Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В горах Осетии








Впрочем, это не удивительно. Дело в том, что царская колониальная администрация не очень разбиралась в местных условиях и действовала зачастую весьма грубо, во вред по­рой собственным же интересам. Власти стремились привлечь на свою сторону местных жителей, поощряя их к поступле­нию на русскую службу наградами, деньгами и подарками (что составляло специальную статью расхода казенных де­нежных сумм). Однако практически пользовались такими льго­тами жители районов, ближайших к русским административ-


ным и военным центрам на плоскости — а это было мусуль­манское население. Мусульмане возвысились и заняли видное положение при русских, а жители гор, христиане, потенциаль­ные союзники православного правительства России, остава­лись забитыми бедняками.

Северная Осетия находится между Чечено-Ингушетией и Ка­бардино-Балкарией. Из всех северокавказских республик она самая небольшая по площади. В отличие, например, от Дагестана с его хаосом ущелий и климатическими контраста­ми от прохладных высокогорий до засушливых степей и субтропических лесов, география ее сравнительно проста. Се­верную часть республики занимает равнина, где находятся города Орджоникидзе, Алагир, Беслан, Моздок и др. С юга она ограничена заснеженной цепью Главного Кавказского хребта. Через него ведут в Грузию, помимо троп, два глав­ных пути: Военно-Грузинская дорога через Дарьяльское ущелье (из которого вытекает на север Терек) и Военно-Осетинская дорога через Мамисонский перевал. Дарьяльское ущелье, через которое проходят рейсовые авто­бусы Орджоникидзе — Тбилиси, производит внушительное впечатление. Ущелье глубокое и узкое, в его глубины не по­падают лучи солнца, и оно имеет мрачный вид. Люди, автомашины, постройки кажутся чем-то мелким, невзрачным на фоне величественных природных форм с их мощным мас­штабом.

Рядом с Дарьяльским ущельем возвышается покрытая вечны­ми снегами и окруженная полями глетчеров гора Казбек (высота 5047 м), а от Мамисонского перевала идет на запад, разделяя Грузию и Кабардино-Балкарию, сплошная линия вечных ледников и снегов, увенчанная белым пиком Эльбруса (высота 5633 м), находящегося на крайнем западе Кабардино-Балкарии (дальше на запад расположена Карачае­во-Черкесская автономная область, входящая в состав Став­ропольского края). Над пейзажем Осетии доминирует вели­чественная панорама горной гряды Большого Кавказа. Горы стоят кулисами. На первом плане — сплошь покрытые лесами, как бы мохнатые, сравнительно невысокие горы, за ними — пастбищные, покрытые яркой зеленью трав, далее — голые скалистые, желтоватые, и над ними — сверкающая вечными снегами цепь Главного хребта.

На территории Северной Осетии протекают с юга на север, почти параллельно друг другу, реки, берущие начало на высо­ких склонах Главного хребта. Они образуют ущелья, в кото­рых и расположены горные селения. В старину селения группировались по ущельям, в общества, среди которых 285 главные: Дигорское на границе с Кабардино-Балкарией, за-



 


 


172. Развалины средне вой крепости в горах О (Унальское ущелье)



тем, к востоку, Алагирское, Куртатинское и Тагаурское у Чечено-Ингушетии.

Горные ущелья, в которых когда-то ютился осетинский на­род, тесны и скудны; пахотных земель здесь мало, и даже пастбища есть далеко не везде. В прошлом некоторое подспорье в питании местных жителей, как и в других гор­ных местностях Кавказа, давала охота. В горах еще сто лет тому назад было много оленей, диких козлов, кабанов. Встречались здесь волки и медведи; кавказские медведи


опасны, они нападали на стада, иногда и на людей. В горных реках есть, хотя и мелкая, форель. В горах Осетии представляют большую опасность снежные завалы, которые, обрушиваясь огромными массами с гребней крутых гор, порой погребали дороги и путников на них, а ино­гда и целые селения, оказавшиеся в опасных местах. По ущельям Северной Осетии, как и Кабардино-Балкарии,



 


 


1 73. Фасадная стена пещер­ного убежища у с. Дзивгис


проходят хорошие современные дороги, которыми не могут похвастать горные Дагестан и Чечено-Ингушетия. Между прочим, здесь и началось дорожное строительство в горах Кавказа. В середине прошлого века от Алагира, где нахо­дился сребро-свинцовый завод, до Садона, где добывали руду, шла единственная тогда на Кавказе шоссейная дорога. Ныне от Алагира вверх по ущелью идет асфальтобетонная дорога. Бывшие селения Алагирского ущелья Мизур, Нузал и Бурон — теперь поселки городского типа, с многоэтажными


домами. Ущелье узкое, тесное, зажатое между крутыми скалистыми склонами.

