Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Римляне и их музыка
Римляне стали в истории самым практично настроенным народом: народом жажды деятельности, но не богатства идей и силы воображения. Как прозаический и простодушный тип англичан, они восхищались мужественностью, самоограничением, серьезным поведением, прилежанием, и естественным следствием этих черт стало право и порядок. Понятие утонченности им было не свойственно; их искусство было реалистичным, архитектура – монументальной, их позиция в отношении религии – не духовной, материальной. Это был народ с высокими военными способностями, который с присущими им «прямотой, простотой и трезвым рассудком» захватил мир, создав огромную империю. Но должно было пройти время до того, как Рим стал знаменит своей беспримерной испорченностью. В Риме было мало музыки, в основном это была военная музыка, способствовавшая тому, чтобы поставлять хороших солдат. Римляне имели необычайно большое количество инструментов военной музыки, в особенности духовых; она наполняла тело энергией и способствовала мужской силе. Такого рода музыка влияла на физическое, и отсутствие в ней более мягких аспектов не позволило возникнуть любви к телесной красоте, как понимали ее греки, эта музыка не вызывала те эмоции, которые будят силу воображения. В то время как греки, глядя на красивое тело, восхищались сильным и красивым телом, римляне восхищались им лишь потому, что считали его полезным. Одна точка зрения эстетическая, другая практическая, основой же обоих положений было физическое, но углы зрения, под которыми это рассматривалось, были очень разные. С течением времени военная музыка, если ей не противопоставлены никакие утончающие влияния, будет оказывать вредное воздействие на характер: мужественность может выродиться в стремление к власти, мужество – в жестокость, а сексуальная мужская сила в чувственность, что и произошло у римлян. Революция 133 года до Р. X. – первый результат воздействия упомянутых плохих качеств. Она была следствием антагонизма между немногим владеющими властью и многими, считающими, что они тоже имеют на это право. Что касается второго из перечисленных зол, то оно вылилось в вызывающую ужас форму гладиаторских игр. Упадок искусства звука был так обширен, что исполнение его попало в руки ищущих приключений чужаков и манивших своей прелестью женщин. Государство же распорядилось вычеркнуть из учебного плана римской воспитательной системы музыку, обоснованием послужило то, что искусство, исполнявшееся рабами, презренными классами общества, было неподобающим для образования юных патрициев. Исполнились пророческие слова Аристотеля о том, что искусство, которое имеет своей целью только выставление напоказ искусности пальцев и чувственное возбуждение, было несовместимо с достоинством человека и предназначалось только для рабов.
|