![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. сор Штокман» и судов АтлантНИРО
сор Штокман» и судов АтлантНИРО. Согласно рекомендациям ХЕЛКОМ сама платформа окружена сетью океанографических станций, расположенных на удалении 100, 500 и 1000 м от платформы. Данные, полученные до начала эксплуатации месторождения, позволили оценить фоновые характеристики состояния морской среды. В настоящее время измерения проводятся для контроля гидрологических, гидрохимических и гидробиологических параметров от поверхности моря до его дна. В то же время выясняется, что система наземных и морских наблюдений за загрязнением окружающей среды не обладает необходимым пространственно-временным разрешением для оперативного выявления всех аварийных разливов нефти. Требуется значительное увеличение частоты наблюдений в пространстве и времени, а это слишком дорогое удовольствие. Поэтому на первый план вышли дистанционные методы наблюдения, к которым относятся авиационные и космические методы. Средства и методы дистанционного зондирования помогают осуществлять мониторинг техногенного воздействия на природу в районах разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, оценивать экологические последствия разработки месторождений и транспортировки нефти. Авиационные наблюдения для проведения МАРНП используются давно для контроля состояни нефтепроводов, мест добычи нефти, контроля водных пространств. Авиационные средства наблюдений малочисленны и достаточно дорогостоящи, кроме того, они обычно ограничены световым днем и требуют хороших погодных условий. Потребовалось привлечение надежных и эффективных средств навигации и связи, компьютерных технологий сбора и обработки информации, а также искусственных спутников Земли. Последние необходимы для решения задач навигации и связи, своевременного выявления готовящихся или осуществляемых террористических актов относительно нефтепроводов или резервуарных парков для непрерывного одновременного контроля методами дистанционного зондирования за загрязнением природной среды на больших площадях. Спутниковые наблюдения дают возможность оперативно выявлять и точно определять координаты крупных аварий на нефтепроводах, зоны опасного проявления стихийных природных процессов, которые могут привести к таким авариям, а также отслеживать и прогнозировать чреватые разрывами магистральных трубопроводов медленные деформации земной поверхности. Особенное развитие спутниковые средства МАРНП получили при организации наблюдений за разливами нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Например, радиолокационные спутниковые изображения водной поверхности могут существенно помочь в обнаруже- Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов нии нефтяных пятен на большой акватории, поскольку они не зависят от облачности, освещенности и почти не зависят от погодных условий на море. Они могут нацелить воздушные или морские средства на конкретные районы для более детальных исследований. В настоящее время такие возможности имеются на борту спутников ЕМУ15АТ и ЕК5-2 Европейского космического агентства (Е5А) и КАВАК5АТ Канадского космического агентства. В июне 2004 года ОАО «Лукойл» был организован оперативный спутниковый мониторинг юго-восточной Балтики в качестве важной компоненты контроля экологического состояния окружающей среды. Он базируется на ежедневном приеме, обработке и анализе различных спутниковых данных (А5АК ЕКУ15АТ, АУНКК КОАА, МОВ15, С> шЪ5САТ, ДА5ОК-1) [107]. В результате принимается комплексная информация о нефтяном загрязнении морской поверхности, температуре воды, распределении взвешенного вещества, содержании хлорофилла, морских течениях и метеорологических параметрах. Основными задачами спутникового мониторинга нефтяного загрязнения акватории юго-восточной части Балтийского моря являются: - обнаружение нефтяных пятен в районе платформы Д-6 месторож - обнаружение источников загрязнения; - прогноз направления и скорости переноса пятен; - систематизация и хранение информации; - взаимодействие с заинтересованными сторонами. Непосредственными работами по этому проекту занимаются российские ученые из Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН, Геофизического центра РАН, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства Госкомрыболов-ства и Морского гидрофизического института Национальной Академии наук Украины. Вся информация, полученная в результате космического мониторинга, о случаях загрязнения нефтепродуктами в контролируемом районе Балтики передается ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» в российские государственные органы, ответственные за контроль окружающей среды в этой части Балтийского моря: Государственную морскую инспекцию, Управление природных ресурсов по Калининградской области и ГУ МЧС России по Калининградской области. В ряде регионов России организован спутниковый мониторинг состояния территорий, который также решает задачи оперативного обнаружения и мониторинга нефтяных загрязнений на суше, на внутренних водоемах и на шельфе в районах добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов (например, ЯНАО, ХМАО).
|