У селения Нузал на головокружительной высоте видны древ­ние постройки, как бы впаянные в каменную кручу. К ним теперь невозможно добраться. Когда-то там обитали люди, вынужденные для безопасности забираться в такие вот не­приступные места.



174. Жилая башня • скале над с. Нуэал


Алагирское ущелье, по которому протекает река Ардон, яв­лялось одним из центров политической и культурной жизни средневековой Осетии. Наряду с ущельем Терека, которое ведет к Дарьяльскому проходу, ущелье Ардона, ведущее к пе­ревалам, служило важным путем из Осетии в Грузию. Выходцем из селения Нузал был Давид Сослан, второй муж грузинской царицы Тамары. Лихой рубака, он погиб в



 


 


175. Часовня-мавзолей с

грузинскими фресками в с. Нузал, XII в.


бою и был похоронен на родине. До наших дней сохранился его мавзолей, который называют «Нузальской часовней». Она представляет собой небольшую прямоугольную в плане по­стройку с крутой двускатной крышей, целиком выложенную из камня на извести. Покрытие устроено напуском камней, т. е. посредством ложного свода, внешние очертания кото­рого образуют двускатную крышу. В помещении стены и свод покрыты фресками. Штукатурка во многих местах об­валилась, и'роспись очень пострадала от времени. Характер


живописи грузинский, святые — в грузинских одеждах, име­ются грузинские надписи. Строительная техника, однако, сви­детельствует о том, что постройка возведена местными масте­рами, причем не в подражание грузинской архитектуре, а в соответствии с приемами местного зодчества. В Осетии есть средневековые гробницы такого типа, как Нузальская часовня с двускатной каменной крышей. Очевидно, все это — каменные



 


 


176. Старинный срубный дом в горной Осетии (с. Та- памкау)


копии давно исчезнувшего типа жилищ, а может быть, даже жилища с каменной крышей (такие дома до сих пор сохрани­лись в странах Средиземноморья).

Были в горной Осетии и деревянные дома, рубленные из бревен или из толстых досок. Образ срубного жилища за­печатлен в известном памятнике архитектуры Осетии — святи­лище Реком, которое находится в окрестностях селения Цей, недалеко от горного санатория. Реком представляет собой деревянную постройку, состоящую из двух примыкающих сру-


бов с тесовой крышей. Сооружение ориентировочно датирует­ся XV веком, но, безусловно, и до этого здесь существовала другая постройка, ибо святость этого места восходит к древ­ним временам.

На дверях Рекома прибит небольшой железный крест, внутри был иконостас, хранился медный колокол с грузинской над­писью (которая удостоверяет, что колокол предназначен в дар



 


177. Святилище Реком (XV— XVI вв.?) в Северной Осе­тии

уже существующему храму). Характер приношений, которыми было завалено помещение, специфичен: это стрелы и бараньи рога — древние символы бога Солнца. Ежегодно к Рекому собирались паломники и устраивали типично языческий куль­товый обряд.

Не случайны названия стоящих здесь рядом двух святилищ: большего — св. Георгия и меньшего — св. Марии. Христиан­ский Георгий Победоносец, поражающий змия, — это языческий бог Солнца, побеждающий мрак, бог добра, ниспровер-



178. Общий вид и входная дверь святилища Реком


гающий зло. А христианская богоматерь Мария — это языче­ская Ма, мать всего сущего, жена бога Солнца, посредница между ним и землею. Не Иисусу и Иегове поклонялись кавказские христиане, а Георгию и Марии, в которых персо­нифицировались их прежние языческие божества. В древности среди кавказских горцев был распространен культ Солнца. Поэтому с принятием христианства они стали почитать из всех святых (не делая исключения при этом и для христианского Единого Бога) именно Георгия — настоль­ко, что Грузию в Западной Европе назвали Георгией. Святому Георгию — языческому богу Солнца — в Осетии посвящены почти все святилища. На пирушках обязательно произносят тост в честь св. Георгия.

Не случайно здесь и название Цей. В Ингушетии тоже есть гора с таким названием. Это слово восходит к языку древ­них жителей Кавказских гор, далеких предков и вайнахов и осетин. По-осетински «цей» значит священный (по чечено-ингушски «цай»); «ц'е» у вайнахов значит «огонь» (а огонь почитался как частица солнца на земле).

Двоеверие (христианство-язычество) сохранялось в Северной Осетии до начала XX века. Еще в конце XIX века здесь порой сооружались языческие святилища. Как правило, каж­дое селение в горной Осетии имело свое святилище, распо­лагавшееся, как и в Ингушетии, на окраине селения или же на возвышенности, либо близ больших деревьев (деревья на Кавказе пользовались почитанием). Сооружения эти край­не просты по форме—четыре стены и крыша (обычно земля­ная, плоская). Но в то же время многие их них отнюдь не при­митивны в эстетическом отношении. Постройки эти невелики; они предназначались для хранения культовой утвари и при­ношений.

