Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели этнохудожественного воспитания в системе дополнительного образования
Большая роль в сохранении и развитии нхк принадлежит учреждениям дополнительного образования, имеющим принципиальные отличия от учреждений общего образования. Дополнительное образование, по сравнению с общим образованием, не регламентировано Государственными стандартами и направлено на удовлетворение познавательных потребностей и развитие творческих способностей у детей. Понятие «дополнительное образование» сравнительно новое. Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. До 90-х годов 20 века «дополнительное» образование называлось «внешкольным». Изначально в сферу внешкольного образования входили народные библиотеки и университеты, воскресные школы, клубы и другие культурно-просветительные учреждения. После октябрьской революции (1917) деятельность учреждений «внешкольного образования» была направлена на организацию самодеятельных детских творческих коллективов. В настоящее время эта работа проводится в домах детского творчества, школах искусств, клубах и этнокультурных центрах. Кружковая и студийная работа осуществляется также и в общеобразовательных учреждениях в рамках дополнительного образования, организованного во второй половине дня. Этнохудожественное направление в сфере дополнительного образования не является новым. Студии дпт, детские фольклорные коллективы существовали и в советский период. Сегодня большими возможностями этнох. образования детей располагают клубные учреждения, в том числе центра народных промыслов, творческие мастерские и студии, школы искусств и другие объединения, способствующие художественно-творческому развитию личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределения ребёнка. В настоящее время совершенствуется деятельность клубов по организации работы студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений по культурно-познавательным, историко-краеведческим, экологическим культурно-бытовым темам; организации и проведению фестивалей, смотров, конкурсов, выставок; проведению спектаклей, концертов, массовых таетрализованных праздников, народных гуляний, местных традиций и обычаев. Этнохудожественное воспитание в учреждениях дополнительного образования можно условно разделить на следующие модели: 1- модель развивающей этнокультурной среды характеризуется набором кружков, секций, клубов, студий, участие в которых способствует расширению представлений о ценностях культуры, развитию интересов и познавательно-творческих способностей детей. 2- модель организации детской жизни (детский лагерь, группы продленного дня) эта модельотличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в учреждении структур доп.образования. Однако в этой модели нет общей направленности на изучение народной культуры. Но в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и взрослых (творческие лаборатории, экспедиции). 3- модель интегрированного образовательного пространства направленная на приобщение детей к культурному наследию, строится на основе тесного взаимодействия школы с одним или несколькими учреждениями доп.образования детей или учреждением культуры (центром детского творчества, музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и т.д.). Эти учреждения разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание доп.образования. При этом в практической реализации программ значительно возрастает роль худож.руководителей творческих коллективов. 4- модель родительской школы (подготовка детей к школе в спец.учреждениях, школы материнства) Организация образ. процесса по приобщению детей к культурному наследию народов России и мира развивается в этно- и поликультурных центрах, создающихся как отдельно, так и на базе общеобразовательных учреждений, как их подструктуры. Такая модель является наиболее эффективной для освоения нхк, родного языка. В этих образ.учреждениях создаются кружки и студии, музеи народной культуры, этнографические театры и др. Новой формой доп.образования являются «Воскресные школы». Эти государственные учреждения доп.образования детей имеют несколько направлений деятельности: учебно-воспитательное, просветительское, художественно-эстетическое, организационно-массовое, научно-методическое. В их работу входит преподавание факультативных курсов для старшеклассников («Христианская этика, мораль и нравственность», Библейские рассказы», «Народные традиции и христианские праздники и др.); проведение лекций, конкурсов, викторин и олимпиад культурологической и религиоведческой тематики и т.д.
|