки; сверху метал­лический лист, на который ставится посуда с готовящейся пищей; продукты сгорания отводятся в стеновой канал при помощи жестяной или турлучной* трубы. В стене над печкой иногда имеется проем, через который берут из кухни еду, находясь в смежном помещении. НекотЪрые печки покрыты чугунными плитами с кольцевыми конфорками. Теперь в новых домах устраивают печи более совершенного типа.

В предгорных селениях южных кумыков, а также даргинцев украшают глиняными рельефами бытовые ниши в домах, срезы на углах стен у ворот, иногда встречаются лепные

82 * Плетенной из хвороста и обмазанной глиной.


узоры на стенах построек. Представляется, что это очень древняя традиция, восходящая к тем временам, когда предки кумыков еще не назывались кумыками. В этой местности...ес-ть--селения Гели, Дургели и т. п. Поневоле вспоминаются сооб­щения античных авторов о том, что в приморском Дагестане жил народ, называвшийся «гели»... В одном даргинском селении мне довелось видеть несколько



 


 


58. Ниши и лепной декор в помещении старого дома; предгорная зона Среднего Дагестана


образцов глиняной лепной орнаментики, раскрашенной в два цвета: белый и серый. Формы этих орнаментов (растительные, усложненные по рисунку и композиционно регулярные) отра­жали художественную культуру, сформировавшуюся на Сет верном Кавказе под влиянием искусства Востока — влиянием, которое проникало сюда разными путями: из глубин Азии (посредством степных кочевников), из Передней Азии (прежде всего — Ирана), из Византии (через Абхазию, Грузию, Ала­нию). Орнаментация этого стиля свойственна искусству народ-


ностей степного Предкавказья: черкесов и кабардинцев, частично осетин, в некоторой степени кумыков. В приморских кумыкских селениях есть постройки (главным образом, мечети) начала XX. века со вставленными в кладку стен цветными керамическими барельефами: арабскими над­писями, иногда изображениями льва или другого животного. Но строительная керамика и полихромия не свойственны са­мобытному зодчеству Дагестана. Наверное, эти изделия при­везены из Азербайджана или Дербента.

Интересна резьба деревянных деталей в кумыкских построй­ках. Их архаическая орнаментика выполнена не в восточном, а в горско-кавказском стиле. Однажды, в селении Башлыкент, мне показали резную деревянную подбалку, извлеченную из развалин старого селения Баршли (которое было разрушено русскими войсками в 1877 году). Она украшена рисунками розеток, выполненных в технике треугольно-выемчатой резьбы. И то и другое характерно для архаического искусства горного Кавказа и Восточной Европы. Ни Азия, ни Закавказье такого стиля не знают. В нынешних кумыкских домах или мечетях уже трудно встретить что-либо подобное. Этой уникальной вещи место в музее. Я сказал об этом.

— Пожалуйста, бери, — ответили мне. — Мы привезли ее на дрова, чтобы топить печь. Старое дерево хорошо горит. Но если ты говоришь, что нужно в музей, — бери. Бери бесплатно. Легко сказать «бери». В карман, что ли, ее положить? Мне приходилось уже убеждать представителей местных властей в том, что памятники архитектуры и искусства следует сохра­нять, а отдельные изделия желательно отправлять в Махачка­лу.

Что говорить! Читатель, наверное, уже догадался, что эту подбалку распилили на моих глазах. Я только успел ее сфо­тографировать. Исчез еще один памятник древности. Сколько их исчезло, оставшись неизвестными, — погибло в годы разру­шительной Кавказской войны, погибло за последующие сто лет в процессе перестройки старого быта и приобщения его к современной цивилизации.

Встречаются в приморском Дагестане резные деревянные стол­бы и подбалки другого стиля, отражающие влияния, которые идут из Азербайджана, Ирана, Средней Азии. На одном из столбов я увидел даже классический акант, с тонким худо­жественным чутьем использованный в оригинальной компози­ции и вырезанный с большим мастерством. Все эти внешние влияния трактованы тактично и дали в результате вещи от­нюдь не подражательные. Нужно отдать должное местным мастерам: это были подлинные художники. Их изделия, со­зданные как согласно традиции, так и с использованием заимствованных мотивов, выполнены на уровне высокой худо-84 жественной культуры.



59. Декор камина в с. Цу-ран; влияние стиля орна­мента степных народов Предкавказья на орнамен-т альное искусство в при-м орском Дагестане



 


Однако с конца Х1Х4века это искусство приходит в упадок. Резные детали зданий становятся грубыми по форме и при­митивными по исполнению. С приобщением Дагестана к новой эпохе, знаменующей собой товарно-денежные отношения и фабричное производство, здесь происходит то же, что и везде: народное декоративно-прикладное искусство вырож­дается.


60. Старинная резная дере­
вянная подбалка трехметро­
вой длины из развалин с.
Баршли, предгорная зона
Среднего Дагестана

61. Резные деревянные
столбы в кумыкских селе­
ниях Каякентского и Ле­
нинского районов; приме­
ры переднеазиатского
влияния в декоративном
искусстве приморского Да­
гестана


Если несведущему в специальных вопросах читателю не сов­сем ясно, что такое подбалка и какую роль она играла в архи­тектуре, поясню это вкратце.

Чтобы конструкция перекрытия комнаты была прочнее, по­перек помещения, со стены на стену, клали мощный дере­вянный брус — главную балку. А чтобы она не провисала или не сломалась, ее посередине подпирали столбом. Если между столбом и балкой проложить короткий брус — под-балку, то балка будет держаться прочнее. Не у всех народов, применявших в своей архитектуре де­ревянные столбы, последние имели подбалки. Например, у славян балка подпиралась двумя наклонными брусками (под­косами), упирающимися нижними концами в столб. А в Средней Азии, где балки перекрытия укладывались в пере­крестных направлениях, на верху столба устраивалась кре­стовина. Столбы с подбалками присущи народной архитектуре Передней Азии и Кавказа. Но и на Кавказе они устраива­лись не везде. Например, у одних дагестанских народно­стей столб с подбалкой, стоящий посреди жилого помещения, обязателен, а у других (при таких же размерах помещения и такой же толщине балки) его не бывает. Наверное, столб имел не просто конструктивное назначение. И действительно, это был символ — священный символ дома, символ рода. У аварцев срединный столб назывался «столб корня» (т. е. рода), у грузин — «мать-столб». У кумыков, даже в домах позднего времени, где срединных столбов уже нет, — как пишет этнограф С. Ш. Гаджиева, «прежнее место установки столба все еще в какой-то мере почитает­ся. При трауре на это место, которое по-прежнему называет­ся орта-багана (срединный столб), сажают самую близкую к умершему старшую из родственников женщину»10. «Столбы корня» переносились из старого дома в новый при его по­стройке и передавались по наследству из поколения в по­коление. Кое-где в сараях еще и сейчас валяются древние почерневшие столбы, отслужившие свое.

Столбы и подбалки в Дагестане представлены в богатейшем разнообразии форм.

В мечетях селений Верхнего Кайтага столбы имеют наверху уширение своеобразной формы, с клювообразными выступами


(в Аварии встречаются и подбалки подобного силуэта). Эти клювообразные формы напоминают очертания деревянных консолей, поддерживающих свесы крыш в срубных конструк­циях Аварии (любопытно, что подобную форму имеют кон-сспи в срубных конструкциях у восточных славян). Особенно замечательны среди образцов этого типа столбы мечети в даргинском селении Тама (о них я еще буду говорить). Подбалка в простейшем виде имеет вид бруса, уложенного на столб. Концы бруса утоняются, чтобы он не имел гру­бой формы. Но такие элементарные подбалки встречаются редко. Даже в бедных домах старались хотя бы незамы­словатой резьбой выделить подбалку, подчеркнуть ее зна­чение.

В предгорной полосе северо-восточного Дагестана характерны длинные изящные подбалки с обработкой нижней поверхности выступами в виде гирек. Выше в горах подбалки имеют понизу мешкообразные выступы; именно такого силуэта была старинная подбалка из развалин Баршли. Мешкооб­разные выступы могли произойти от рисунка спиральных



 


 


62. Столб с подбалкой в жи­лом помещении (с. Канаси-раги); декоративные формы представляют древний куль­товый символ на Кавказе и в Передней Азии — бараньи рога


завитков, представляющих собой один из древних культо­вых символов.

