Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом. как правило, на конституционном уровне (ст
как правило, на конституционном уровне (ст. НО Основного закона ФРГ). В континентальных странах бюджет, как правило, объединяет в себе и доходную, и расходную часть и принимается в виде единого законодательного акта. В некоторых странах, например Финляндии и Норвегии, утверждение бюджета оформляется путем принятия не закона, а особой парламентской резолюции. В англосаксонских странах (Великобритании, Канаде) билль об ассигнованиях (по расходной части бюджета) и финансовый билль (по доходной части бюджета) обсуждаются и принимаются парламентом раздельно. Такая же практика существовала и в США до реформы 1974г. Закон 1974г. о контроле за бюджетом и импаун-дменте (Congressional Budget and Impoundment Control Act of 1974) установил рассмотрение бюджета в целом, в результате которого принимается совпадающая резолюция обеих палат, не имеющая обязательной силы закона. Однако она служит основанием для принятия разрешающего ассигнования билля, устанавливающего предельные объемы средств для финансирования экономических программ, и непосредственно билля об ассигнованиях, содержащего обязательное для федерального казначейства предписание о выделении определенной суммы. Иные принципы В целях обеспечения гласности финансовой политики и нормотворчества, а также организации бюджетного контроля закрепляется принцип достоверности и наглядности бюджета, предусматривающий правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению. Наглядность бюджета заключается в представлении его в наиболее информативной и доступной для понимания форме. Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет, т.е. придавать гласности основные расходы и источники доходов. Исключения из этого принципа допускаются только по соображениям высших государственных интересов и связаны с сохранением государственной и военной тайны. § 4. Понятие бюджетного процесса и его стадии Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов государственной власти по составлению проектов бюджета, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, контролю за его исполнением, а также составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета. Разработка проекта бюджета По общему правилу, за редкими исключениями, полномочиями по подготовке бюджета наделена исполнительная власть. Ранее, на- ________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса421 пример во Франции, по конституциям 1791 и 1795 гг. и в США вплоть до 1921 г. проект бюджета составлялся законодательной властью. Однако на сегодняшний день составлением проекта бюджета занимается исключительно исполнительная власть. В большинстве стран полномочиями4 по составлению проекта бюджета обладают министры финансов и экономики, но в некоторых государствах (например Болгарии, Канаде, США, Сирии, Швейцарии, Югославии) такими полномочиями наделен глава исполнительной власти. Составление проекта бюджета — важный этап первой стадии бюджетного процесса, на котором решаются вопросы объема бюджета, налоговой и денежно-кредитной политики, определяются основные направления использования средств. Проект государственного бюджета разрабатывают, как правило, центральные органы государственного управления — министерства финансов (в США эту роль выполняет Административно-бюджетное управление), главной задачей которых являются оценка доходов и расходов государства и налоговая политика. Подготовка бюджета начинается с создания долгосрочного финансового плана, стратегических обзоров и многолетних оперативных планов, а также подсчета основных расходов на предстоящий год, чему предшествует анализ социально-экономического положения страны, перспектив и темпов экономического роста, потребностей национальной экономики в финансовых средствах. При составлении бюджета ставится задача его воздействия на повышение эффективности экономики, обеспечения координации финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальными программами правительства, установления приоритетов в расходовании средств. Работа по составлению проекта бюджета начинается за год—полтора до начала нового финансового года (во Франции — за 12 месяцев, в США — за 18 месяцев, в Канаде — за 15 месяцев). Орган, ответственный за составление проекта бюджета, готовит ряд документов, содержащих финансовую информацию, контрольные цифры для подготовки министерствами и ведомствами своих смет, а также сроки их предоставления. Сметы расходов министерств и ведомств разрабатываются соответствующими компетентными отделами каждого министерства (ведомства), затем обобщаются министром (руководителем ведомства) и предоставляются министерству финансов, которое после обобщения представленных заявок составляет проект расходной части. В некоторых странах сметы министерств и ведомств включаются в проект бюджета в целом без изменений, в других (в Великобритании, Франции, Болгарии, Канаде, Польше) — министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-либо изменения в их сметные предложения. Традиционно проект бюджета включает в себя информацию о состоянии расходов и доходов, дефиците текущего финансового года, их показатели на предстоящий финансовый год, информацию 422 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____ о деятельности министерства финансов на момент составления бюджетного документа, а также любую другую