Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Основными задачами деятельности органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков являются: — объективное и своевременное информирование; — предупреждение дальнейшего развития группового нарушения; — пресечение группового нарушения; — документирование противоправных действий участников и раскрытие преступлений по горячим следам; — усиление охраны особо важных объектов; — устранение причин и условий, порождающих конфликтную ситуацию. В целях обеспечения выполнения задач по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, обеспечения высокой боевой готовности, оперативности и организованности действий служебных нарядов в этот период в органах внутренних дел разрабатываются планы проведения специальных операций. Такой план должен быть конкретным, четко определять задачи нарядов и ответственных должностных лиц, реально учитывать наличие всех сил и средств, которые могут быть задействованы в этой операции, порядок взаимодействия и связи служб и подразделений, время и место сбора личного состава по тревоге, закрепление личного состава по группам, четкое знание сотрудниками своих функциональных обязанностей в той или иной группе, местные условия и особенности. В плане обязательно указывается порядок его ввода в действие. К нему прилагается план-схема города (района) с нанесенными основными объектами, подлежащими охране. В связи с тем, что местами наиболее вероятного возникновения групповых нарушений являются площади, парки, стадионы, места сбора различных неформальных группировок, в плане целесообразно предусмотреть различные варианты возникновения и развития эксцессов и расчет сил и средств производить с учетом вышеперечисленных факторов. Органам внутренних дел необходимо постоянно поддерживать готовность к действиям по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. С этой целью в органах внутренних дел периодически проводятся тренировки и обучение личного состава по отработке необходимых умений и навыков, составляются специальные планы и при необходимости осуществляется их корректировка, проводится рекогносцировка на местности, где намечаются массовые мероприятия, проводятся совместные учения всех задействованных сил органов внутренних дел, внутренних войск и других подразделений, на которых отрабатывается организация, тактика и взаимодействие этих подразделений и служб в ходе предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка, систематически проверяется готовность специальных и материально-технических средств, а также функционирование системы оповещения и связи. Личный состав обучается умению ориентироваться в сложных, критических ситуациях, принимать правильные решения при строгом соблюдении законности. Особое внимание следует обращать на тактику действий нарядов полиции при предупреждении и пресечении групповых нарушений в начальный период их возникновения. В этих целях наряды полиции при несении службы в местах скопления людей должны изучать обстановку, контингент лиц, там находящихся, фиксировать обстоятельства, способные спровоцировать конфликтную ситуацию, при необходимости – своевременно информировать дежурного по органу внутренних дел и принимать меры к устранению инцидента на месте[14]. Опыт работы ОВД свидетельствует о том, что наиболее действенными формами пресечения указанного противоправного поведения участников конфликта в условиях толпы являются: — быстрое реагирование на складывающуюся конфликтную ситуацию, изоляция организаторов и подстрекателей; — ведение гласной видео- и фотосъемки событий с целью последующего документирования неправомерного поведения участников, создающих толпу; — активное проведение разъяснительной работы среди граждан, втянутых в конфликт; — тактически грамотные действия работников полиции при обострении конфликта и одновременное сосредоточение необходимых сил и средств с целью предупреждения беспорядков. В связи с тем, что значительная часть инцидентов, перерастающих в массовые беспорядки, возникает в местах массового скопления населения, этим местам при организации обеспечения общественного порядка необходимо уделять самое пристальное внимание и назначать для несения службы самых опытных, профессионально подготовленных сотрудников. Однако эти требования не всегда выполняются, что зачастую приводит к негативным последствиям. Слабо подготовленные наряды не всегда умело выбирают момент для задержания правонарушителей, не учитывают настроение окружающих граждан и их возможную реакцию, не стараются склонить их на свою сторону, заручиться их поддержкой и помощью. Иногда нарушители не сразу отправляются с места происшествия в орган внутренних дел, что нередко приводит к попыткам освободить их и в дальнейшем – к противостоянию и развитию конфликтной ситуации. Особенно негативную реакцию у окружающих вызывает неумелое, неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия, используемых работниками полиции при задержании правонарушителя. Поэтому для служебных нарядов исключительно важно хорошо знать свои обязанности и права, грамотно и умело их применять, исключительно вежливо и культурно обращаться с гражданами, не допускать нарушений законности, неуважения к правам человека. В случае возникновения серьезной конфликтной ситуации, могущей перерасти в групповые нарушения общественного порядка или массовые беспорядки, наряды полиции обязаны, используя все средства связи, немедленно проинформировать об этом дежурного по органу внутренних дел, соблюдая режим секретности. Доклад должен в обязательном порядке содержать следующую информацию: — характер, место и время возникновения инцидента; — причины и повод возникновения; — контингент и количество участников; — количество собравшихся граждан и их отношение к инциденту. Об обстановке, которая может вызвать групповые нарушения общественного порядка, начальник органа внутренних дел информирует администрацию, федеральную службу безопасности, прокурора, а также военного коменданта и начальника гарнизона, одновременно обеспечивает выезд на место происшествия усиленной оперативной группы, ориентирует и направляет наряды полиции, несущие патрульно-постовую службу на прилегающей территории, к месту группового конфликта. После этого он сам прибывает на место происшествия, оценивает оперативную обстановку и отдает соответствующие команды. Прежде всего, осуществляется сбор и сосредоточение личного состава и техники в условленном месте. Затем осуществляется блокирование и локализация на месте конфликта. Производится усиление охраны важных объектов, затем соответствующие группы сотрудников приступают к осуществлению своих функциональных обязанностей, которые они должны выполнять в случае введения специальной операции. Осуществляется выявление организаторов, подстрекателей и активных участников групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, документирование их преступной деятельности. Специальной группой сотрудников проводится разъяснительная работа среди участников конфликта об истинных причинах инцидента, принимаемых органами внутренних дел мерах. Одновременно участники предупреждаются об установленной законом ответственности[15]. В целях усиления охраны важных объектов вводятся установленные законом временные режимные ограничения или запрещения на движение транспорта и пешеходов. Перечень важных объектов, подлежащих усиленной охране при возникновении массовых беспорядков, заблаговременно составляется органом внутренних дел. Режимные ограничения включают воспрепятствование: — сосредоточению граждан на подступах к району проведения операции путем оцепления (блокирования) участков местности; — проникновению граждан и проезду транспортных средств в район массовых беспорядков путем ограничения или запрещения движения транспорта и пешеходов, недопущения граждан на отдельные участки местности, объекты; — перемещению толпы, активных участников беспорядков между районами, населенными пунктами. Если предупредительные меры не дали положительных результатов, и организаторам удалось спровоцировать толпу на массовые беспорядки, руководитель операции принимает решение на проведение силовых действий. При приближении толпы к рубежу оцепления руководитель операции обязан принять меры к бесконтактному воздействию на толпу с целью ее остановки и рассредоточения. Для этого необходимо проведение специальных мероприятий. Возможно установление средств принудительной остановки автотранспорта (Диана, Еж и др.), если они используются в качестве тарана. Для остановки людей применяются спецсредства («Спираль», «Жидкое мыло», а также «Заря», «Облако», «Черемуха 12», «Сирень-6», водометные спецавтомобили «Лавина» и др.). Могут быть использованы карабины КС-23 для отстрела патронов с резиновыми пулями. Действия этих сил и средств должны быть обеспечены поддержкой групп прикрытия, рассредоточения и изъятия, экипированных средствами индивидуальной защиты и активной обороны. При выставлении перед толпой нескольких цепочек последняя вооружается огнестрельным оружием. Для перекрытия рубежей могут использоваться бронетранспортеры, другая боевая техника и автомобили. После остановки толпы необходимо усилить на нее воздействие специальными средствами. Для ускорения рассредоточения толпы целесообразно задействовать личный состав групп рассредоточения, оцепления и изъятия. Силами этих групп и групп изъятия и конвоирования изымаются и задерживаются активные участники беспорядков, после чего силами группы конвоирования их направляют в места разбирательства (фильтрационные пункты). Если вышеперечисленные действия не привели к остановке толпы, ее рассредоточению, руководитель операции принимает меры к контактному воздействию на толпу. В этих целях необходимо использовать дополнительные транспортные средства для перекрытия направлений движения, резерв для закрытия образовавшихся разрывов в цепочках оцепления, для психического воздействия – специальные средства, создающие звуковой эффект, а также другие специальные средства (РП) в отношении групп лиц, оказывающих сопротивление, предварительно предупредив их об этом. При применении правонарушителями огнестрельного оружия необходимо организовать защиту личного состава от поражения; в крайних, не терпящих отлагательств случаях, когда исчерпаны все другие возможности, организовать поражение лиц, применяющих оружие, прицельным огнем снайперов. В ходе и по окончании операции организовать оказание медицинской помощи раненым, эвакуацию раненных и убитых в медицинские учреждения. По окончании операции оперативный штаб обязан: — создать условия для объективного расследования в возможно короткие сроки преступлений, связанных с массовыми беспорядками; — разработать и организовать выполнение предупредительно-профилактических мероприятий для недопущения повторения массовых беспорядков; — обеспечить ликвидацию последствий массовых беспорядков; — проанализировать опыт действий органов внутренних дел, внутренних войск и учебных заведений МВД России по предупреждению и пресечению массовых беспорядков. Анализ действий органов внутренних дел в условиях групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков показывает, что в этой деятельности органов внутренних дел имеются серьезные недостатки, которые сводятся к следующему: — силы органов внутренних дел не всегда оказываются подготовленными к действиям в рассматриваемых условиях, оповещение и сбор личного состава по тревоге зачастую проводится медленно. Это в результате приводит к массовым беспорядкам на значительной территории и сопровождается тяжелыми последствиями; — служебные наряды и дежурные по органам внутренних дел не всегда объективно оценивают возникающие ситуации, вовремя не информируют о них старших начальников, т. е. упускают время для принятия энергичных мер по пресечению беспорядков в начальный период; — информация о возникновении и развитии беспорядков от нарядов и дежурных частей поступает в МВД, УМВД несвоевременно и нерегулярно; — отсутствует должное взаимодействие между милицией, государственной противопожарной службой и подразделениями войск МВД, бывает не отработана система связи и информации, не установлен порядок использования сил общественности. Некоторые руководители УМВД городов, областей при получении сообщений о групповых нарушениях общественного порядка проявляют растерянность, пассивность, силы служебных нарядов вводят нерешительно, мелкими группами (подразделениями), которые рассеиваются толпой. В управлении нарядами нарушалась связь, в силу чего они бездействовали в ожидании указаний. Технические и специальные средства в этих условиях применялись не всегда тактически грамотно или вовсе не использовались. Все это приводило к серьезным негативным последствиям. Поэтому планы мероприятий по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков должны составляться с учетом всех недостатков, имевших место ранее, а также с использованием положительного опыта действий служебных нарядов органов внутренних дел в экстремальных условиях.
|