Столбы, деревянные, отесанные на четыре грани, оформляют­ся срезами на ребрах. При этом зачастую срезка в верх­ней части завершается фигурным вырезом, обычно несложным, но иногда фасонным; подобным способом обработаны и по­толочные балки. Встречается обработка столбов посредством горизонтальных пропилов. Столб может украшаться также розетками или иной резьбой. В Кайтаге есть столбы мече-


63. Резной деревянный столб мечети (с. Турага). Трапециевидная капитель характерна" для Табасарана и соседних с ним районов


тей с вырезанными на их стволах сплетениями в форме узлов.

Столб с его сочными формами мощной подбалки и камин с яркой по силуэту пластичной лепкой — эти могучие, суро­вые формы придавали значительность и величие интерьеру старинного дагестанского жилища. Несмотря на наличие лоджий, галерей и балконов, несмотря


на применение резьбы и других деталей, архитектура Даге­стана, особенно в высокогорных районах, имеет суровый, замкнутый характер. Но интерьер, в противовес лаконично­сти и даже лапидарности внешнего облика зданий, будучи тоже строгим, иногда даже мрачноватым, решается с большей деталировкой, а в ряде случаев с определенной изыскан­ностью. Это свойственно не только нынешним жилым поме­щениям, обогащенным обилием ковров, посуды, утвари и других предметов, но и изредка встречающимся примерам, по которым можно воссоздать облик традиционного горского жилища, не искаженный поздними влияниями. Традиционный дагестанский жилой интерьер отражал харак­тер трудной и тревожной жизни, сурового быта. Черный деревянный потолок с балками, побеленные или же просто каменные неоштукатуренные стены, глинобитный пол. Камин у стены или открытый очаг на полу. У одной из стен, на полке или на нарах, убранная на день постель: паласы, овчины, подушки. У других стен — металлические и глиняные сосуды. Посуда на полках. Ларь для зерна и муки. Разве­шаны овчины, одежда, тазы, мясо, оружие. Низкий потолок, очень низкие двери, небольшие окна или их совсем нет. Комната освещена огнем очага и коптящим светильником или лучинами. Помещение плохо проветривается, поэтому двери по возможности всегда приоткрыты. Зимой в доме холодно, и люди кутаются в тяжелые овчинные шубы. Дым из очага стелется по помещению, раздражает глаза, горло. Мужчины в шапках, женщины в платках. Спят в одежде, улегшись на паласах, разостланных на полу или на нарах, и укрывшись овчинами. Мебели почти нет. Домашние работы, в том числе и приготовление пищи, женщины выполняют, сидя на полу. (Во избежание недоразумений напоминаю читателю: речь идет не о современном жилище.) И все же интерьер традиционного дагестанского жилища, при всей его суровости и архаичности, эстетически полно­ценен благодаря органичной связи декоративных и утили­тарных элементов, а лучшие его образцы, проявляющие чистоту традиций самобытной культуры и высокое мастер­ство, производят впечатление произведений высокого ис­кусства.

Нужно сказать, что эти описания впечатлений относятся скорее к Внутреннему Дагестану. Ближе к приморью, в пред­горьях, на плоскости — и природа, и люди, а следовательно, и архитектура, имеют несколько иной характер. Причина этого — не только в разнице в природных условиях, но и в большем общении с внешним миром, На протяжении более тысячи лет — с VI по XVIII век — этим внешним миром был прежде всего Иран. Это не могло не сказаться на архитектуре — по крайней мере на плоскости, в предгорьях и



64. Столб с «морским уз­лом» (с. Барша)


частично в горной полосе, полукольцом охватывающей Внут­ренний Дагестан с востока.

По описаниям прошлого века типичная комната дома жите­лей Среднего Дагестана представляется так. В передней стене два окна без стекол, закрывающиеся деревянными ставнями. Между ними камин, а по сторонам него две ниши; в них посуда. В торцовых стенах—под потолком ниши с посудой, ниже висят большие плоские тазы, а также ору­жие; на полу сундуки, сосуды, седло со сбруей. Задняя стена (противоположная окнам) имеет на высоте около метра большую, идущую вдоль всей стены полку, на которой лежат подушки и одеяла. Крыша подпирается продольной балкой, посредине столб. К балке прикреплена веревка, на которую навешена одежда. Эти описания соответствуют облику ста­ринных предгорных жилищ, местами сохранившихся до сере­дины XX века.