В Северной Осетии, как и в Ингушетии, есть два вида святи­лищ: постройки с помещением внутри и монументы, олице­творяющие образ древнего дома.

У отдаленного горного селения Тапанкау стоит на горе свя­тилище «Хохы-Дзуар». Оно представляет собой каменный массив; его верхняя часть имеет вид крутой двускатной крыши, а с фасада устроена большая глубокая ниша. В ней лежат культовые предметы и приношения: иконы, стаканы и рога для выпивок при празднествах, деньги. Мне расска­зали, что высоко в горах над «Хохы-Дзуаром» есть другое, более старое святилище, и возле него — статуя человека, сделанная из белого камня.

Только в Ингушетии, да и то не во всей, а в ее западной части, в средние века возводились монументальные постройки святилищ в виде зданий, — что следует объяснить прежде всего высокой архитектурно-строительной культурой этого района.


Примечательно, что, несмотря на национальные и религиоз­ные различия между вайнахами, осетинами и горными грузи­нами, они до начала XX века зачастую почитали одни и те же святыни, восходящие к далекому прошлому, когда и вера у всех была одна, да и предки, наверное, были об­щие. Например, на гору Мат-лам в западной Ингушетии приходили молиться не только мусульмане-ингуши, но и хри-


стиане-осетины. Тбилисский этнограф А. И. Робакидзе сооб­щает о таком примечательном факте. Возле хевсурского селения Шатили находилось- святилище, общее и для хри­стиан-хевсуров (т. е. грузин) и для мусульман-кистинов (чеченцев) соседних селений. Устраивались общие празднест­ва, при которых «среди обслуживающего святилища персона­ла жрецом был шатилец, а знаменосцем кистин»31.



 


 


' 79—180. Осетинские святи­лища — в виде монумента и в виде постройки с помеще­нием внутри (с. Тапанкау, с. Ход)


Отдаленный от равнины глухой горный район, там, где не­сколько речек, сливаясь, дают начало реке Ардон, местные жители называют Твалети. Но местность в соседней Грузии тоже имеет такое название. Видимо, древнее племя двалов обитало по обеим сторонам Главного хребта. Двалы («ту-бал») упоминаются в Библии как народ, живущий в Малой Азии. Надо полагать, это было одно из тех племен, ко­торые в I тыс. до н. э., продвигаясь с юга, заселили Кавказ. Теперь двалами называют одну из этнографических


групп осетин. Среди грузинских исследователей есть мнение, что Твалети, как и вся Юго-Осетия, была просто заселена осетинами, причем сравнительно недавно. Однако вряд ли это было так. Дело в том,, что хотя осетины со времен средневековья хоронили покойников в склепах, в Твалети склепов нет и не было. Это не может быть объяснено влия­нием христианства: в Куртатинском ущелье христианство было столь же прочно, как и в верховьях Ардона, но хоронили там в гробницах. Видимо, жители Твалети — потомки корен­ных аборигенов, лишь воспринявших аланский язык, если у них отсутствует столь существенная черта культуры, как камерный обряд погребения, унаследованный осетинами от их аланских предков.

Как назывался тот кавказский народ, который, смешавшись с аланами, образовал новый этнос — осетин? Наверное, то был не единый народ с общим языком; вероятно, кавказ­скими предками осетин были разные местные племена. Одно из них — двалы. В названии западных осетин, дигорцев, со­хранилось имя другого — адыги. Остальные осетины называют себя «ир»; как считают некоторые ученые, это тоже название одного из древних местных племен. В легендах восточных осетин сохранилось предание о том, что до них здесь жил народ «царца». Осетинский эпос посвящен быту племени нартов. Вероятно, язык алан, в сферу политического влияния которых входили местные горские племена, служил языком межплеменного общения этого этнически раздробленного населения, что, при массовой миграции алан в горы, способ­ствовало превращению его в общий язык вновь образовав­шейся народности.

Алагирское ущелье, вверх по Ардону, переходит в еще более узкое и мрачное Кассарское ущелье. За ним находится Тва­лети — район, население которого раньше жило обособленно от алагирцев. Кстати, оттуда, из Твалети, при Екатерине II отправилась в Петербург делегация с просьбой принять осе­тин в русское подданство.

В Кассарском ущелье нет поселений. Здесь нет для них места: скалы, поросшие карликовыми соснами, вплотную под­ступают к реке, бушующей среди огромных валунов. Мы едем уже более часа — никаких признаков жилья, все та же дикая, грозная природа. Но вот машина останавливается.

— Что случилось? — спрашиваю.

