![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление службой нарядов при проведении массовых мероприятий
Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, УМВД республик, УМВД (ГУ МВД), УМВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганами в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности. При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяются характером и масштабом массовых мероприятий, а также складывающейся оперативной обстановкой. В тех случаях, когда оперативные штабы не создаются, функции управления выполняют специально назначаемые работники. В составе оперативного штаба создаются: — группа управления силами и средствами, которая обеспечивает руководство нарядами и контроль за несением ими службы в зонах (секторах) и на участках; организует и проводит занятия, инструктажи личного состава органа внутренних дел и приданных сил; контролирует выполнение нарядами функциональных обязанностей; решает вопросы допуска в зону оцепления граждан, не имеющих пропусков; вносит предложения начальнику штаба об изменении расстановки нарядов, маневре силами, использовании резерва; устанавливает и снимает ограничения движения транспорта и пешеходов; обеспечивает готовность к действию нарядов и групп. — группа информации и подготовки управленческих решений – осуществляет сбор, обобщение, анализ и оценку сведений, характеризующих состояние оперативной обстановки, и на этой основе вносит начальнику штаба предложения по организации охранительных мер; ведет журналы распоряжений штаба и поступающей информации; — цепочка – выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей, или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные – при интервале 1–2 м, усиленные – при интервале менее 1 м, многорядные – в два и более рядов. С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей, войсковой техники; — группа сопровождения – обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождении и размещение в отведенных для них местах; — пост наблюдения – обеспечивает своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами; — резерв – предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнения обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быть быстро введен в действие. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений; — группа патрулирования формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий территории; — группа разъяснения законов – формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий; — группа оцепления (блокирования) – формируется из подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов полиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск. Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых случаях создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий; — оперативно-следственная группа (группа фиксации правонарушений) осуществляет оперативно-разыскную и следственную работу по предупреждению готовящихся и раскрытию совершенных преступлений; разбирательство с лицами, совершившими в зоне проведения массового мероприятия преступление или административное правонарушение; производит кинофотосъемку, осуществляет документирование; — группа ограничения движения транспорта и пешеходов осуществляет осмотр состояния дорог, улиц, площадей по маршруту движения участников мероприятия и зрителей, подъездных путей к местам его проведения; осмотр технического состояния автотранспортных средств, привлекаемых к обслуживанию данного мероприятия, и инструктаж водителей; обеспечивает при необходимости сопровождение колонн автомашин; организует объезд зоны оцепления транспортными средствами, не имеющими отношения к проводимому мероприятию; обеспечивает беспрепятственный проезд автомашин со специальным сигналом, безопасность движения транспорта на стоянках автомобилей и маршрутах рассредоточения демонстрантов и зрителей; — группа пожаротушения организует осмотр объектов, на которых планируется проведение массового мероприятия, с точки зрения соответствия их мерам противопожарной безопасности; поддерживает высокую боевую готовность пожарных частей, при необходимости организует использование пожарных автомашин для рассредоточения и рассеивания толпы; — группа обеспечения связи готовит схему оперативной связи и обеспечивает надежную и бесперебойную связь оперативного, штаба с руководителями нарядов, используя при этом все виды проводной, радиосвязи, телевидение. Высокая степень оснащенности нарядов средствами связи обеспечивает соответствующую степень руководства и маневра силами и средствами, а также оперативность реагирования штаба на изменение оперативной обстановки[10]. Управление силами и средствами во время проведения массовых мероприятий осуществляется со специально создаваемых пунктов управления (командных пунктов), на которых оборудуются рабочие места для руководства, личного состава групп и управления служб. Командные пункты создаются, как правило, непосредственно в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, откуда наиболее удобно управлять. Они могут быть неподвижными (на стадионах, во дворцах спорта и других зрелищных учреждениях) и подвижными (в штабных автобусах или в иных оборудованных для этого транспортных средствах). Каждый пункт обеспечивается необходимыми средствами связи согласно схеме, на нем устанавливается радиостанция. Радиосвязь дублируется телефонной связью или связным. На пункте управления ведется журнал регистрации всех отдаваемых команд (время подачи, от кого она исходила и кем принята). В журнале ведется также учет поступающей информации (где и какие произошли изменения в обстановке, чем они вызваны и какие приняты меры). Отдаваемые распоряжения и поступающая информация могут записываться на магнитофонную ленту. Это позволяет по окончании мероприятия осуществить детальный разбор организации службы, вскрыть недостатки в управлении и принять меры к недопущению их в будущем. Командный пункт (пункт управления) начинает свою работу заблаговременно в зависимости от предстоящего мероприятия. В этот период: — проверяется своевременность и полнота прибытия нарядов к местам службы; — организуется их инструктирование; — вводится режим оцепления; — удаляются неорганизованные зрители из зоны оцепления; — проверяется наличие резервов; — обеспечивается взаимодействие с другими службами, принимающими участие в охране порядка. В день проведения мероприятия все выделенные наряды прибывают на место в часы, намеченные планом. Начальники проверяют наличие личного состава, его внешний вид, знание им общих и особых обязанностей. После этого наряды приступают к непосредственному исполнению своих служебных обязанностей. На участках, где предполагается большое скопление неорганизованного населения, необходимо ставить переносные заборы, барьеры, турникеты, протягивать канаты или выставлять транспортные средства (автобусы, грузовые автомобили и т. д.), что позволяет экономить силы и значительно повысить надежность оцепления, обезопасив от возможных его прорывов. Граждан, проживающих или работающих в зоне оцепления, разрешается пропускать к месту жительства по предъявлению паспорта или иного подтверждающего этого документа, а к месту работы – по специальным пропускам. Осуществляя охрану общественного порядка, наряды полиции должны проявлять особую осмотрительность, выдержанность и быть готовыми в любых условиях действовать быстро, четко, решительно и уверенно, проявлять спокойствие, предупреждая тем самым возникновение паники и других осложнений. В случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, необходимо немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте. В ходе массового мероприятия штаб выполняет важные функции: — поддерживает контакты с его организаторами, анализирует обстановку на секторах и участках, где несут службу наряды; — осуществляет контроль за их деятельностью; — обобщает информацию с мест; — следит за последовательностью действий, предусмотренных планом; — мобилизует личный состав подразделений и нарядов на эффективное выполнение возложенных на них задач; — вносит изменения в расстановку нарядов, маневрирование силами при осложнении оперативной обстановки; — использует по назначению имеющийся резерв сил и средств, а также службы других организаций и ведомств (аварийную, противопожарную, медицинскую и другие); — информирует начальника УМВД, ГОВД об изменениях обстановки и принятых решениях. Штаб проведения массового мероприятия, начальники зон, секторов, участков должны быстро и правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке, оперативно принимать решения, проявлять разумную инициативу, не допускать перерастания отдельных эксцессов в массовые беспорядки, так как при наличии большой концентрации людей такая опасность реальна. По окончании массового мероприятия оперативный штаб организует работу нарядов по поддержанию порядка в местах рассредоточения участников мероприятия, на остановках городского транспорта, в зависимости от обстановки принимает решение о снятии нарядов частично или полностью, проводит разбор службы нарядов с руководителями участков и зон оцепления. Из всего сказанного можно сделать вывод, что обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует привлечения значительного количества сил и средств, а также введения определенного режима ограничений, так как обычными способами и методами обеспечить должный общественный порядок не представляется возможным.
|