Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дверь мечети в с. Тема, XII п
предгорья были ареной многочисленных нашествий, сопровождавшихся истреблением жителей, грабежом и разрушениями. Но эти нашествия мало задевали Внутренний Дагестан. Там сохранялась и развивалась самобытная дагестанская культура, не сходная с так называемой «восточной» — арабской, персидской или тюркской. Архаический дагестанский орнамент характерен рядом признаков, которые резко отличают его от так называемого «искусства стран ислама» в Азии и от декоративного искусства Европы, взращенного на традициях античности с изрядной примесью влияния вкусов все той же Азии. Черты, отличающие подлинно кавказско-горское монументально-декоративное искусство, — геометричность начертания элементов, простота, лаконичность, свободная композиция. Народам древних земледельческих культур Азии свойствен растительный орнамент: его элементы в значительной части состоят из стилизованных или натурально изображенных веточек, завитков, листьев, цветков, бутончиков. Старинному дагестанскому (как и вообще горнокавказскому) орнаменту эта тематика не свойственна. Как и архаический русский орнамент, он состоит из геометрических фигур: розеток разных видов, треугольников, ромбов, крестов, спиралей, дву-спиралей и т. п. Эти орнаментальные фигуры происходят от символики солнечного культа древних скотоводов Восточной Европы. Азиатский орнамент сложен по начертанию и состоит из дробно прорисованных взаимосвязанных элементов. Архаический дагестанский орнамент представляет собой композиции из простых, ясных, лаконичных, раздельных фигур. В азиатском (как и в позднеевропейском) орнаменте композиции симметричны, регулярны и, как правило, рамочны. Для дагестанского (как и для древнеевропейского) орнамента характерна нерегулярная, свободная композиция. Насмотревшись в музеях и на выставках приторно-слащавых поделок «а ля Восток», я не мог отвести восхищенного взора от этой резьбы, любовался внушительностью, силой и серьезностью этого искусства. А главное (что всегда пленяет ценителя) — это было искусство не заимствованное, не подражательное, но подлинно свое, сугубо местное, выражающее собственную психологию создавшего его народа, выражающее дух не заморских стран, а здешний. Я заглянул через щель внутрь. Крыша частично обрушилась, и в помещении было достаточно светло. То, что я увидел внутри, заставило меня забыть обо всем на свете, кроме того, что я должен попасть туда. На дверях висел большой ржавый замок. Я обернулся к мальчишке. — Принеси ключ. Он обежал, вернулся. — Ключ у бригадира, а он уехал. Я осмотрелся. Можно перелезть через стену — ведь крыши нет. Но как взобраться наверх? А! Ведь в этом селении кто-то еще живет. А в каждом доме должна быть лестница, чтобы взбираться на крышу, потому что плоская земляная крыша требует постоянного ухода. И действительно, там, у того дома, над которым поднимается дымок, как будто видна лестница. —Пойди туда и принеси лестницу. Быстро! Мальчишка побежал, вернулся. — Нет лестницы. Я схватил большой камень. — Если ты сейчас же не принесешь лестницу, я разобью
76. Резьба по дереву традиционного стиля в Дагестане — ларь в жилом доме (с. Уркарах) каменные столбы. Подобных им нет ни в Иране, ни в Грузии, нигде. И в Дагестане таких нигде больше нет. По крайней мере, теперь уже больше нет. Могучие, мощные формы. Грандиозная капитель с клювообразными выступами — стилизованный образ рогатого животного. Лирообразные фигуры — символ головы барана, почитавшийся у древних скотоводов. На гранях столба — византийская плетенка. Я подошел и потрогал столб рукой. Он был деревянный! Такая махина, такая мощь форм — в дереве. Эти столбы стоят уже семьсот-восемьсот лет. Дерево — материал недолговечный. Местами они уже подгнили. Надо сфотографировать хотя бы один столб, тот, который находится под проломом в крыше и лучше освещен. К счастью, он меньше залеплен глиняной обмазкой, хотя и замазан побелкой. Долго я соскабливал обмазку и побелку ножом. Потом, пристроившись в углу, на куче ржавого металлолома, сфотографировал эту уникальную вещь.
