Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. Принцип единства бюджета
Принцип единства бюджета Принцип единства бюджета означает, что все доходы и расходы государства должны быть объединены в рамках одного универсального бюджета. Данный принцип не сводится к принятию единого бюджетного акта. Единство бюджета выражается в единстве бюджетной системы, единообразии бюджетной документации, бюджетной классификации. Сосредоточение всех доходов и расходов государства в одном акте облегчает процедуру парламентского контроля в бюджетной сфере. Принцип единства сформировался в эпоху, когда расходы и доходы государства были единообразными и однородными. В настоящее время ни расходы, ни доходы не отвечают данным требованиям, и потому четкое соблюдение настоящего принципа не представляется возможным. С развитием кредитной деятельности государства не все доходы и расходы могут быть учтены в едином бюджете. Присоединенные бюджеты, специальные счета казначейства, различные целевые фонды, автономные бюджеты представляют собой исключения из принципа единства бюджета, так как они отдельно утверждаются парламентом одновременно с основным бюджетом. Присоединенные бюджеты принимаются в отношении государственных органов, не обладающих статусом юридического лица, но пользующихся определенной финансовой автономией. Во Франции существует шесть присоединенных бюджетов: гражданской авиации, монетного двора, издательства официального вестника «Journal Officiel», Почетного легиона, Ордена освобождения и бюджет социальных пособий в сельском хозяйстве. В присоединенных бюджетах отражаются текущие и инвестиционные расходы, а также специальные ресурсы, выделяемые на их покрытие. В США наряду с федеральным бюджетом функционируют десятки временных и постоянных специализированных фондов. Среди них — кредитные, социальные, научно-технические фонды, бюро ветеранов войны и др. В Великобритании платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам осуществляются из обособленного от бюджета Национального фонда займов. В Японии существует инвестиционный бюджет, который представляет собой ежегодно устанавливаемую программу капиталовложений и займов для государственных предприятий и местных органов власти Специальные счета казначейства существуют для проведения казначейством временных финансовых операций, не влияющих существенно на сбалансированность бюджета. Чаше всего к ним относятся выпуск и погашение займов, операции казначейства по хранению и по корреспондентским счетам, авансовые платежи С предоставлением финансовой независимости административно-территориальным единицам связано существование автономных бюджетов. ________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 419 Принцип универсальности бюджета Принцип универсальности бюджета означает, что все доходы и расходы государства подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Правительство не должно иметь иных доходов и расходов, кроме предусмотренных бюджетом. Принцип универсальности связан с понятием бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции правительства по доходам и расходам. Кроме того, принцип универсальности не допускает целевого использования доходов бюджета: доходы бюджета вне зависимости от их источника не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов. Соблюдение этого принципа позволяет исключить возможность неправомерного использования бюджетных средств, а также способствует осуществлению парламентского контроля. Однако и данный принцип содержит некоторые исключения. Так, в бюджет-брутто не входят средства, находящиеся на специальных счетах казначейства, безвозмездные перечисления, а средства внебюджетных фондов и займов подлежат целевому использованию. Принцип специализации кредитов В соответствии с принципом специализации кредитов выделенные на расходы средства (кредиты) имеют определенную целевую направленность. Перенос расходов из одной статьи или параграфа бюджетной сметы в другие возможен лишь при наличии специального разрешения. В случае переноса расходов из сметы одного министерства в смету другого разрешение дает парламент, более мелкую передвижку кредитов санкционирует министр финансов или другое соответствующее лицо. Не израсходованные по какой-либо причине бюджетные средства должны возвращаться в кассу государства. Принцип специализации кредитов применяется в любом государстве, однако при проведении сравнительного анализа необходимо обратить внимание на то, что один и тот же термин, используемый в разных странах, может соответствовать различным уровням группировки доходов и расходов. Так, например, в Германии главы бюджета подразделяются на разделы, в то время как во Франции, Бельгии и Сенегале разделы подразделяются на главы; Кредиты отдельного министерства в Голландии объединены в главе, а в Дании — в статье. Облечение бюджета в форму законодательного акта Требование обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, также является обязательным принципом бюджетного права. Чаще всего бюджет принимается в виде соответствующего закона, что закрепляется, 27-
|