— Святое место, — говорит шофер. — Здесь надо перекусить.
В Осетии много таких святых мест на дорогах и в стороне
от них. Куча сложенных камней, а иногда просто ничего.
Гора пустых бутылок: здесь не только закусывают, но и
выпивают. В нише или в специальном ящике груда монет —
это приношения. Когда-то окрестные жители собирались здесь,

296 чтобы отмечать праздник.


Едем дальше. Мне показывают по ту сторону реки, где раньше проходила дорога, развалины стены с воротами и какой-то постройки. То была пограничная застава твалетцев. В ущельях Осетии много развалин заградительных сооруже­ний. Их возводили для обороны не только от внешнего врага, но и друг от друга. Возле каждого селения в Твалети — кладбище. Здесь хоронили



 


 


181. На христианском клад­бище в Северной Осетии (с. Калаки)


по христианскому ритуалу, в отличие от остальной Осетии, где, вопреки и христианству и мусульманству, до XIX века сохранялся языческий обряд захоронения в семейных гроб­ницах.

В некоторых селениях Твалети есть постройки церквей. Хри­стианство здесь распространялось из Грузии, до которой отсюда несколько часов пути через горные перевалы. Отно­сительно хорошо сохранилось здание церкви в Кесати-кау — главнбм селении общины Закка. Нижняя часть ее стен


1 82. Обособленный комп­лекс, состоящий из жилой и боевой башен (Зругское ущелье)


 

выложена из крупных розовато-желтых блоков аккуратно отесанного туфа (так строили грузины), а верхняя —из темно-серых необработанных камней (это достройка, ремонт, произведенный местными мастерами).

 

По всему Северному Кавказу нет ни одной постройки из туфа, которая была бы возведена местными строителями. Туф здесь редок, но все же он имеется. Об этом свиде­тельствует, например, христианский храм Датуна в Дагестане, единственная солнечно-желтая постройка во всем этом об-




ширном горном краю. И вот здесь, в Закке нашли же где-то туф, чтобы построить церковь. Но это не соответствовало местным архитектурно-строительным традициям. Кстати, в Грузии тоже из желтого отесанного камня возве­дены именно храмы. Может быть, этот камень применялся специально для культовых построек — посвященных в древно­сти языческому богу солнца, а потом, уже по традиции, и христианскому богу? Наверное, поэтому средневековые куль­товые постройки в Чечено-Ингушетии и Северной Осетии — гробницы и святилища — окрашены в желтый цвет. Знаменитый Зругский храм находится в ныне не населенной местности, в 14 км от селения Нар. Переночевав у местного жителя, я встал на рассвете, выпил кружку кипятку (чай в Осетии, как и по всему горному Кавказу, не жалуют) и отправился вверх по ущелью р. Зруг, стараясь не сбить­ся с усеянной камнями скотопрогонной тропы. По дороге увидел на круче одинокое полуразрушенное сред­невековое жилище — обычный в горной Осетии комплекс, со­стоящий из жилой башни и примыкающей к ней боевой башни. Вряд ли еще у какого народа так буквально воплоти­лось положение «мой дом — моя крепость». Какой-нибудь ученый, приверженец единой схемы общественного развития для всех народов, усмотрел бы в этом сооружении замок, свидетельствующий о «зачатках феодализма». Иду дальше, где ковыляя по камням, где карабкаясь по кручам в обход разлившейся реки. В одном месте, пытаясь пройти по прошлогоднему снегу (он сохраняется кое-где на теневой стороне высокогорных ущелий до середины ле­та), конечно же, провалился в расщелину, наполненную, к сча­стью, не камнями, а грязью и навозом. Я еще хорошо отде­лался.

В. Б. Пфаф пишет, что когда он, тоже в середине лета, проезжал по Зругскому ущелью, им в одном месте дорогу преградил завал подтаявшего снега, и один из проводников, преодолевая препятствие, вместе с лошадью свалился с кручи вниз.

Через три часа пути ущелье кончилось, и я увидел об­ширную котловину с развалинами селений и розовато-желтым храмом, стоящим на фоне недалеких уже отсюда снежных гор.

Это был типичный средневековый храм грузинской постройки. Планировка архаическая: по сторонам апсиды, вписанной в общий прямоугольник плана, — две камеры с окошками, у подоконников которых устроено по каменному столику, — видимо, для свечей. Когда-то в Грузии (как и в Византии) христиане поклонялись троице, представляя ее в образе трех богов, которым молились раздельно. По этим признакам и по элементам декора храм датируется XI веком.



 



1 83—1 86. Развалины Зруг-ского храма; вид с юга, вид с севера, дет али фасада


Река подмыла крутой берег, на котором находится сооруже­ние, и часть его обрушилась. Остались только две стены — восточная с алтарной апсидой и южная с входом. Со стороны помещения на них прослеживаются следы фресок. Вокруг полуразрушенного храма — каменная ограда, у входа в кото­рую, как и у всякой святыни в Осетии, — кучка монет, ба­раньи рога, черепа жертвенных животных, несколько стеклян­ных стаканов.

На территории Чечено-Ингушетии и Северной Осетии сохрани­лось множество средневековых гробниц. Это подземные, по­луподземные или наземные сооружения с камерами-склепа­ми, в которые клали покойников.

Около каждого горного селения взору представляется как бы другое поселение из домиков меньшего размера — мест­ный некрополь. Особенно впечатляющи некрополи у селений Даргавс в Осетии и Цайн-Пхьеда в Чечне. В Осетии иногда гробницы расположены внутри селений, вперемежку с жилы­ми домами.

Каждая гробница служила местом захоронения покойников только определенной фамилии. В некоторых селениях Осетии имелись гробницы для чужеземцев и безродных; они соору­жались на общественные средства.

В Чечено-Ингушетии, в связи с утверждением здесь мусуль­манского культа, требующего погребения умерших в земле, хоронить в гробницах перестали в середине XIX века. Но еще в конце прошлого века ингуши при клятве произносили вместо имени бога название своих фамильных гробниц. Со­общениям о том, что с переходом в ислам вайнахи стали относиться к гробницам своих предков безразлично, трудно поверить. Здесь встречаются мусульманские кладбища, устро­енные на старых некрополях, среди гробниц. У некоторых гробниц входы замурованы, и последующие мусульманские захоронения устроены у стен старых гробниц; нередко камен­ная стела, которую ставят мусульмане на могиле, стоит вплотную перед входом в гробницу, загораживая ее, как бы знаменуя этим переход в новую веру. В публикациях конца XIX — начала XX века о культуре и быте горной Чечено-Ингушетии имеются утверждения как о том, что местное население почитало старые усыпальницы, так и о том, что оно относилось к ним равнодушно и исследование их не встречало противодействия. То же на­блюдалось и в Осетии: в конце прошлого века, по одним сообщениям, приезжих даже не подпускали к гробницам, а по другим — позволяли им рыться в них, разбрасывать кости покойников, уносить вещи. Противоречивые факты о различном отношении местных жителей к старым гробницам


проистекают из того, что люди по-разному относились к останкам своих предков и к чужим мертвецам. Разделение живых на своих и чужих распространялось и на мертвых. Родственника следовало защищать, помогать ему, не считаясь ни с чем, а чужого можно было, а то и следовало, убить. Чужие люди были объектом грабежа, и таковыми были чужие мертвые: общеизвестно, что когда



 


 


187. Некрополь — комплекс гробниц у с. Даргавс


археологи обследуют гробницу, то, как правило, она оказы­вается ограбленной. Одним из видов промысла в старину у кавказских горцев был захват людей с целью получения за них выкупа; то же делали иногда и с мертвыми. Археолог С. Ц. Умаров, будучи природным чеченцем, очевидно, имеет основание сообщать о таком примечательном факте: «Соседи при удобном случае уносили друг у друга покойников, чтобы потом за них требовать выкуп. За одного украденного пюкой-ника требовали выкуп до 30 коров»32.



В Осетии, по свидетельствам местных жителей, в гробницах хоронили покойников еще в 80-х годах прошлого века. В наше время осетины хотя и погребают покойников в земле, но не засыпают гроб землею, а сооружают для него под­земную камеру, иногда с расчетом на последующее захороне­ние близкого родственника. Старые гробницы заброшены, и многие из них полуразрушены, а остатки находившегося



 


 


188—189. Средневековые гробницы в Северной Осе­тии


в них инвентаря, который в свое время был изъят археоло­гами и краеведами, расхищены туристами. По форме и структуре есть гробницы разных типов, но свя­занный с ними похоронный обряд был в общем одинаков. Умерших вносили и клали на полки-лежанки или же просто на пол. Покойных хоронили в хорошей одежде и с их личными вещами. Обычно тело клали без гроба, иногда же в открытом деревянном гробу, который составлялся из досок на шипах или выдалбливался из колоды. Внутри в стенах


обычно имеются ниши, предназначенные, по-видимому, для заупокойной пищи и приношений.

Доступ внутрь гробницы осуществляется через лаз — отвер­стие размерами около 45X50 см. Входной проем закрывался шиферной плитой или толстой деревянной доской и запирался засовом.

На фасаде гробницы (как и на святилище или боевой башне) иногда можно видеть украшение в виде квадратных углублений, расположенных в ряд, треугольником, ромбом, крестом. На некоторых гробницах имеются вдавленные на штукатурке отпечатки руки (символ, распространенный по все­му Кавказу). Изредка встречаются примитивные изображения резьбой или росписью; в одном случае зафиксирована над­пись.

