![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. ве (Сахалин), Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге, Астрахани;
ве (Сахалин), Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге, Астрахани; - морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) - в Мур - морские спасательные подцентры (МСПЦ) - в Архангельске, Южно- В составе БАСУ имеются 7 морских специализированных подразделений по ЛРН (морспецподразделений). Госморспасслужба Минтранса России вместе с МСКЦ и МСПЦ и БАСУ образует функциональную систему сил и средств, которая входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Госморспасслужба России входит в Перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В целях снижения вероятности разлива и выполнения задач ликвидации последствий морских аварий на морских бассейнах в оперативной зоне ответственности России организовано постоянное несение аварийно-спасательной готовности (АСГ) к ликвидации разливов нефти (ЛРН). В оперативную зону входят территориальное море и исключительная экономическая зона. АСГ несут суда, плавучие и технические средства и персонал подразделений ФГУ «Госморспасслужба России» - бассейновых аварийно-спасательных управлений - БАСУ. Контроль за дежурством на бассейне осуществляет ФГУ «Госморспасслужба России» и администрация морского порта (АМП), а также специализированная морская инспекция Рос-природнадзора. К сожалению, количество специализированных судов и оборудования Госморспасслужбы России недостаточно для ликвидации возможных крупных разливов нефти. Госморспасслужба России не обновляет нефтесборное оборудование практически с 1989 года, за исключением ФГУП «Балтийское БАСУ», которое пополнилось таким оборудованием в результате реализации российско-датского и российско-финских совместных проектов. Особенно остра проблема реагирования на разливы нефти в ледовых условиях. Она не решена полностью до сих пор ни в России, ни в других странах. Обеспечение экологической безопасности при морских нефтяных перевозках за пределами зон ответственности терминалов целиком ложится на государственную систему реагирования. Эта проблема стояла перед соответствующими системами реагирования и в других странах. В ряде стран, например в США и Финляндии, она решена принятием законов о предотвращении загрязнения морской среды нефтью и другими вредными веществами. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Так, в США издан закон о нефтяном загрязнении 1990 года, на основании которого создан Трастовый фонд обязательств по ликвидации нефтяных загрязнений, который формируется за счет отчислений нефтяными компаниями с каждой тонны добытой и перевезенной морем нефти. В этот фонд поступают и средства, взысканные с «виновника загрязнения». Поступающие средства расходуются на мероприятия по ликвидации загрязнения моря, независимо от того, известен загрязнитель или нет, а также на техническое оснащение соответствующих государственных служб. Аналогичная схема действует и в Финляндии, где в 1974 году принят закон о компенсационном фонде на случай загрязнения нефтью. Этот фонд находится вне государственного бюджета и управляется Министерством окружающей среды, на которое возложена задача борьбы с разливами нефти в море. По признанию самого Минтранса России при существующем бюджетном финансировании системы реагирования на нефтяные разливы в море министерство не сможет обеспечить адекватную готовность к реагированию на разливы нефти. В этой связи возникает настоятельная необходимость разработки закона о защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения. По мнению министерства, также назрела необходимость корректировки постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующих меры по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В ходе применения этих постановлений выявился ряд недостатков. В частности, несоответствие лучшей мировой практике по этой проблеме, противоречие с другими нормативными актами. В этих постановлениях не прописаны поручения Минтрансу России. Целесообразно исключить установленные максимально возможные объемы разлива нефтепродуктов (1500 тонн) для стационарных и плавучих добывающих установок и нефтяных терминалов. Это положение дает основание предприятиям ограничивать свою ответственность за ликвидацию разливов нефти 1500 тоннами, в то время как разлив может составлять десятки тысяч тонн. Объемы разливов должны устанавливаться на основе результатов оценки риска, а не нормативно. Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти, на который возложена задача ликвидации разливов нефти в море. В Минтрансе России создана функциональная подсистема «Организация работ по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов в море с судов и объектов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности». Данное предложение было согласовано с МЧС России, однако до конца эта проблема не была решена в связи с начавшейся административной реформой.
|