Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бронзовые изделия конца II — начала I тыс. до н. э. из Осетии
товарами. Потери, которые претерпевало народное искусство, были издержками развития экономики и индустриального производства, развития, имевшего положительное значение для технического прогресса. В наше время мы снова внимательно обращаемся к искусству прошлого, стремясь по возможности восстановить утраченное: если оно не имеет значения для материальной культуры, то существенно для культуры духовной. Не сегодняшняя реальность, а история раскрывает перед нами картину народного искусства Осетии. В погребениях у селения Кобан, а затем и в других местах были найдены замечательные бронзовые изделия — боевые топоры с выгравированными на них рисунками, пряжки с рельефными изображениями, амулеты, подвески, бляхи, фигурные булавки и другие предметы, изготовленные людьми, которые жили здесь три тысячи лет тому назад. Культура, о которой свидетельствуют эти вещи, была названа, как это принято в археологии, по месту первых находок кобанской. Эта культура охватывала всю территорию нынешней Северной Осетии, а также значительные части примыкающих к ней земель — Южной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии; она типологически родственна одновременной ей культуре западного Закавказья. Кобанская бронза отличается высоким техническим и художественным совершенством для той эпохи. Все культуры всех времен и народов так или иначе связаны с другими, ни одна не развивалась в вакууме. Это относится и к кобанской. Однако она не была привнесенной или заимствованной. Ее истоки прослеживаются в предшествующую эпоху на этой территории. Племена — носители кобанской культуры были кавказскими аборигенами. Они являлись далекими предками осетин; их орнаментальные мотивы, обнаруживаемые на изделиях, которые лежали три тысячи лет в земле, продолжали, однако, жить в узорах осетинского народного орнамента. На протяжении тысячи лет, от античного времени до татаро-монгольского нашествия, на северокавказской равнине преобладали аланы, многочисленный народ, потомки древних обитателей южнорусской степи. Их культура в значительной степени влияла на культуру кавказских аборигенов, с которыми они непосредственно соприкасались, особенно в предгорьях Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Балкарии. Что касается гор, то аланское влияние особенно ощутимо было в тех районах, куда они переселялись, — главным образом в Осетии. Это влияние отразилось, как обычно, главным образом на формах и характере изделий, которые, в отличие от архитектуры, в силу специфики своего применения перемещаются, в результате торговли или грабежа, на большие расстояния — прежде всего оружия и конского снаряжения, украшений и одежды. Кроме того, на таких изделиях в большей мере, чем на утвари и архитектуре, сказываются заимствования. Аланы в период раннего средневековья задавали тон моде на Северном Кавказе, особенно в Осетии, в результате чего (а также в результате позднейших кабардино-черкесских и тюркских влияний) в предгорных областях Северного Кавказа и в горной Осетии сложилась художественная культура, в которой проявляется переплетение разных истоков — горских и равнинных. В силу этих условий декоративное искусство осетин и соседних им вайнахов сходно: та же техника аппликаций из кожи и войлока, выкладка узора шнуром и тесьмой, шитье нитью. Разве что у осетин узорочье более пышно и в большей мере характерно растительными элементами. В осетинской орнаментике, которая в значительной степени сформировалась под влиянием алан, проявляются одновременно, помимо древних мотивов, восходящих еще к эпохе кобанской культуры, также общие горско-кавказские черты. Они сказываются прежде всего в традиционном виде прикладного искусства северокавказских горцев — резьбе по дереву. Осетины в этом деле достигли изумительного технического мастерства и виртуозности. В музее краеведения мое внимание привлекла большая, величиной с каску, чаша, которую я принял за сделанную из меди. Взяв ее в руки, я убедился, однако, что она деревянная. Ее стенки, толщиной всего в несколько миллиметров, были тщательно отполиро-
162—163. Осетинские орнаменты: у зо ры, выпо лн яе-мые аппликацией и шитьем (из собрания худ. А. Хохова) ваны и не имели на своей поверхности ни единой трещинки. Некоторые чаши представляют собой замысловатые скульптурные композиции; но орнамента на них почти не бывает. Иногда ручки чаш украшены стилизованными головками рогатых животных — наследие вкусов древних кобанцев. Большие деревянные чаши характерны на Северном Кавказе для осетин. Они предназначались для пива и на праздничном пиру передавались по кругу — древний скифо-сармато-аланский обычай. В старых жилищах горной Осетии, как и у других кавказских горцев, имелась некоторая мебель. Скамья для мужчин и кресло для главы семьи украшались резьбой. Главный и почти исключительный орнаментальный мотив этой резьбы — косой крест, заключенный в квадрат или круг. Это — древний символ мужчины, он же — одна из эмблем солнечного божества. Резной орнамент в виде ленты косых
164. Деревянная чаша I тис. до н. э. из Северной Осетии крестов украшал иногда и деревянные строительные элементы интерьера. Все же у осетин старая утварь (деревянная, керамическая, металлическая) бывает орнаментована редко. Искусство орнамента и мелкой пластики у древних кобанцев оперировало в некоторой мере геометрическими, но в основном зооморфными мотивами, что сближает его стилистически с памятниками древнего искусства Закавказья. В дальнейшем исторические судьбы горских племен, являвшихся предками осетин, сложились так, что эти художественные традиции
1 65—166. Застольные осетинские чаши; старинная и современной работы (Севе-ро-Осетинский республиканский краеведческий музей) были в значительной степени ослаблены за счет другой струи, происходившей от степной культуры и выразившейся в орнаментации мягких изделий — одежды, обуви, разнообразных чехлов и т. п. А. Л. Зиссерман так описывает условия горной Осетии в старину: «Большей частью все переходы между аулами приходилось делать пешком по тропкам и без них, карабкаясь и цепляясь за что попало. Застигнутый метелью в одном из жалких аульчиков, я трое суток провел в темном, полном дыма, грязном логовище, вместе с несколькими осетинами и их животными, имея постелью бурку, а пищею несколько ячменных, в золе испеченных лепешек с куском соленого сыра. Но хуже всего было трое суток провести в бездействии, в невозможности даже походить. Я выскакивал, наглотавшись дыма и тяжелого воздуха, на двор, чтобы вдохнуть свежего, совершенно как кочегары на пароходах, но больше двух-трех минут нельзя было оставаться: неистовый ветер крутил густые тучи снега, застилавшие свет, засыпавшие всякий попадавшийся предмет сухим, твердым, как песок снегом; кругом полумрак, в нескольких шагах ничего не видно, только гул и вой, то как будто утихающий, то усиливающийся, меняющий тоны — визжащие на глухие, да по временам вдали какие-то раскаты (вероятно, шум обрушившихся завалов). Такова была приблизительно картина, которая могла бы дать материал для самого поэтического эффектного описания и в чтении производила бы отличное впечатление; испытывать же ее на себе было не совсем приятно»30. При таких условиях жизни трудно создавать искусство. Трудно думать о красоте и поэзии людям, задавленным повседневными тяготами бытия и ведущим тяжелую борьбу за существование. Судя по свидетельствам прошлого века, ремёсла здесь тогда ограничивались умением сложить саклю и башню из камня без извести, делать косы, топоры, ножики, седла, медные пуговицы и пряжки для конской сбруи и т. п. мелочи, обычно грубого качества. Бедность не способствует развитию искусства, так же как и раздробленность населения на малочисленные группы. Примером может служить Чечено-Ингушетия: ингуши жили в лучших природных условиях, чем чеченцы, и население у них было сосредоточено в компактной массе селений, имевших оживленные сношения между собой; в результате этого у них получило развитие архитектурное мастерство, одно из самых высоких на всем северо-восточном Кавказе. Резьбы по камню горная Осетия в старину почти не знала. Может быть, потому, что необходимый для этого стальной инструмент был крайне дорог в этом горном краю. А может быть, просто в силу особенностей местной культуры: за
167. Кресло главы семьи в старом осетинском жилище (Севере-Осетине кий республиканский краеведческий музей) исключением нарядного шитья, искусство оформления бытовой вещи в Осетии, как и в Чечено-Ингушетии, не отличалось декоративностью. А это уже связано с особенностями национальной психологии. Старый обычай горцев требует сдержанности в проявлении чувств; мужчине не подобает выказывать на людях ни радость, ни горе. Такой человек, суровый и сдержанный в силу своего воспитания и условий жизни, будет сдержан и в эстетических формах своего самовыражения. Конечно, не только нужда лимитировала развитие искусства у горцев. Главной причиной этого была народная психология, складывавшаяся в условиях жестокой борьбы за существование. Окружение не вселяло в души людей умиротворение и радость бытия. Угрюмая природа, жизнь в мрачных башнях, постоянный военный быт у мужчин и постоянный тяжкий труд у женщин. Народ не знал ласки: проявить нежность даже к своему ребенку (не говоря уже о жене) значило подвергнуть себя насмешкам. Обычай требовал суровости. А это было неспроста; люди должны были быть стойки в борьбе за существование. И если человек не проявляет нежных чувств по отношению даже к близким людям, он не будет нежничать в искусстве. Условия жизни в лесистых горах предопределили то, что основным материалом для бытовой утвари были не металл, не керамика и не камень, а дерево. Все, что можно было сделать из дерева, делалось из дерева. Утилитарное производство изделий из дерева привело к распространению и мелкой пластики в виде деревянной скульптуры, украшающей некоторые предметы быта. Уже в последнее время отдельные мастера-резчики стали обращаться к камню. К ним относится, например, скульптор-самоучка С. М. Эдзиев, изготовлявший резные каменные надгробия и украшавший скульптурами дома, что уже выходит за рамки старых осетинских традиций. В музее изобразительных искусств г. Орджоникидзе есть каменные скульптуры его работы, выполненные в духе подлинного примитива. Особенно хорош «Автопортрет», заставляющий остановиться и долго вглядываться в него. Национальный осетинский художник М. С. Туганов писал красочные полотна на темы осетинской истории, народного быта, эпических сказаний и произведений Косты Хетагурова. Его картины, отличающиеся патетикой, монументальностью, сочностью форм, имеют некоторый налет экзотики. Многие из них — например, «Посвящение коня покойнику», «Народный суд», «Триумф», — не оставляют зрителя равнодушным. Туганов — это в своем роде осетинский Васнецов. Но такое можно сделать только единожды. В городе Алагире была выставка работ учащихся местной детской художественной школы. Впечатляют богатство и смелость красок, живость изображения, свойственная детскому рисунку, острое ощущение впервые увиденного. Трудно поверить, что это — дети народа, в прошлом не знавшего живописи. Конечно, ничего специфически национального в этих рисунках нет. Наверное, и быть не может. Мир идет к единой культуре. Не хочется верить, что она будет столь уныло единообразной, как одежда представителей разных стран на заседаниях международных конгрессов. Может быть, разнообразие культуры в будущем будет проявляться не в различиях национальных, т. е. групповых культур, а в духовном богатстве и нестандартности индивидуальностей. Осетины по своему антропологическому облику в общем сходны с другими кавказцами. Но все же они несколько отличаются от своих соседей — вайнахов на востоке, кабар-
|