Наземные гробницы Чечено-Ингушетии и Северной Осетии представляют ту же архитектурную культуру, что и местные жилые башни, боевые башни и святилища; они выполнены в той же своеобразной манере, которая присуща средневе­ковому строительству на этой территории. Гробницы выложе­ны из грубо сколотого камня, на известковом растворе, ошту­катурены снаружи и внутри, фасады их окрашены в желтый цвет. Стены обычно имеют небольшой наклон внутрь, покры­тие выполнено ложным сводом, образующим снаружи скат­ную крышу.

Формы гробниц разнообразны. Вариации не всегда можно отнести к той или иной местности или периоду, потому что разные гробницы могут находиться на одном некрополе, иметь примерно одинаковую степень сохранности и содержать однотипный инвентарь.

В Юго-Осетии гробниц гораздо меньше, чем в Северной Осетии. Это может быть свидетельством того, что они здесь распространились под влиянием с севера. Кроме того, здесь гробницы — только наземные и полуподземные; нет подзем­ных, которые считаются начальной стадией развития этого типа погребальных сооружений.

Гробницы, подобные вайнахо-осетинским, имеются и в Хевсу-ретии (в селениях, пограничных с Чечено-Ингушетией). Но общее число гробниц в Хевсуретии невелико, и покойников в каждой из них немного. Очевидно, лишь какая-то часть местных жителей соблюдала обряд открытого трупоположе-ния. Судя по состоянию одежды покойников, захоронения эти производились сто — триста лет тому назад. Хевсуры не свя­зывают эти гробницы со своими предками. Эти захоронения принадлежали, вероятно, кистинам, потомки которых были ассимилированы хевсурами.

Гробницы описываемого типа, помимо Юго-Осетии и Хевсуре­тии, встречаются и в других горных районах Северного Кавказа, входящих в состав Грузии: Тушетии и Хеви.


В Балкарии номенклатура типов гробниц, как и их количество, гораздо меньшие, чем в соседней Осетии. Гробницы встре­чаются и дальше на запад, в Карачае.

В Дагестане зафиксировано всего несколько полуподземных и подземных гробниц, относящихся к аланскому времени (VI—X вв.). Наземных гробниц (тип которых возник уже в XIV веке) в Дагестане нет.

Повсеместно в Ингушетии, Осетии и в значительной части Чечни распространены гробницы с двускатной крышей. В центральной части этой территории (Ингушетия и смежная с ней восточная половина Северной Осетии) крыши гробниц имеют ступенчатый профиль. Это обстоятельство, как и то, что боевые башни со ступенчатым венчанием обычны в Ингуше­тии, но их нет в Осетии, очевидно, свидетельствует о том, что форма ступенчатой крыши с ее гребенчатым профилем, образуемым каменными плитками, возникла в Ингушетии. Ступенчато-гребенчатая форма крыш, составляющая примеча­тельную черту вайнахо-осетинской средневековой архитекту­ры, нигде больше не встречается. Некоторые авторы сравни­вают формы этих сооружений с обликом многоярусных пагод Юго-Восточной Азии, но такое сопоставление, с точки зрения архитектора, наивно.

Можно предположить, что ступенчатая форма внешнего очер­тания каменной крыши получилась вследствие того, что камни кладки уступами сближались внутрь, к середине постройки, образуя ложный свод. А на этих ступенях укладывали ши­ферные плитки, служившие карнизами, чтобы в горизонталь­ные швы между уступами не затекала вода. Но такое пред­положение было бы ошибочным. Ложные своды северокавказ­ских гробниц, в отличие от сводов такой же конструкции античных склепов Боспора, сооружались не из одинаковых отесанных камней прямоугольной формы, а из рваного камня неопределенной конфигурации и разного размера. Поэтому ступени в данном случае не могли получиться естественным образом. И действительно, тогда как у боспорских склепов нижняя поверхность свода ступенчатая, у кавказских она ровная. А в тех районах Северного Кавказа, где крыши гробниц не оформлялись рядами плиток, они имеют не сту­пенчатые, а ровные скаты. Во многих случаях плитки не уложены поверх уступов, а просто вставлены в скат крыши. Наконец, эти плитки не могли предназначаться для лучшего отвода стекающей по крыше воды от дождя или талого снега; наоборот, они образуют горизонтальные швы, в которые проса­чивается вода.

Это дань форме. В архитектуре всех народов и эпох при переходе к строительству из камня образовывались архитек­турные формы, прообразом которых были формы прежних построек, вбзводившихся из менее долговечных материалов.


То же произошло и в данном случае.