дополнительную информацию о состоянии бюджета, обязательствах, требованиях и финансовом состоянии правительства. В Германии планированием финансов занимается Министерство финансов, которое в соответствии с Законом о федеральном бюджетном порядке отвечает за составление и исполнение бюджета на основе рекомендаций Совета по планированию финансов (в составе федерального министра финансов, федерального министра экономики, земельных министров финансов и представителей обшин) и заявок министерств и ведомств. Во Франции в соответствии со ст. 37 Ордонанса 1959 г. министр экономики и финансов под руководством премьер-министра подготавливает проект закона о финансах, подлежащий утверждению Советом министров. В работе по подготовке проекта закона о финансах и бюджета министру финансов оказывает помощь Бюджетное управление. В его задачу входит рассмотрение бюджетных запросов различных министерств, предложений по ассигнованиям, вопросов экономии. Управление действует в контакте с Генеральным налоговым управлением, Комиссией по доходам и Таможенным управлением. Свои предложения по бюджету следующего года Бюджетное управление передает министру финансов. Окончательное решение по проекту закона о финансах принимает Совет министров. В результате согласования в Бюджетном управлении с государственным секретарем, министром финансов, премьер-министром и президентом Совет министров одобряет проект закона о финансах. В Швейцарии на стадии подготовки проекта бюджета основную роль играет Федеральный совет — высший распорядительный и исполнительный орган Конфедерации. Финансовое управление на основании заявок других министерств разрабатывает проект бюджета. Федеральный совет проводит повторную проверку бюджета и вносит необходимые изменения или же обязует министерство финансов во взаимодействии с другими министерствами подготовить новый проект бюджета. Окончательный проект бюджета подлежит одобрению министра финансов, после чего Федеральный совет представляет проект бюджета Федеральному Собранию. В Постоянных правилах Палаты общин Великобритании зафиксировано право Короны инициировать бюджетный процесс: предложения по финансовым вопросам не могут быть внесены без рекомендации Короны. Ответственность за составление проекта бюджета несет министр финансов. В структуре Казначейства также имеется группа отделов, занимающихся вопросами регулирования и планирования государственных расходов и доходов, в частности путем подготовки так называемой Белой книги, содержащей прогнозные оценки государственных расходов на 15-летний период. В подготовке проекта бюджета участвуют также Межминистерский комитет по определению государственных расходов и Межми- ________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса 423 нистерский комитет по бюджету, состоящие из представителей всех министерств и ведомств В их функции входит разработка рекомен дации при подготовке проектов годовых бюджетов. Рекомен В Канаде за подготовку бюджета и ппепгтяппримо»™ ту отвечает Кабинет министров. Бо^ш^^^^^^ няется системой кабинетных комитетов, включающих- Комитет по приоритетам и планированию, Комитет по рассмотрению расхолон казначейство и политические комитеты. рению расходов, В соответствии с Конституцией США только Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акциз * ные сборы. Займы от имени Соединенных Штатов может также чГ ключать только Конгресс. Наконец, эмиссия денег и выдача денег из казначейства могут производиться только по закону принятом! Конгрессом США Таким образом, по КонституциГиспГнитель-ная власть не обладает полномочиями в сфере бюджета и финансов. Полномочия по подготовке проекта бюджета были переданы исполнительной власти лишь в 1921 г. в соответствии с Законом о бюджете и отчетности Фактически в обход Конституции закон наделил исполнительную власть законодательной инициативой в области бюджета. Он передал всю руководящую роль по составле нию бюджета президенту Закон уполномочил президента и его ап~ парат ежегодно подготавливать и представлять Конгрессу для об™ ждения и утверждения проект бюджета на предстоящий финансовый год. В настоящее время проект бюджета готовит Администпа тивно-бюджетное управление (при президенте) на основе заявок министерств и ведомств. заявок По Конституции Японии Кабинет министров составляет и ппеп ставляет парламенту проект бюджета. Но фактически в соответствии с Законом о государственных финансах ответственность за со" ставление бюджета возложена на министра финансов В Сенегале подготовка проекта бюджета поручена двум министрам, министру экономики и финансов и Министру пладирован^я и сотрудничества. н^ании Рассмотрение и утверждение проекта бюджета После одобрения проекта бюджета соответствующими органами исполнительной власти, на которых по конституции возложена обязанность по составлению проекта бюджета, проект бюджета направляется в парламент. июджета на Законодательство каждого государства предусматривает определенные сроки представления бюджетных документов в вдменг во Франции - в середине сентября, в Германии - в июне в Каня де - в феврале, в США и Японии - в январе Первоначально проект бюджета в парламенте рассматривается в специализированных комиссиях и комитетах. Существование спе анализированных комиссий (комитетов) оправдано тем что вся па" лата в силу своей многочисленности не может в полной мере оценить целесообразность всех показателей бюджета. В связи с этим
|