77. Кафедра из мечети: резьба по дереву, получившая в Дагестане распространение в начале XX века (Дагестанский республиканский краеведческий музей) Вышел наружу. Мальчишка не дождался, пока я кончу, ушел. Солнце уже спускалось к горам. За селением едва слышно журчит речка. Вокруг — немые развалины. Тишина. Я был в XII веке! Вернувшись в Махачкалу, помчался к директору музея рассказать ему о своей находке, обрадовать сообщением о великолепном экспонате, которым может обогатиться музей. — Двери? У нас уже есть двери мечети XII века. (Это он имел в виду псевдофиленчатые двери из селения Калакорейш, украшенные резьбой в полуперсидском-полугрузинском стиле.) Столбы? Но ведь они неподъемные. И, кроме того, чтобы их изъять, нужно разрушить мечеть. Местные жители будут возражать. Нужно все-таки считаться с чувствами верующих. — Селение необитаемо. И это уже не мечеть. Там колхоз — Тем более. — Это не склад. Там валяется ненужный хлам. И вообще это — Думаете, мы не ездим в горы? Посмотрите, во дворе стоит Во дворе стоял мимбар — деревянная кафедра, с которой мулла читает проповеди в мечети. Типичная работа начала XX века. Деревянные детали выполнены техникой, которая в Дагестане была еще неизвестна даже в середине XIX века, — выпилены пилой, оструганы рубанком, обточены на токарном станке, собраны столярным способом. Это произведение исскуства, приобретенное музеем, было отделано худосочной резьбой в стиле провинциального подражания искусству благословенных стран, где совершали свои деяния пророк и его сподвижники, и даже раскрашено масляными красками. Надо обратиться в общество охраны памятников истории и культуры. Два молодых человека сидели за письменными столами и оживленно беседовали. Меня встретили приветливо. — Да, конечно, нужно принимать меры по охране памятников. — Это благородное и нужное дело. Но я сейчас не о таких па — Конечно, конечно. Мы различаем. Есть памятники археоло Пошел к министру культуры. Энергичный и обаятельный мужчина, он тоже рассказал мне много интересного. Пошел в обком. — О! Мы принимаем меры. Как раз сейчас готовимся к отчет 108 дрова? 78. Резной деревянный столб мечети в с. Тама, XII в. Из Тама в Ицари я приехал вдвоем с проводником, на лошадях. Дорога была трудной и долгой. Прибыли мы уже под вечер. Меня определили переночевать в доме бухгалтера колхоза, а моего провожатого — где-то в другом месте. Бухгалтер оказался приветливым, мягким человеком средних лет. Назавтра он охотно показал мне достопримечательности своего селения, в том числе остатки средневекового замка, который я сам не нашел бы и не заметил, потому что они со всех сторон обстроены жилыми домами. Старинное сооружение резко отличалось от этих домов своим видом. Камни его стен — большого размера и очень гладко отесанные, даже как будто отполированные. На некоторых камнях высечены древние культовые символы. Есть надписи, которые арабисты не смогли прочесть, когда я им потом показывал фотоснимки. По шрифту надписей — XII век. От замка осталась только, башня, да и то не вся, а лишь ее нижние три этажа. Как мне сказали, верхние два были недавно разобраны на камень. Я возмутился: «Как можно?» Мне ответили: «Хозяин, что хочет, то и делает». Башня эта была не оборонительной, а жилой. В ее нижнем этаже находился хлев, во втором, по-видимому, сеновал, а третий был жилым. Дверь входа в третий этаж обрамлена деревянным наличником с резьбой, похожей на декор обрамления дверей мечети в Тама. «Это был дом уцмия», — сказал мой гид. Действительно, согласно имеющимся данным, земля, на которой находится Ицари, принадлежала уцмию. Я вошел в помещение, которое восемьсот лет тому назад было жилищем князя Кайтага. Комната площадью 25 квадратных метров. Небольшое окно с полуистлевшей рамой. Два камина; видимо, на одном женщины готовили пищу, а у другого сидели мужчины. Стены не оштукатурены — голый камень. Сумрачно, неуютно. Да, невесело жил князь. Наверное, обилие мяса было его единственной отрадой в жизни. Впрочем, и его европейские коллеги, средневековые бароны и графы, обитали в таких же башнях-донжонах. Потом уцмий переселился в Маджалис, и его вотчина превратилась в обычное селение, отличавшееся от других только тем, что здешние жители должны были платить ему подать. Для защиты от наседавших на них врагов—жителей соседнего «общества»— они построили на подступах к селению большую сторожевую башню. Она круглая в плане, и в стенах ее имеется много бойниц, предназначенных для стрельбы из лука: с внутренней стороны бойницы устроена ниша, в которой может поместиться человек. На самом верху башни, под карнизом, едва различимая снизу, имеется надпись на камне — изречение из Корана. Эта башня была построена уже в XV веке. Она неплохо сохранилась, только крыши нет. Одна из немногих башен в Дагестане, стены которой сохранились доверху. Реставрировать бы ее, восстановить крышу, междуэтажные перекрытия. Здесь можно было бы устроить туристский приют. А в самом селении — пансионат. Местность великолепная для отдыха горожан. У местных жителей — обилие продуктов, которые некому продавать: город-то далеко. Памятники старины в Ицари мне представлялись заслуживающими детального исследования, но в тот момент у меня не было времени и условий для этого. Прибыв в это селение вторично, я счел неудобным снова стеснять гостеприимного человека, у которого останавливался в прошлый раз, и пошел к председателю колхоза. Но меня, очевидно, узнали. Через