У богатых и жилище было побогаче. Очевидец XIX века так передает свое впечатление о доме Нахибашева в с. Чох: «Мы остановились в сакле наиба, убранной не столько во вкусе чисто горском, сколько плоскостном или персидском: обилие ковров, тюфяков и одеял, уместная и неуместная драпировка стен и окон, наполненные всякого рода посудою ниши, — все это почти роскошно в сравнении с убого-про­стой обстановкой чисто горского жилья»11. С XVIII века в горах все больше дает себя знать влияние городской архитектуры. Сперва это единичные случаи, а с конца XIX века — массовое явление.

Лучшим примером этого влияния может служить архитектура селения Согратль, где формы городской архитектуры XIX ве­ка не подражательно повторяются, а своеобразно трактованы с проявлением художественного такта и хорошего вкуса. Но примеров дурного влияния новых веяний, к сожалению, больше.

С начала нынешнего столетия, когда начал повышаться до­статок части горцев и когда на вкусы местных жителей стала оказывать влияние городская художественная культура того периода, здесь получило распространение то, что в архитектуре определяют как «внешнепоказное». Стремление к эффекту преобладает над заботой об удобствах. Стены увешивают коврами и пестрыми тканями, вырезками из иллю­стрированных журналов. Резные столбы закрыты тазами и занавесками, лепные камины заклеены газетами. На кроватях горой сложены подушки, накрытые тюлевыми накидками. Расписные зеркала, всевозможные рамочки, полочки и всякие безделушки, которые горожане обычно не покупают, приво­зятся из города как символ «современности». Вместо того чтобы воспитывать вкус сельских жителей, промышленность производит вульгарные вещи, обосновывая это


тем, что они «имеют спрос». Конечно, это явление специ­фично не только для Дагестана. В русской деревне дело обстоит не лучше. Да и не только в деревне. Корни нынешнего положения в художественной культуре да­гестанского жилого интерьера — в мещанских представлениях о красоте. Все это не имеет отношения к традиционной дагестанской национальной культуре.



 


 


65. Кухонный отсек в жили­ще даргинцев


Путешествовать по Кумыкии просто: всюду дороги, по ко­торым то и дело проезжают автомашины, а кое-где и авто­бусы.

Попутная машина — обычный вид транспорта для нашего брата, исследователя народного зодчества и искусства. На мешках с мукой, на дровах, на ящиках и бочках, в пу­стых кузовах, где не за что ухватиться, а иногда — с ком­фортом— в кабине рядом с шофером я объездил приморский Дагестан.


Для того, кто изучает процессы современных преобразований в быту и материальной культуре, материала здесь много. И современное искусство здесь процветает: в сельских школах висят общеизвестные репродукции, в придорожных закусоч­ных красуются исполненные с потрясающей выразительно­стью «Охотники на привале», а мусульманские святыни изукрашены масляными красками душераздирающих расцве-



 


 


66. Декоративная посуда в обильном количестве, раз­вешанные и сложенные ков­ры и яркие ткани призваны обогащать облик жилища


ток (излюбленные цвета: голубой — потому что только эту краску выпускает какая-то артель в Махачкале, и серебря­ный— потому что в городе она тоже популярна, ею окраши­вают батареи центрального отопления). А вот тому, кто ищет памятники старины, труднее.

Рейсовым автобусом доехал до станции Мамедкала. Жара, пыль. Ларьки с кое-какой снедью. С несколькими другими попутными пассажирами взбираюсь на груженую машину, которая направляется в Маджалис, центр Кайтагского рай-


она. Дорога все время идет вверх. Через час повеяло прохладой: мы приближаемся к горам.

В Маджалисе новые постройки перемежаются с остатками старого русского укрепления, от которого сохранились ка­менные стены с бойницами. До присоединения Дагестана к России в этом населенном пункте находилась резиденция кайтагского уцмия. Как свидетельствуют данные прошлого века, больше половины жителей селения тогда составляли евреи. Они занимались ремеслом и торговлей, и уцмий по­кровительствовал им. Если кто убивал еврея, то должен был уплатить большой штраф: содрать кожу с убитого и наполнить ее серебром. Еврей был полезной скотиной, его убивать не следовало.