На Кавказе в прошлом имело широкое распространение де­ревянное домостроительство. Старинные срубные постройки и теперь можно видеть кое-где в горах. Из бревен соору­жались не только стены, но и крыши. В Закавказье известны жилища типа «дарбази», крыша которых образована умень­шающимися кверху венцами из бревен. Кровля этих крыш земляная. Но можно предположить, что имел место и другой способ устройства кровли на бревенчатой крыше: укладка поверху каждого бревна рядов деревянных дощечек (в архитектуре такой кровельный материал называется щепой). Такая крыша гребенчатого силуэта могла послужить прооб­разом каменных ступенчато-гребенчатых крыш средневековых сооружений Чечено-Ингушетии и Северной Осетии. Вероятно, деревянные крыши описанного устройства существо­вали где-то в одной местности, являясь формой локального варианта старой кавказской архитектуры. Подражавшие их облику каменные покрытия, вследствие своего впечатляющего вида, а также благодаря активности бродячих артелей масте­ров-строителей, распространились на более обширной терри­тории.

В Ингушетии и на примыкающей к ней части территории Осетии получили широкое распространение квадратные в пла­не гробницы с пирамидальной крышей, такой же, как на ингушских боевых башнях. Гробницы в Осетии технически наиболее совершенны в местностях, ближних к Ингушетии. Наконец, у осетин есть предания о том, что у них для постройки гробниц, как и башен, иногда приглашали масте­ров-ингушей, однако преданий о приглашении мастеров извне нет в Ингушетии.

Но если в XIV—XVII веках Ингушетия была ведущей в архитектурном деле, в том числе и в сооружении гробниц, то сами гробницы, как архитектурный тип, возникли на Северном Кавказе не на территории Ингушетии. Сообщения о гробницах Северной Осетии и Чечено-Ингушетии обычно сопровождаются попыткой ответить на вопросы: поче­му возник у кавказских горцев такой странный обряд захо­ронения и как появилась столь необычная форма погре­бального сооружения?

Высказывались мнения о том, что обычай помещать покой­ников в коллективных усыпальницах был вызван малоземель­ем или возник в результате эпидемии, когда было много умерших, а живые готовились к близкой смерти и стреми­лись к упокоению с родичами.

О втором соображении говорить не приходится, оно слишком наивно, чтобы его можно было принять всерьез. Малозе­мелье— тоже не причина. В горах мало земли, пригодной для хозяйственного использования, но мест, подходящих для


устройства кладбищ, предостаточно. И действительно, вай-нахи при переходе в ислам стали хоронить умерших в земле, а в Осетии, в верховьях Ардона, где малоземелье в средние века было ужасающим, гробниц вообще никогда не было. Не привился обряд захоронения покойников в кол­лективных склепах в Дагестане, хотя малоземелье там было тоже острым. Да и сам некрополь с домиками-усыпальницами занимает места не меньше, чем кладбище, тем более, что они стоят разбросанно, явно без какого-либо намерения эко­номить место.

Дореволюционный ученый-осетиновед В. Миллер высказал мнение, которое повторяют и другие авторы, что этот погре­бальный обряд связан с верованиями, не допускавшими погре­бения трупов в земле. Но как ни заманчиво было бы свя­зать средневековый погребальный обряд вайнахов и осетин с зороастризмом или другими подобными религиозными пред­ставлениями, для этого нет оснований. Зороастризм в Иране исповедовался с VIII в. до н. э. до VII в. н. э., когда он сменился мусульманством. Наземные же гробницы в горах Кавказа возникли около XIV века, причем они представляют собой результат развития полуподземных гробниц, а послед­ние сформировались на основе более древних подземных. Да и сами наземные гробницы по функции не соответствуют аве­стийским дахмам, где трупы сжигались или выставлялись на съедение птицам и зверям.

Обычай устройства семейных или родовых гробниц порожден совсем другими обстоятельствами, а именно — представления­ми о том, что умершего не следует засыпать землей (по­этому на Кавказе с древних времен и до сих пор, ес­ли хоронили в земле, то клали покойника в подземной нише или в обкладке из каменных плит), а также пред­ставлениями о том, что умершие родственники должны покоиться в одном месте, как бы в общем заупокойном доме.

Эти взгляды существовали еще в глубокой древности у не­которых народов. Соответствующий им обычай захоронения покойников в общей камере, являющейся родовой или се­мейной усыпальницей, возник в IV—III тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье, а именно — на Крите и на тер­ритории нынешних Ливана, южной Сирии и северной Па­лестины. Отсюда он распространился в Передней и Малой Азии, а также в Греции и у этрусков. Фамильные склепы, где покойников не хоронили в земле, а клали открыто, су­ществовали в Италии еще в средние века. Во 11 тыс. до н. э. коллективные гробницы появились на Северном Кавказе. Некоторые археологи проводят прямую связь между северокавказскими гробницами эпохи бронзы и средневековья. Но между ними слишком велик хронологи-


ческий разрыв (две тысячи лет, а в некоторых местностях хотя и меньше, но все же несколько столетий), чтобы можно было говорить о Преемственной связи.

В западной части Северного Кавказа, в Карачае и Балка-рии, средневековые гробницы появились в конце IV века, т. е. тогда, когда сюда мигрировали, после вторжения гун­нов, аланы. На территории Северной Осетии они появились в VII веке, т. е. тогда, когда сюда стали массами пере­селяться аланы, теснимые тюрками. В Ингушетии первые гробницы датируются XII веком, синхронно с аланскими захо­ронениями в этой местности.

Аланы хоронили покойников в подземных камерах, вырытых в грунте. Каменная подземная гробница является погребаль­ным сооружением, возведенным по подобному же принципу, но выполненным в других условиях и из других материа­лов. На протяжении последующих столетий подземные гроб­ницы постепенно трансформировались в полуподземные (частично выступающие из земли), а затем в полностью наземные.

В высокогорной Осетии — картина запустения. Одни селения совсем заброшены, в других живут две-три семьи, причем и они приезжают сюда только на лето. Осетины начали переселяться с гор на равнину двести лет тому назад, и к нашему времени процесс этот завершается. Некоторые се­ления, оставленные уже совсем недавно, производят тягостное впечатление: дома, за исключением провалившихся крыш, в основном целы, а людей нет. Мертвый город. Не более приветлива картина там, где еще кое-кто живет. В Наре пустует капитальное здание школы: ее пришлось закрыть, нет учеников. В Зарамаге здание сельсовета — с выбитыми стеклами и ободранной железной крышей, хотя учреждение считается функционирующим. На территории этого сельсове­та— около десятка селений, в каждом из которых всего по нескольку домов; это кое-как сколоченные хибары, об архи­тектуре которых говорить не приходится. Архитектура созда­ется тогда, когда люди строят, капитально обосновываясь в жизни. Здесь же — все в прошлом. Кто подался на рудники, кто уехал учиться, кто устроился в многочисленных ныне канцеляриях. Все это, конечно, нужно. Но и производить продукты питания надо. В этих местах — отличные условия для скотоводства.

— Хорошо здесь, правда? — говорит мне местный житель.

— Но ты не будешь здесь жить, даже если тебе будут
платить двести рублей в месяц.

Конечно, не всем же быть скотоводами. Да и не только 310 мясо и свежий воздух нужны людям. Вновь заселить эти


горы можно будет, только если здесь будет создана промыш­ленность. По окончании пастбищного сезона скот перегоняют отсюда за сотни километров на мясокомбинаты; но ведь можно мясокомбинаты построить и здесь. Овчины эшелонами отправляют из Осетии за тридевять земель — в Казань, Оренбург; а почему бы не обрабатывать их на месте? На одной только шерсти можно было бы построить целые промышленные комплексы. На мясо-молочной промыш­ленности процветает Дания — почему бы не процветать на ней Осетии? Кроме скотоводства, в горах возможно и земледелие, но теперь здесь, как говорится, не пашут и не жнут.

А воздух — это ведь тоже предмет необходимости, и им нуж­но умело распорядиться, этим даром природы. Теперь, придя в себя от опьянения технологическими успехами цивилизации XX века, мы вдруг увидели, что дышим, фигурально выра­жаясь, грязью. Работая в горах, я на себе убедился, какое значение для человеческого организма имеет воздух — да, обыкновенный воздух, но только чистый. Вы здесь можете скудно питаться и переносить тяжелые физические нагрузки, но чувствовать себя лучше, чем в городе, где и вкусно еди­те и не утруждаетесь ходить пешком. Горы Кавказа могли бы принять сотни тысяч отдыхающих — это тоже возможный фак­тор экономики. Не говоря уже о том, что здесь есть что посмотреть.

Горы Осетии опустели. Былой жизни здесь уже нет. И чтобы представить себе ее, приходится обратиться к литера­туре. В старых книгах встречаем описания осетинского быта, еще напоминающие ныне уходящий Дагестан, но уже не соот­ветствующие тому, что теперь можно видеть в Осетии....Женщины встают раньше мужчин. Первое дело — забота о домашней скотине: ее выгоняет женщина или мальчик на пастбище. Затем женщина на протяжении всего дня трудится, выполняя все необходимые работы. Мужчина в основном пашет и сеет, это его дело; он и чабан. В остальное время хлопочет в доме по пустякам, чистит оружие, болтает с соседями. Трапеза, то ли утром, то ли днем, однообразна: кусок чурека с сыром и остатками мяса от предшествующих пиров. Хлеб пекут ежедневно, так как, будучи замешанным без дрожжей, он быстро черствеет. Молока и коровьего масла не употребляют; молоко превращают в творог и делают из него брынзу. Любят вареную баранину и бараний суп с чесноком; чеснока употребляют много. Но вообще мясо едят только по случаю пиршества, на котором обильно пьют яч­менное пиво.

У горцев северо-восточного Кавказа, будь то мусульмане

или христиане, женщина считалась низшим существом. Она

311 не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе,




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал