![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды массовых мероприятий
Право на проведение массовых мероприятий гражданами в Российской Федерации является конституционным. Так, в статье 31 Конституции РФ зафиксировано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Практика проведения данного рода мероприятий показывает, что практически любое массовое мероприятие может перерасти в групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки. Например, в г. Москве просмотр футбольного матча Чемпионата мира по футболу между сборными командами России и Японии закончился массовыми беспорядками, и органы внутренних дел вынуждены были переходить от охраны общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия к предотвращению и ликвидации массовых беспорядков. Поэтому, безусловно, возрастают требования, предъявляемые к государственным органам, осуществляющим охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Статья 5.38 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно за принуждение к участию в них, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 100 рублей; на должностных лиц – от 1000 рублей до 3000 рублей[2]. Кроме этого, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования – штраф в размере от 1000 рублей до 2000[3]. Порядок организации вышеназванных мероприятий заключается в следующем: — в обязательном предварительном обращении (не менее чем за 10 дней) в соответствующий орган исполнительной власти с письменным уведомлением о проведении того или иного политического акта; подписывающие заявление должны достигнуть 18-летнего возраста и выступать от имени официально зарегистрированной партии, общественного движения или организации; — в получении письменного согласия соответствующего органа исполнительной власти на проведение мероприятия, указанного в заявлении; — в случае официального мотивированного отказа соответствующего органа на проведение мероприятия – в обращении в вышестоящий орган исполнительной власти либо в суд. Организаторами признаются лица, как уполномоченные зарегистрированными в установленном порядке партиями, общественными движениями и коллективами на организацию проведения того или иного мероприятия, от имени которых они обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти, так и лица, представляющие интересы организаций и учреждений, но не вступающие в официальные отношения с органами власти. Поэтому можно говорить о том, что к ответственности привлекаются лица, не только проигнорировавшие запрет на проведение массового мероприятия, но и лица, явившиеся организаторами массового мероприятия и не поставившие в известность органы местного самоуправления. Часть вторая ст. 20.2 КоАП РФ говорит о том, что к административной ответственности должны привлекаться лица, нарушившие порядок проведения массового мероприятия. К нарушениям порядка проведения такого рода мероприятий относятся: несоблюдение обозначенной в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, количества участников, нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия, злостное неповиновение участниками мероприятия законным распоряжениям представителей органов государственной власти, а также ношение участниками мероприятия оружия и других запрещенных предметов и веществ, которые могут быть использованы в антиобщественных преступных целях. К административной ответственности за нарушение порядка проведения митингов, демонстраций, шествий и т. д. могут привлекаться только непосредственные участники указанных акций. При этом обязательным условием является факт игнорирования ими неоднократных требований полиции покинуть место проведения мероприятия[4]. Ошибкой полиции является привлечение граждан к административной ответственности за то, что они индивидуально выражают свои личные требования в общественных местах, или граждан, которые задержаны в то время, когда они идут на несанкционированное мероприятие, так как эти действия не охватываются диспозицией ст. 20.2 КоАП РФ. В последнее время особенно часто совершаются массовые правонарушения и преступления так называемыми «фанатами» во время проведения культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий. Редкий футбольный матч проходит без таких правонарушений, хотя для обеспечения общественного порядка и безопасности привлекается большое количество сил и средств полиции, в том числе ОМОН. Нормы поведения посетителей таких мероприятий регламентируются типовыми правилами, которые действуют на территории всей страны. Лица, которые не соблюдают эти правила, не допускаются на территорию, где проводится массовое мероприятие, при совершении правонарушений – задерживаются и привлекаются к ответственности, а причиненный ими материальный ущерб взыскивается с виновных через суд в установленном законом порядке. В настоящее время достаточно часто проводятся всевозможные религиозно-массовые мероприятия, к которым относятся различные церковные праздники, обряды, богослужения, крестные ходы и т. д. Ряды верующих, благодаря пропагандистской работе, постоянно пополняются. Создаются новые религиозные организации. Среди них особую общественную опасность для окружающих представляют деструктивные секты. К таким относятся: «Аум Синрике», «Белое братство», «Церковь Муна» и другие, зомбирующие, проповедующие сатанизм, дающие установки на антиобщественное поведение, а иногда совершающие преступления и террористические акты, тем самым, создавая условия для осложнения оперативной обстановки, что в свою очередь требует от органов внутренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности[5]. Одним из основных требований, которые предъявляются к органам внутренних дел при проведении массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их законных прав и законных интересов, поддержание надлежащего общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также выявление и привлечение виновных к ответственности. Основными нормативными актами, регламентирующими порядок проведения массовых мероприятий в нашей стране, являются Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, законы «О полиции», «О чрезвычайном положении», «О безопасности», приказы МВД РФ, а также иные законодательные и подзаконные акты. Ответственность за совершение административных правонарушений, совершаемых при проведении массовых мероприятий, предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях, преступлений – Уголовным кодексом РФ. Современный этап нормативного регулирования организации и проведения всех видов массовых мероприятий характеризуется тем, что 19 июня 2004 года был принят федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. В связи с тем, что главным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий, являются органы внутренних дел, сотрудникам этих органов необходимо четко представлять, что такое массовое мероприятие. Массовое мероприятие – это совокупность действий или явлений с участием большого числа граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей человека, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом[6]. Массовые мероприятия, как правило, имеют три основных признака: а) наличие больших масс людей; б) организованность действий; в) наличие цели. Все массовые мероприятия можно условно разделить на группы по следующим признакам: 1) по содержанию: — общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, конференции, выборы депутатов, встречи и проводы правительственных делегаций и др.); — культурно-зрелищные (фестивали, карнавалы, народные гулянья, концерты и др.); — спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и т. д.); — религиозные (похоронные процессии, религиозные праздники и т. п.); 2) по значимости: — общероссийские; — международные; — межреспубликанские; — местного значения; 3) по периодичности проведения: — разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. д.); — повторяющиеся (демонстрации, спортивные соревнования, выборы, народные гулянья и др.); — повседневно проводимые (посещение музеев, выставок и т. д.); 4) по месту проведения: — в зданиях, сооружениях; — спортивных комплексах; — на открытой местности; 5) по способу возникновения: — организованные; — спонтанные (возникшие неожиданно, стихийно); 6) по возможности участия: — общедоступные; — ограниченные количеством участников или социальным статусом; — допускающие наличие в зоне проведения неорганизованного населения.
|