Теперь Маджалис населяют кумыки и даргинцы: селение на­ходится на стыке территорий этих двух народностей. В верхней (т. е. расположенной на возвышенности) части селения еще сохранились кое-где старые постройки. В этих домах можно видеть подбалки, с нижней стороны которых вырезаны фигуры, состоящие из двух круглых выступов в виде гирек и зубца между ними. Странно (а может быть, и нет), что точно такая же декоративная форма известна в деревянной резьбе старого зодчества и Грузии и России. Это—рудимент священной эмблемы, представляющей собой ромб и два диска. Такая эмблема, трактованная как орна­ментальный мотив, встречается в средневековом декоративно-прикладном искусстве Средней Азии и России. Она изображе­на на груди половецких каменных истуканов, выставленных в Историческом музее в Москве. Ромб — это женский символ (знак «земли-матушки»), диск — мужской символ (знак «солн­ца-батюшки»). Два диска и ромб между ними выражают ту же идею (а какую — нам не известно), что и древняя ком­позиция, в которой изображена женская фигура (Великая богиня, мать всего сущего) и по сторонам нее — две муж­ские фигуры или две симметрично расположенные фигуры животных (львов, коней и др.).

В Верхнем Маджалисе можно увидеть старые, черные (ок­рашенные нефтью) деревянные ворота с резьбой. Полотно ворот состоит из нескольких толстых досок. Эти доски, а также связывающие их брусья покрыты резьбой. Резьба по­лотнищ ворот встречается в разных местах Дагестана. Но если у аварцев и даргинцев она архаична по стилю, то у кумыков и особенно у лезгин отражает влияние ближне­восточного декоративного искусства. Украшались резьбой так­же обрамления ворот въезда в усадьбу и дверей входа в дом. На них изображались древние культовые символы, имев­шие, очевидно, магически-апотропейное значение, — в дан­ном случае, увхода в жилище, с особым смыслом. Встречается и резьба на брусьях, перекрывающих проем ворот.


В селениях Кумыкии (главным образом, у южных кумыков, населяющих центральную часть приморской зоны) распро­странен прием уменьшения пролета перемычки проема ворот путем закладки консолей на опорах. Эти конструкции вы­полняются в разнообразных декоративных формах. Среди последних встречаются и такие, которые сходны по своему рисунку с консолями, применявшимися в старом зодчестве районов, далеких от Дагестана: Грузии, России, Западной Европы.



67. Декоративное оформле­ние подбалок в домах ку­мыкских селений



 


 


68. Резной декор ворот въезде на усадьбу в при­морском Дагестане (с. Мад-ж ал и с)


Один старик в Маджалисе сказал, что если я ищу старину, то мне следовало бы побывать в Тама — самом отдаленном се­лении Кайтагского района. И я отправился в ту сторону. Дорога довольно широкая, немного извилистая, с небольшим подъемом — идти нетрудно. Погода отличная, тишина, ясное солнце. Две женщины (по даргинскому обычаю, в белых шалях) идут навстречу. За спиной каждой — поклажа, и идут они, наклонившись вперед под тяжестью, глядя на дорогу перед собой. В Дагестане не встретишь на дороге женщину



 


без ноши. Так же как не встретишь мужчину, который бы что-нибудь нес. Старый обычай: женщина—работник, а муж­чина— воин, его руки должны быть всегда свободны, чтобы он мог в любой момент схватиться за оружие. Теперь драть­ся не с кем, оружия ни у кого нет, а обычай держится. У кумыков есть еще и такой обычай: если мужчины проходят мимо сидящих женщин, то те встают. Встают даже старухи (кстати, они, соблюдая обычай, — с наибольшей готовностью). Мужчина — воин, защитник, постоянно подвергает свою жизнь опасности, его надо уважать.

Женщины прошли мимо, не глядя на меня. Горянка как бы не замечает постороннего мужчину — так требует приличие. Однажды молодой человек попросил меня сфотографировать его вдвоем с женой. Когда я сказал ей, чтобы она смотре­ла не в землю, а в объектив, то, поощряемая мужем, она лишь с трудом заставила себя поднять глаза. Впрочем, то было у аварцев. Кумычки держатся свободнее. За женщинами семенит белобрысый мальчик, босой, в потре­панном картузе, с хворостиной в руке — ни дать, ни взять русский деревенский мальчуган.