некоторое время пришел мой прежний хозяин, посидел с нами немного, потом сказал мне: «Пошли!» Согласно горскому обычаю, если я однажды остановился в чьем-то доме, то впредь, будучи в этом селении, должен останавливаться там же. И дети, и внуки мои. А те люди, у которых я гостил, будут останавливаться у меня, и их потомки — у моих потомков. Отныне мы — кунаки, и я нанес оскорбление дому, не придя туда, где уже ночевал однажды. Меня простили только потому, что я был чужеземцем, не знающим местных обычаев. Пришлось мне побывать в селении Ицари и в третий раз. Проезжая по дороге к правлению колхоза, я увидел, как из знакомого мне дома выбежал мальчик. Он догнал меня и, взяв лошадь под уздцы, сказал, указывая на свой дом: «Давай!» Я объяснил ему, что сначала должен явиться в сельсовет. Он понял и, указав на меня, а потом на свой дом, сказал: «Ночь!» Это означало, что ночевать я должен прийти к ним. Я кивнул, он отпустил меня, а когда вечером я пришел, оказалось, что его отец в отъезде, и мальчик с серьезным видом принял меня как гостя. Однажды я был свидетелем такого случая. Ехал на попутной машине. Когда проезжали через какое-то селение, шофер остановил машину и ушел. Его не было минут двадцать, полчаса. Я спросил у своих попутчиков: куда ушел шофер? Мне объяснили, что у него здесь кунак, и поскольку он проезжает мимо, то должен зайти к нему. Нам, европейцам, кажется, что кавказцы оказывают гостеприимство каждому встречному. Это не совсем так. По обычаю, гостя нужно принять радушно и сделать все, чтобы он был доволен. Вплоть до того, что если потребуется — защищать его с оружием в руках. Но не всякий пришелец считается гостем. Наоборот, чужой человек был вне закона. Его можно было обидеть, убить — это не расценивалось как преступление и не осуждалось общественным мнением. Но если кто-нибудь почему-либо отнесся к чужому как к «своему» — это меняло положение. Тогда на него распространялись правила, действу-
79. Оборонительная башня в с. Ицари, XV в. ющие по отношению к «своим». Теперь, в наше время, когда канули в небытие времена постоянной войны всех против всех, — люди стали приветливее и не видят в чужом человеке врага. А когда-то, отправляясь в другое селение, нужно было быть уверенным, что там обеспечен прием: иметь там кунака или заранее с кем-нибудь договориться. С тех пор условия изменились, но не настолько, чтобы все для всех были безусловно «своими». Как-то в Махачкале, разговаривая с одним местным человеком и узнав от него, что в неко- ем селении есть памятники старины, я сказал ему, что поеду туда. Он спросил: «А у вас там есть где остановиться?» Меня этот вопрос удивил. Мне не приходилось сталкиваться с затруднениями на этот счет. Потом я понял, в чем дело. Ведь у меня всегда были документы, удостоверяющие, что я не досужий бродяга, а пришел по делу, что меня направили сюда. А если так, то меня уже считали «своим» и принимали за гостя. Впрочем, и соответствующие «бумаги» не всегда производят впечатление. Рассказывая все это, я вовсе не хочу сказать, что кавказское гостеприимство — миф. Нужно отдать кавказским горцам должное: они, большей частью, люди приветливые и гостеприимные, особенно в местностях, отдаленных от культурных центров. Машина подпрыгивает на ухабах, трясет, мотает из стороны в сторону. Дорога вьется по горным склонам, петляет в объезд низин и высот, извивается серпантином на спусках и подъемах. Земледельческие террасы ступенями покрывают южные склоны. На крупных склонах террасы поддержаны подпорными стенками, чтобы дождями не смывало землю. Трудом многих поколений созданы эти, как их здесь называют, «поля» шириной в два-три метра. Пашут на них деревянной сохой, жнут серпами, а урожай собирают мизерный. Когда-то эти полоски земли представляли собой ценность: они кормили горцев. Теперь большинство их заброшено: хлеб возделывают на равнине. Колхозам горных селений выделены пахотные земли на плоскости, и на время сельскохозяйственных работ часть людей переезжает туда, потом они едут обратно. К зиме отары перегоняют на равнинные пастбища, а на лето — в высокогорье, на альпийские луга. Чабану в горах трудно: он лишен элементарных бытовых удобств, спит или укрывается от непогоды в шалаше, завернувшись в бурку; он мерзнет, не может искупаться, питается однообразно, а главное—на два-три месяца оторван от людей. Да и в самом селении не очень интересно. Развлечений мало: бесконечные однообразные разговоры, карты, выпивка. Раньше люди со всем этим мирились, потому что не мыслили жизнь иной, а теперь знают, что может быть иначе. Шофер всю дорогу ругается, клянет здешнюю жизнь, грозится уйти в город — да старики не пускают. На повороте раскрывается величественная панорама: горные гряды кулисами стоят друг за другом. На переднем плане желтоватые, с зелеными пятнами растительности, за ними темные, синеватые, а дальше — серо-сизые, фиолетовые, как бы невесомые в далеком мареве. Очень красиво. Чистый воздух пьянит, вольные просторы радуют душу горожанина, истоско- вавциуюся по природе. Хорошо здесь побывать. Но жить по-тоянно... Современному человеку нужен комфорт. Нужны общение с культурой, развитые коммуникации, снабжение Мне что, я вернусь в город; а эти люди здесь останутся'. Жизнь, в горах очень изменилась по сравнению с тем, что было даже: тридцать лет тому назад, а о дореволюционном периоде и говорить нечего. Но люди сравнивают условия жизни не
80. Земледельческие расы на склонах гор только с тем, что было когда-то, но и с тем, что есть теперь в других местах и могло бы быть здесь Местность становится менее пересеченной, горы ниже, склоны более пологи. Справа —широкий склон с перелесками и кустарниками, покрытый сочной травой. Это сенокосный участок (косят в горах, конечно, вручную). Если идти в этом направлении, тоетам, говорят, находится Калакурейш — бывшая «столица» Каитагского уцмийства. Но без проводника идти нельзя — можно заблудиться. Мне советуют не слезать с машины прое- хать до райцентра и уже оттуда, по другой дороге, как-нибудь добраться до селения Дибгалик, рядом с которым находится Калакурейш. До Дибгалика добрался. По ту сторону ущелья увидел знаменитый Калакурейш, часто упоминаемый в литературе о Дагестане. Местные князья, уцмии, сочинили легенду о том, что они происходят из рода самого пророка. Магомет и первые халифы были из рода Курейш, и Калакурейш значит «крепость курейшитов». Но это, конечно, просто забавное совпадение названий. Скорее всего, «курейш» — один из вариантов древнего местного слова, значение которого забыто. В Дагестане есть и другие селения с похожими названиями: Куруш, Карах, Курах, Кура, Калакюре. Есть дагестанское имя Куруш. Между прочим, древнеперсидского царя Кира в действительности звали Куруш. Калакурейш расположен на вершине возвышенности. Когда потом я оказался там, то увидел, что она хотя и окружена со всех сторон ущельями, но связана двумя перешейками с «большой землей». Через это место когда-то проходила дорога из Дербента в глубинные горные районы. У дороги есть развалины караван-сарая (редчайшее явление в Дагестане). Из Дибгалика кажется, что возвышенность, на которой стоит Калакурейш, изолирована со всех сторон, как остров. Вокруг нее стоят высокие горы. На фоне этих гор, на фоне сине-зеленого лесистого противоположного склона, в торжественной тишине, как призрак неведомого мира, желтели старинные развалины, обагренные лучами заходящего солнца. Вид был великолепный. Правда, когда я назавтра попал туда, все оказалось более прозаичным. Сперва нужно было спуститься вниз, в ущелье. Здесь у тропинки стоял шалаш, и в нем сидел человек. Он строго спросил, кто я такой и куда иду. Это противосапный контрольный пост. В это время овцы болели сапом, и на дорогах были установлены посты, не пропускавшие овец ни в живом, ни в резаном виде и вообще не допускавшие провоза продуктов. Машины и люди должны были пройти по опилкам, пропитанным креозотом. А во многих местах и вовсе никого не пропускали. Когда я потом возвращался обратно, этот человек предложил мне отдохнуть в его шалаше, а сам сбегал на речку за свежей водой, чтобы я мог напиться и освежить лицо. Из ущелья долго поднимался наверх. На подходе к селению — старинное кладбище. Из земли торчат покосившиеся намо^ гильные стелы — каменные плиты, почерневшие от времени, с серыми пятнами высолов, которые бывают только на очень старых камнях, простоявших не одну сотню лет. На лицевой стороне стелы, иногда и на боковых, высечены плоским рельефом изображения. Более поздние стелы покрыты затейливыми арабскими надписями и дробным орнаментом азербайджа- но-персидского стиля, а на средневековых — изображения в духе архаического местного искусства: крупные, лаконичные фигуры, обычно представляющие собой модификации языческих культовых символов. Но.надгробия эти не языческие. Насколько известно, их устанавливают в Дагестане с X—XII веков, когда здесь начало распространяться мусульманство. Помимо стел, в Южном и Среднем Дагестане иногда встречаются, как их называют, «сундукообразные», или «саркофаго-образные» надгробия — горизонтальные, вытесанные из цельного камня, длиной около полутора метров и высотой около сорока сантиметров, округлые сверху. Два таких надгробия имеются на кладбище Калакурейша. На одном из них сделаны барельефы — два льва в геральдических позах, одноглавый орел и другие изображения. По арабской надписи куфическим шрифтом это надгробие может быть датировано ориентировочно XII веком. Какой-то усердствующий мусульманин густо замазал древние рельефы сверкающей на солнце известкой: белый цвет считается священным. Селение покинуто жителями. В нем остались только два человека, старик со старухой. Кроме их дома, все постройки разрушились. Если дом покинут, то земляная крыша, лишенная ухода, начинает протекать, балки гниют, крыша обрушивается, срывая верхнюю часть стен. Потом под дождем разрушаются и стены, потому что они тонкие и сложены без применения извести, которая скрепляла бы камни. Эти развалины эффектно выглядели вчера вечером с той стороны ущелья. А вот и мечеть. Ее двери сняты давно, еще в 20-х годах; они находятся в музее Махачкалы. Крыша отсутствует. Весьма любопытны столбы. Вообще для традиционного дагестанского зодчества обычны деревянные столбы, но встречаются и каменные— выложенные кладкой или, иногда, цельные. Столбы калакурейшской мечети высечены из цельного камня на всю высоту. Необычна для Дагестана их форма, состоящая из членений по высоте, как то свойственно русскому зодчеству (не объясняется ли это в обоих случаях влиянием Византии?). Михраб (молитвенная ниша, устраиваемая в мусульманском храме и являющаяся его главной деталью) оформлен резьбой по гипсу. Художественная резьба по гипсу — прием декора, с древних времен распространенный в Иране и Средней Азии. В Дагестане имеется всего, кажется, три ее образца. Все они демонстрируют высокое, совершенное искусство этого рода и, безусловно, выполнены мастерами из Ирана. В Иране есть ми-храбы, похожие на калакурейшский. Они датируются концом XI—XII веками. Этот уникальный образец средневекового искусства, который я увидел в селении Калакурейш, имел плачевный вид. В 1913 году, когда перестраивали мечеть, резные гипсовые плиты сняли, разбив их на большие куски с бесформенными краями, а
81. Намогильная стела архаического стиля; с. Дибга-лик, ориентировочно XIV— XV вв. потом прикрепили к стене, вколотив в тончайшее кружево резьбы большие деревянные колья. Щели между плитами грубо замазаны. Крыши нет, и старинное гипсовое изделие, простоявшее семьсот лет, разрушается, будучи открытым непогоде. Когда потом в райкоме я сказал, что надо спасти этот памятник искусства, хотя бы соорудив над ним навес, мне ответили, что заниматься ремонтом мечетей нам не следует: верующие могут истолковать это как положительное отношение властей к ре'лигии. Вот оно как. А в Тама, наоборот, нельзя тронуть старую развалюху, чтобы спасти резные деревянные столбы, —-тоже верующие могут неправильно истолковать. Диалектика! Читатель, быть может, недоумевает: почему я проявляю такую заинтересованность по отношению к этому произведению переднеазиатского искусства, тогда как отрицательно высказывался о других примерах подобного стиля в Дагестане. Дело в том, что ценить следует все подлинное. Заимствования, остающиеся на уровне дилетантских подражаний, не воспринимаются положительно эстетическим чувством, которое основано на уважении к настоящему и не видит особой ценности в подделках, сознательных или бессознательных. Грузинская церковь в дагестанском селении Датуна—не дагестанское зодчество, михраб мечети в Калакурейше—не дагестанское декоративное искусство; но это вещи настоящие. О Кубачах говорят и пишут так много, популяризируют и рекламируют Кубачи так усердно, как будто декоративному искусству Дагестана больше нечем похвастать. Одним из приме-
82. Надгробие горизонтальной формы; с. Каланорейш, XI— XII вв. ров такой аберрации может явиться книжка искусствоведа А. С. Башкирова, изданная в 1931 году; она называется «Искусство Дагестана», но в ней рассматривается искусство (в данном случае камнерезное) только одного селения Кубачи. Это селение не представляет весь Дагестан не только потому, что в ДАССР имеются сотни других селений, в которых живут люди тридцати национальностей с разнообразными, порой весьма различными художественными традициями, но главным образом потому, что искусство Кубачей вообще стоит особняком в дагестанской художественной культуре. Популярность кубачинского искусства основана именно на том, что оно ориентируется не на сугубо местные, а на усред-ненно-внешние вкусы. Кубачинские изделия не отличаются особой оригинальностью, они на что-то «похожи», — а это как раз многим и нравится. Кубачинцы официально считаются даргинцами, и в средней школе этого селения обучение ведется на даргинском языке. Однако их в действительности родной язык, урбугский, хотя и родствен даргинскому, но все же особый. Теперь на этом языке говорят, кроме Кубачей, еще только в одном селении-г— Ашты. Очень давно часть племени урбугцев стала специализироваться на ремесленном производстве. Еще полторы тысячи лет тому назад персы прозвали их местность Зирихгеран, что значит «оружейники». «Кубани» означает то же самое по-турецки (это название дано, наверное, турками-сельджуками, в свое время распространившими свое политическое влияние до Дагестана). На протяжении веков все жители этого селения были ремесленниками. Мужчины изготовляли оружие, утварь, занимались ювелирным делом, женщины выделывали сукна. В последнее столетие кубачинцы специализировались главным образом на ювелирном деле, чем занимаются и теперь. В Кубачах раньше изготовляли мастерски отделанные серебром кинжалы, а теперь делают пошлые подстаканники, а также специально выставочные экспонаты. Если бы кубачинцы продолжали делать кинжалы, то эту продукцию можно было бы продавать за хорошую валюту и зарабатывать на ней больше, чем на всяких там кувшинчиках и тарелочках, которые на мировом рынке не выдерживают конкуренции с иранскими и турецкими изделиями. А какой турист не хотел бы купить здесь кинжал как сувенир! Правда, в горах Дагестана туристы если и бывают, то «дикие». Как отмечает искусствовед Э. В. Кильчевская, «кубачинские памятники XVI—XVIII веков весьма органично вписываются в общую орбиту переднеазиатского искусства позднего средневековья»1 7. Дело в том, что кубачинские ремесленники издавна работают на широкий, обезличенный рынок и поэтому их искусство в основном опирается не на коренные дагестанские традиции. Это свойственно, кстати, не только Кубачам. Рыночное производство всегда перестает быть национальным, за исключением тех случаев, когда специально консервируется в таком виде. В силу этих причин кубачинцы издавна проявляли интерес к декоративному искусству разных стран. Когда-то молодые кубачинцы, как это было в средневековой Европе, в целях приобретения и совершенствования мастерства, отправлялись в да-119 лекие странствования и набирались опыта в художественно-ре-
83. Молитвенная ниша ме 84. Каменный столб мечети месленных центрах Закавказья, Ирана, Турции. Они привозили с собой заграничные предметы декоративно-прикладного искусства, из которых создавались домашние коллекции. В каждом кубачинском доме на видном месте имеется выставка «красивых вещей» самого различного происхождения. Все это становилось источником вдохновения и служило материалом для выработки своих приемов мастерства, создания своего собственного, кубачинского варианта «восточного стиля». На фоне аскетичного Дагестана в Кубачах бросается в глаза стремление к нарядности. Это видно, например, в изощренной орнаментации резных каменных плит каминов и вычурных по форме деревянных подбалок опорных столбов, в обилии декоративной утвари, даже в подчеркнуто праздничном одеянии девушек, идущих с кувшинами за водой. «В с. Кубачи давно нераздельно господствует страсть к орнаменту, вошедшая в плоть и кровь людей — мастеров резца, мастеров чеканки, знатоков искусства Востока, через руки которых проходили художественные произведения Китая Индии, Ирана, Бухары», — писал кавказовед Е. М. Шиллинг'3. В прошлом в Кубачах процветало, помимо ювелирного, камнерезное искусство. Нигде больше в Дагестане не было круглой скульптуры и рельефной пластики. Большинство ку-бачинских каменных рельефов вывезено и находится в музеях Махачкалы, Ленинграда, Нью-Йорка. Остались единичные образцы, в большинстве своем не представляющие особой ценности. Правда, в числе их—прекрасная стилизованная фигура льва. Она осталась на месте потому, что заложена в кладку стены постройки. Резное «сундукообразное» надгробие в Калакурейше и резные двери калакурейшской мечети, — безусловно, тоже кубачинская работа. В Кубачах имелись великолепные каменные тимпаны — надоконные вставки арочной формы, украшенные барельефами. Тимпаны такого типа в средние века делались и в Грузии. Исходная форма их — византийского происхождения. Но нигде нет тимпанов с такими барельефами, как в Кубачах. Это искусство здесь, хотя и возникло на почве вдохновения иноземными мотивами, своеобразно по формам и художественной трактовке. Оно самостоятельно по существу. Правда, его никак нельзя назвать дагестанским — но оно и не соотносится непосредственно с чем-либо, известным где-либо в других местах. Это именно кубачинское средневековое искусство. Датировать эти барельефы можно приближенно XII веком по начертанию букв арабских надписей на них. Кроме того, одежда, оружие и другие детали изображений на них указывают на тюрко-сельджукские прообразы, — что тоже свидетельствует о XII веке. В Кубачах и некоторых ближних к ним селениях имеются рез-122 ные каменные плиты, оформляющие нижнюю часть каминов. По форме и стилю они относятся к той же «орбите переднеа-зиатского искусства позднего средневековья» и изготовлены, по-видимому, не ранее XVIII—XIX веков. В селениях Среднего Дагестана, на территории, где живут даргинцы, кумыки и табасараны, во многих местах обращает на себя внимание тщательная отеска камней кладки стен построек. Она распространилась с конца прошлого века, когда местные мастера стали располагать хорошим камнетёсным инструментом. До этого железо в Дагестане было очень дорогим. Старики еще помнят время, когда железо было ценно настолько, что кузнец, подковывая лошадь и пробивая в подкове отверстия для гвоздей, выбитые кусочки железа собирал и отдавал хозяину. Резцы и зубила для отески камня стоили дорого, поэтому старые постройки обычно сложены из грубо сколотого камня. Правда, в более отдаленное время,, в XI—XII веках, когда в Дагестане, как и на всем Кавказе, происходил расцвет экономики и культуры, здесь имели место и отличная камнетесная работа, и художественная резьба по камню, сравнимая с лучшими во всем мире образцами искусства того времени. Но в средние века техника обработки камня процветала, как и теперь, лишь в районе Среднего Дагестана. У аварцев же и чистая отеска камней кладки стен и художественная резьба каменных архитектурных деталей появились не так давно и не имеют широкого распространения. Зато зодчество Аварии отличается первоклассной плотничьей работой и высоким искусством резьбы по дереву. Из дерева делали не только деревянные конструкции построек— столбы, балки и т. д. Жилища в горной зоне имели мебель— кровати, диваны, табуреты, лари и т. п. В быту употреблялась деревянная утварь — ларцы, коробки, ступки, мерные емкости, чашки и др. Деревянная утварь была многочисленна и разнообразна, и вполне резонно звучит своеобразное высказывание, слышанное мною от одного местного жителя: «Науке известен каменный, бронзовый, железный век. А у нас был еще и деревянный век». Техника изготовления деревянной утвари имела здесь давние традиции. Археологами найдена чудом сохранившаяся деревянная чаша, изготовленная более трех тысяч лет тому назад. Дерево— материал недолговечный, поэтому древние деревянные изделия могли дойти до нас лишь в отдельных случаях. Но очень может быть, что в числе деревянной утвари, которая еще пятьдесят лет тому назад применялась дагестанскими горцами, были очень старые вещи. Ведь сохранились же деревянные столбы и двери, изготовленные семьсот-восемьсот лет тому назад. Мне еще приходилось видеть кое-где в домах у горцев отдельные предметы деревянной утвари, но она быстро исчезает из обихода, вытесняемая покупными предметами фабричного производства. Некоторые старинные вещи попадают в музеи, нр большинство их просто выбрасывается за ненадобностью. В каком-то ничейном сарайчике среди хлама я подобрал великолепную резную стойку от прялки, которая теперь красуется как уникальная вещь в моей московской квартире. Резьба по дереву как искусство, имеющее древние традиции и рассчитанное на то, что пользоваться этими вещами будут люди той же среды, к которой принадлежал сам мастер, отличается архаичностью стиля. Правда, встречаются деревянные изделия уже с орнаментом совершенно иного — восточного типа. Сопоставление этих разных изделий наглядно показывает несостоятельность утверждений о том, что будто бы геометрический стиль орнамента был обусловлен самой техникой резьбы по дереву. Старая дагестанская керамика, по очертанию форм изделий и по характеру их орнамента, соответствует эстетическим вкусам тех, кем и для кого она создавалась, — людей, вку-
85. Деревянная резная под-балка кубачинского стиля сы которых определялись спартанскими условиями жизни. С эпохи бронзы и до прошлого века здесь преобладали сосуды четкой лаконичной формы, изготовленные путем простейшей техники обжига, без полива и почти без росписи, терракотово-кирпичного цвета, со скупым прочерченным или налепным орнаментом. Только на крайнем юге Дагестана, вернее, за его нынешними пределами, в пограничной с ним местности Азербайджана (где, как и на юге Дагестана, проживают лезгины), лет двести-триста тому назад изготов-
88. Резная стойка прялки; ориентировочно XIII в. (Кайтагский район) ляли керамику с отличной многоцветной поливной глазурью. В последние десятилетия керамическое производство, не выдерживая конкуренции фабричных изделий, свертывалось. К 1940-м годам в Дагестане остался уже только один центр кустарного производства керамики — Балхар. И можно понять, почему: помимо того, что селение Балхар находится в глубинном горном районе, который в условиях бездорожья не был избалован внешними поставками, эти изделия, при их весьма умеренной цене, прельщали покупателя своей декоративностью. Вкусы за последние сто лет постепенно изменились, и строгая архаическая орнаментика им уже все меньше импонировала. В Балхаре выработался стиль росписей своеобразный, не копирующий какие-либо заимствованные образцы. Роспись опоясывает сосуд крупной вязью, которая, как писал Е. М. Шиллинг, «создает впечатление богатого при всей своей простоте растительно-геометрического орнамента, лишенного строгой симметрии и точности, но необычайно выразительного, свежего и непосредственного». Далее автор отмечает: «Обращаясь к Кавказу в целом, мы можем указать на известные центры керамического производства в Закавказье— в Кахетии, Карталинии, Имеретин и в некоторых местах Армении. Однако они в отношении орнамента, как мне кажется, менее богаты, чем Балхар. Таким образом, несомненно следует признать, -что Балхар представляет собой большой интерес в масштабе всего Кавказа»14. Процесс производства керамических сосудов в Балхаре — дело целиком женское; и приготовление глины, и заготовка изделий, и их роспись, и обжиг. Может быть, то обстоятельство, что расписывают сосуды женщины, оказалось одним из факторов, повлиявших на формирование стиля орнаментации балхарской керамики. Эстетический вкус женщин-горянок в последние сто лет формируется под воздействием внешних влияний, среди которых немаловажную роль играет знакомство с привозными узорчатыми тканями. Вообще в разных сферах материального производства эстетические нормы переменчивы в разной степени. Если архитектура, будучи создаваема на месте, а также декор, связанный с архитектурой, у кавказских горцев отличались устойчивостью форм, то формы и декор перемещаемых предметов которые изготовлялись на обезличенный рынок, сравнительно быстро менялись и становились более общими, усредненными. Например, стиль отделки оружия в прошлом веке был на всем Кавказе один (только опытный глаз знатока отличит, например, дагестанский кинжал от грузинского, а среди дагестанских кубачинскую работу от аварской). Мужской «кавказский» костюм является по происхождению черкесским и распространился по всему Кавказу в середине прошлого века. Женский костюм у кавказских горцев более своеобразен, традиционен. Еще пятьдесят лет тому назад (а в некоторых случаях и сейчас) национальность женщины в Дагестане можно было определить по ее головному убору. И в то же время, как это ни противоречиво, женский костюм был весьма подвержен влиянию внешних факторов. В результате мирных сношений или военных стычек с соседями в руки горцев
89. Резная деревянная шкатулка с орнаментом традиционного местного стиля (Дагестанский республиканский краеведческий музей) попадали вещи, привлекавшие внимание их жен и дочерей, — ткани, платки, платья, которые были более нарядны, чем их собственные. Дело в том, что старинная женская одежда у кавказских горцев отличалась той же суровостью стиля, которая была характерна и для других бытовых вещей. Женское платье делалось из одноцветной ткани, причем темного цвета, главным образом темно-синего или темно-зеленого, шаровары всегда черные, головной платок обычно черный, изредка белый. Лишь края одежды обшива- лись цветной тесьмой да серебряные нагрудные украшения белели на фоне темной ткани. У женщин равнин и долин (азербайджанок, черкесо-кабар-динок, татарок) одежда была более яркой по цвету, причем с узорами—набивными, нашивными, вышитыми. Нарядностью отличалась также одежда (мужская и женская) у аланов — степного народа, который в средние века играл 90. Резная деревянная ем
91. Расписная керамика из с. Балхар, первая половина XX в. (Дагестанский республиканский краеведческий м узей) большую роль во всех делах на Северном Кавказе, в том числе в определении вкусов. Женщины тех народностей, которые так или иначе сталкивались с жителями равнин и долин, приобрели вкус к обогащению облика своей одежды. В Дагестане это были в первую очередь кумычки, поскольку они жили у самого края горной области, а также аварки восточных районов, кубачинки, лачки — поскольку их мужья и отцы имели развитые торгово-хозяйственны'е связи с внешними рынками. Распространялся швейный орнамент и в более отдаленных горных районах. Орнаментация женской одежды выполнялась двумя способами: более старый и простой — нашивка аппликаций из тканей других цветов, более, дорогой — золотое и серебряное шитье. В орнаментах преобладают крупные растительные мотивы: ветви, листья, цветы, бутоны и т. п., а также чеизобразительные криволинейные узоры, отдаленно связан-
92. Бронзовый котел с ор ные своим происхождением с растительными и другими смысловыми элементами. В прошлом почти во всем Дагестане женщины занимались ковровым производством. На юге изготовляли ворсовые ковры в стиле, распространенном в Азербайджане (а последний развивался в русле иранских традиций). Аварские тканые безворсовые ковры более оригинальны. Совершенно своеобразна кайтагская вышивка чехлов для подушек. Она делалась техникой аппликаций. Эти чехлы теперь исчезли из обихода, и их можно увидеть только в музее. Их орнамент генетически связан с древней культовой символикой, наиболее ярко отразившейся в резьбе по камню и по дереву. В дальних западных районах Дагестана, Тляратинском и Цунтинском, до сих пор бытует производство шерстяной вязаной узорчатой обуви. Раньше, когда приверженность к
93. Кубачинские ювелирные изделия; современная работа традициям была более стойкой, чуть ли не в каждом селении придерживались своей системы узоров, так что, как пишет Е. Шиллинг, «опытный глаз местного жителя при одном взгляде на то, как обут человек, без ошибки определял, откуда тот пришел»15. До последнего времени по всему Дагестану производилась металлическая утварь — тазы, чаши, водоносные кувшины. Это медные кованые изделия, луженые, украшенные гравировкой и чеканкой. Их орнаментация отражает влияние узо- ров на привозных сосудах ближневосточного и закавказского происхождения, но, в то же время, в ней имеются и мотивы, сходные с декором древней местной керамики. Интересны средневековые литые бронзовые котлы со скульптурными и орнаментальными укра'шениями; они изготовлялись, главным образом, в Кубачах.
95. Кинжал кубачинской работы, XIX в. 94. Серебряная пряжка женского пояса, XVIII — XIX вв. Ювелирное производство было развито не только в селении Кубачи. Не менее интересны работы мастеров декоративной отделки народного оружия и серебряных женских украшений из лакского селения Кумух, лезгинского селения Ахты, ряда горных аварских селений—Ругуджа, Чох, Хунзах, Го-цатль. Своеобразно искусство декоративной отделки техникой насечки металлом по дереву, возникшее в XIX веке в аварском селении Унцукуль. Музей краеведения в Махачкале не очень богат образцами традиционного местного искусства. Но то, что можно увидеть здесь, все же дает представление о его разнообразии и самобытности. Сожаление вызывает, однако, что устроители экспозиции не видели принципиального различия между характерным и случайным, самобытным и заимствованным, шедеврами и ширпотребом. Впрочем, это в определенной мере было обусловлено и наличием тех или иных материалов в музее, и тем, что он расположен в тесных, совершенно не пригодных для показательной экспозиции помещениях. В узком коридоре стоят монументальные экспонаты — резная деревянная перегородка из аварского зального жилища и даргинский ларь для зерна. Их здесь невозможно не только сфотографировать, но и рассмотреть как следует. Книжные магазины, где продается литература по искусству, ныне имеющая большой спрос, предлагают издания по искусству всех времен и народов. Индия, скифы, этруски, даже, если вам угодно, коптские ткани — пожалуйста. И мало кто знает, что в коридоре музея Махачкалы стоят произведения искусства мирового класса, созданные местными народными мастерами, — уникальные вещи, которые могли бы украсить любой музей мира и самую роскошную книгу по искусству. Обращает на себя внимание в махачкалинском музее краеведения еще одно обстоятельство: и в будний день здесь много посетителей, — в том числе горцы, крестьяне, приехавшие по своим делам в город. Это отрадно. А теперь зайдем в магазин «Сувениры-подарки», находящийся напротив музея. Здесь поражает другое. Половина торговой площади отведена под стандартную галантерею, которую предлагают соответствующие торговые предприятия по всей стране. В другой половине — в огромных количествах рога с примитивной отделкой стиля «ширпотреб» — это изделия некогда прославленных ювелиров Гоцатля. Набор серебряных рюмочек — ныне высший класс их мастерства. За скудностью ассортимента полки секции «Гоцатлинские изделия» дополнены бутылками коньяка. Что же предлагают всемирно известные Кубачи? Серебряные ложки и подстаканники с примитивной отделкой чернью, а также все те же рога. Несколько более высокий класс по сравнению с Гоцатлем, который совсем деградировал. Унцукуль держится на высоте эстетически вполне приемлемого; но корни этого искусства неглубоки, в нем нет обаяния вековой старины. Балхарская керамика (для удобства изготовляемая в Махачкале) — мелкая и явно конвейерная. Ковры — тусклы по расцветке и дороже, чем на местном рынке. Что ж, как «сувениры-подарки» вся эта продукция, может 133 быть, и сойдет. Карта-схема Юждага (Южного Дагестана)
|