Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. Принцип единства бюджета






Принцип единства бюджета

Принцип единства бюджета означает, что все доходы и расходы государства должны быть объединены в рамках одного универсаль­ного бюджета. Данный принцип не сводится к принятию единого бюджетного акта. Единство бюджета выражается в единстве бюд­жетной системы, единообразии бюджетной документации, бюджет­ной классификации. Сосредоточение всех доходов и расходов госу­дарства в одном акте облегчает процедуру парламентского контроля в бюджетной сфере.

Принцип единства сформировался в эпоху, когда расходы и до­ходы государства были единообразными и однородными. В настоя­щее время ни расходы, ни доходы не отвечают данным требованиям, и потому четкое соблюдение настоящего принципа не представляет­ся возможным. С развитием кредитной деятельности государства не все доходы и расходы могут быть учтены в едином бюджете.

Присоединенные бюджеты, специальные счета казначейства, раз­личные целевые фонды, автономные бюджеты представляют собой исключения из принципа единства бюджета, так как они отдельно ут­верждаются парламентом одновременно с основным бюджетом.

Присоединенные бюджеты принимаются в отношении государ­ственных органов, не обладающих статусом юридического лица, но пользующихся определенной финансовой автономией. Во Франции существует шесть присоединенных бюджетов: гражданской авиа­ции, монетного двора, издательства официального вестника «Journal Officiel», Почетного легиона, Ордена освобождения и бюд­жет социальных пособий в сельском хозяйстве. В присоединенных бюджетах отражаются текущие и инвестиционные расходы, а также специальные ресурсы, выделяемые на их покрытие.

В США наряду с федеральным бюджетом функционируют де­сятки временных и постоянных специализированных фондов. Сре­ди них — кредитные, социальные, научно-технические фонды, бюро ветеранов войны и др.

В Великобритании платежи по государственному долгу, долго­срочные кредиты на капиталовложения государственным предпри­ятиям и местным органам осуществляются из обособленного от бюджета Национального фонда займов.

В Японии существует инвестиционный бюджет, который пред­ставляет собой ежегодно устанавливаемую программу капиталовло­жений и займов для государственных предприятий и местных орга­нов власти

Специальные счета казначейства существуют для проведения казначейством временных финансовых операций, не влияющих су­щественно на сбалансированность бюджета. Чаше всего к ним от­носятся выпуск и погашение займов, операции казначейства по хранению и по корреспондентским счетам, авансовые платежи

С предоставлением финансовой независимости административ­но-территориальным единицам связано существование автономных бюджетов.

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 419

Принцип универсальности бюджета

Принцип универсальности бюджета означает, что все доходы и расходы государства подлежат отражению в бюджете в обязатель­ном порядке и в полном объеме. Правительство не должно иметь иных доходов и расходов, кроме предусмотренных бюджетом. Принцип универсальности связан с понятием бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции правитель­ства по доходам и расходам.

Кроме того, принцип универсальности не допускает целевого использования доходов бюджета: доходы бюджета вне зависимости от их источника не могут быть увязаны с определенными расхода­ми бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов.

Соблюдение этого принципа позволяет исключить возможность неправомерного использования бюджетных средств, а также спо­собствует осуществлению парламентского контроля.

Однако и данный принцип содержит некоторые исключения. Так, в бюджет-брутто не входят средства, находящиеся на специ­альных счетах казначейства, безвозмездные перечисления, а средст­ва внебюджетных фондов и займов подлежат целевому использова­нию.

Принцип специализации кредитов

В соответствии с принципом специализации кредитов выделен­ные на расходы средства (кредиты) имеют определенную целевую направленность. Перенос расходов из одной статьи или параграфа бюджетной сметы в другие возможен лишь при наличии специаль­ного разрешения. В случае переноса расходов из сметы одного ми­нистерства в смету другого разрешение дает парламент, более мел­кую передвижку кредитов санкционирует министр финансов или другое соответствующее лицо. Не израсходованные по какой-либо причине бюджетные средства должны возвращаться в кассу госу­дарства.

Принцип специализации кредитов применяется в любом госу­дарстве, однако при проведении сравнительного анализа необходи­мо обратить внимание на то, что один и тот же термин, используе­мый в разных странах, может соответствовать различным уровням группировки доходов и расходов. Так, например, в Германии главы бюджета подразделяются на разделы, в то время как во Франции, Бельгии и Сенегале разделы подразделяются на главы; Кредиты от­дельного министерства в Голландии объединены в главе, а в Да­нии — в статье.

Облечение бюджета в форму законодательного акта

Требование обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, также является обязательным принципом бюджетного права. Чаще всего бюджет принимается в виде соответствующего закона, что закрепляется,

27-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал