![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мероприятия по предупреждению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков
Основные этапы возникновения и развития конфликтной ситуации можно подразделить на три этапа: 1. Начальный этап характеризуется появлением повода, которым, как правило, является какое-то событие чрезвычайного характера. В этот период появляются и распространяются различные слухи провокационного характера. Начинают формироваться группы людей, из которых впоследствии может образоваться толпа. Толпа обычно не собирается сама по себе, всегда есть люди, которых можно назвать организаторами. Они, используя слухи, домыслы, какие-то факты, активно влияют на эмоциональное возбуждение собравшихся, тем самым, подталкивая толпу на противоправные действия. Зачастую организаторы являются неформальными лидерами отдельных группировок, умеют убеждать и заводить толпу. Кроме организаторов в толпе, как правило, действуют подстрекатели и провокаторы, которые, используя эмоциональное состояние толпы, при помощи ложных слухов и дезинформации стараются спровоцировать неорганизованную массу народа на противоправные действия. Зачастую в толпе формируются группы наиболее агрессивно настроенных лиц, имеющих целью в обстановке общей неразберихи совершать преступления и другие опасные действия. Они чаще всего становятся во главе, первыми начинают погромы, поджоги и избиения представителей власти и управления, их обычно называют исполнителями. Зачастую это антиобщественные элементы и бывшие уголовники. Основную массу толпы составляют заблуждающиеся в оценке причин и поводов возникновения конфликта и просто любопытные граждане, которые, в конечном счете, могут стать не только участниками массовых беспорядков, но и их жертвами, что чаще всего и происходит на практике. 2. Активный этап –толпа переходит к целеустремленным противоправный действиям, которые сопровождаются погромами, поджогами, грабежами; совершаются другие акты насилия, перекрывается движение транспорта, возводятся баррикады, оказывается активное сопротивление представителям власти, в том числе и с применением различных видов оружия. 3. Заключительный этап –характеризуется локализацией и устранением конфликта посредством активного участия органов правопорядка в пресечении и ликвидации группового нарушения общественного порядка, массовых беспорядков, в выявлении лиц, виновных в их организации, погромах, разбоях и разрушениях, и привлечении этих лиц к ответственности. Наиболее трудная, но необходимая задача – выявить на этом этапе организаторов, подстрекателей, исполнителей, полно и объективно задокументировать их противоправную деятельность с тем, чтобы невиновные граждане не пострадали. В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка, массовые беспорядки возникают, как правило, стихийно, имеют быстрое распространение, сопровождаются совершением тяжких преступлений и в них может участвовать значительное количество населения, органы внутренних дел должны находиться в постоянной готовности к пресечению и ликвидации подобных антиобщественных действий. В соответствии с нормативными актами МВД России в органах внутренних дел разрабатываются специальные операции по проведению охранных мероприятий в этот период. Организационные мероприятия по обеспечению подготовки, организации, управления силами и средствами, привлекаемыми к выполнению задач по предотвращению и пресечению групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, осуществляет специально созданный для этого оперативный штаб. Основными функциями штаба являются: 1. Организация предупреждения массовых беспорядков: — сбор, обобщение и оценка данных об оперативной обстановке, прогнозирование и разработка конкретных сценариев ее развития; — разработка и организация профилактических мероприятий, использование возможностей средств массовой информации, общественных формирований в работе с населением, трудовыми коллективами по предупреждению массовых беспорядков; — информирование органов государственной власти и управления о нарастании социальной напряженности, межнациональных противоречий, их возможных последствиях, внесение предложений по устранению причин и условий, способствующих осложнению обстановки, оказание им содействия в реализации предложений, относящихся к компетенции органов внутренних дел; — постановка задач по локализации групповых антиобщественных проявлений и предотвращению массовых беспорядков, контроль и оказание помощи в их выполнении. 2. Обеспечение готовности сил и средств к действиям при массовых беспорядках. 3. Управление силами и средствами при пресечении массовых беспорядков: — оповещение и сбор членов оперативного штаба и личного состава по установленным сигналам, выдача оружия, специальных средств, средств связи, приведение в готовность транспортных средств; — сбор и анализ информации о складывающейся обстановке, ее обобщение и доклад руководителю оперативного штаба, внесение предложений по организации пресечения массовых беспорядков; — подготовка расчетов по расстановке, выдвижению и развертыванию группировки сил и средств; — принятие решения о пресечении массовых беспорядков, постановка задач по использованию задействованных сил и средств, организация их взаимодействия; — контроль за выполнением данной группировкой поставленных задач и оказание необходимой помощи в их решении; — ведение журнала действий в операции, карт (схем) и другой оперативно-служебной документации. 4. Организация работы по ликвидации последствий массовых беспорядков: — блокирование района проведения операции и обеспечение охраны особо важных объектов на период ликвидации последствий массовых беспорядков; — сбор личного состава, проверка его наличия, оказание медицинской помощи пострадавшим; — создание мобильных оперативных групп для воспрепятствования повторному сбору участников массовых беспорядков; — организация охраны общественного порядка патрульными группами по усиленному варианту; — регулирования дорожного движения; — пожаротушения и первоочередных аварийно-спасательных работ; — ликвидации угрозы взрывов; — тылового обеспечения; — материально-технического обеспечения; — медицинского обеспечения; — резерв – создается для выполнения внезапно возникающих в ходе операции задач. Численность резерва, его вооружение и оснащение определяются руководителем оперативного штаба в зависимости от складывающейся обстановки. Общими целями операции являются: — защита жизни и здоровья людей; — предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу; — предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, выявление виновных, их нейтрализация и привлечение к ответственности. К силам, привлекаемым к проведению специальной операции, относятся: — личный состав органов и учреждений внутренних дел; — личный состав строевых подразделений полиции; — слушатели и курсанты высших и средних учебных заведений МВД России; — военнослужащие внутренних войск МВД России, которые действуют как совместно с сотрудниками органов внутренних дел под единым руководством, так и самостоятельно. К средствам, применяемым в специальных операциях, относятся: — оружие и специальные средства; — оперативная, криминалистическая и специальная техника; — средства связи; — автомототранспортные средства; — служебные собаки; — боевая и специальная техника, специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.
|