Меня нагоняет мотоцикл с коляской. В плоскостном и пред­горном Дагестане лошадей нет, потому что здесь везде имеются дороги для колесного транспорта. Мотоцикл выгод-



 


 


69. Фрагмент резьбы арха­ического стиля на воротах (с. Дуакар)

70—71. Консоли проема во­рот; Каякентский и Серго-калинский районы


нее лошади: его не нужно кормить, когда он не работает. Лет двадцать-тридцать тому назад здесь еще не было мото­циклов, но уже не было лошадей, и люди на далекие расстояния ходили пешком. Поднимаю руку — мотоцикл оста­навливается. За рулем — двадцатипятилетний джигит с озор­ными глазами. Оказывается, председатель здешнего колхоза. Неужели его слушаются мужчины, привыкшие уважать лишь пожилого, умудренного жизнью человека? Чудеса происходят в нынешнем Дагестане.


На мотоцикле мы приехали в Шиляги. Здесь меня заинтере­совал добротный красивый дом, построенный перед первой мировой войной братьями Арболиевыми — по всему видно, за­житочными хозяевами. По 'старому обычаю, каждая семья довольствовалась одной комнатой. В углу жилого помеще­ния— очаг на полу, над ним — прикрепленное к потолочным балкам и не доходящее на метр до пола глиноплетневое ог­раждение, своеобразный зонт, служащий для вытяжки дыма; это характерная деталь старого даргинского жилища. Стены дома выложены из тщательно отесанного камня, следова­тельно, мастерам были уплачены хорошие деньги, — но по­стройка совершенно лишена резьбы по камню и дереву или каких-либо иных декоративных деталей. Сказывался насту­пивший XX век.

Неподалеку от селения—полуразрушенная старинная башня. На одном из ее камней — неразборчивая арабская надпись, сделанная куфическим шрифтом (в Дагестане он применялся в XI—XIII вв.). По неопытности можно было принять это сооружение за боевую башню, но особенности его конст­рукции и деталей свидетельствовали, что это минарет. И дей­ствительно, как выяснилось из расспросов местных жителей, здесь когда-то было селение, а на этом месте находилась мечеть.

В этих местах уже начинается территория даргинцев. Не установлено происхождение их этнонима (этнического имени, т. е. слова, обозначающего национальность). Может быть, его можно связать с именем древнего переднеазиатского бо­га Тарту — так же, как и некоторые местные географические названия (чеченское селение Дарго, ингушское Таргим, кумык­ское Тарки или Таргу, называемое аварцами тоже Таргим).

По запущенной разбитой дороге грузовик довез до Тама'. Мне дали в провожатые мальчишку лет пятнадцати. Брожу по улицам безлюдного селения, поросшим крапивой. Унылые каменные стены, груды камней. Дома заброшены, многие из них полуразрушены. Но здесь, видимо, кое-кто еще живет: в открытых лоджиях сараев, стоящих на краю селения, вид­неется сено, а над одним из домов поодаль поднимается дымок от очага.

Заблуждается тот, кто думает, что вот приедет он в Даге­стан и перед ним развернется панорама памятников старины во всем своем великолепии. Нет, это не Помпеи. И даже не Армения. Старинные образцы архитектуры и искусства здесь надо поискать — да и знать надо, чего ищешь: местное искусство не эффектно, заметит и оценит его не всякий. Сколько раз я наталкивался на интересный объект совершенно случайно и, наверное, не раз проходил в двух шагах


от других, так и не увидев их. Вот так в Сомоде не заме­тил старинный амбар, подобный тому, что мне показали в Ругельде.

Надо, думаю, посмотреть мечеть. В культовых зданиях, как известно, обычно сосредоточены лучшие образцы монумен­тально-прикладного искусства. Мальчишка повел меня к мечети. Еще издали увидев ее,



 


 


72. Дом в с. Шиляги, по­строенный в начале XX в.


я понял, что приехал сюда не напрасно. Если кто представ­ляет себе «настоящей архитектурой» такие здания мечетей, как, например, построенные в начале XX века в Петербурге или Владикавказе, то вид культовых зданий в горных селе­ниях Дагестана его, конечно, разочарует. Мечети здесь не импозантны, не изукрашены многодельными деталями и цвети­стым узорочьем. Иную не очень отличишь от заурядного дома или даже сарая: каменная коробка с плоской земля­ной крышей и все.


На фасаде этой мечети — две двери, украшенные глубокой сочной резьбой. На одной из дверей — арабская надпись куфическим шрифтом. Это XII век. Период расцвета местной культуры, от которого дошло до нас считанное число па­мятников. В отличие от подражательной работы позднего времени, резьба этих дверей представляет подлинные образцы самобытного местного искусства.



 

 


 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал