![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. Экологические проблемы, связанные с разработкой нефтяных месторождений в условиях лесных и лесоболотных ландшафтов
Экологические проблемы, связанные с разработкой нефтяных месторождений в условиях лесных и лесоболотных ландшафтов, в зоне проявления криогенных процессов, были выявлены на космических снимках одного из важнейших районов нефтедобычи в Западной Сибири - широтного участка долины р. Оби у Нижневартовска. При дешифрировании космических снимков выявлены различные нарушения, связанные с нефтеразработками. Например, в местах добычи в результате изъятия нефти и подземных растворов происходит проседание поверхности, приводящее к заболачиванию местности, и на месте исходных торфяников образуются низинные болота. Преграждение путей естественного стока линейными сооружениями может вызывать подтопление выше сооружения или переосушение территории ниже его. Такие нарушения четко фиксируются на снимках. На космических снимках отображаются также нефтяные загрязнения -темные длинные полосы отдельных разливов нефти в результате аварий. Эти разливы сопровождаются светлыми шлейфами термальных высокоминерализованных вод, которые извлекаются на поверхность вместе с нефтью. Нефтяное загрязнение, кроме того, наблюдается вокруг буровых и станций перекачки. В результате анализа космических снимков составлена карта антропогенных изменений природной среды Самотлорского месторождения, которая представляет собой элемент космического мониторинга состояния территории в районах нефтедобычи и должна использоваться для контроля изменений природной среды и разработки природоохранных мероприятий по предотвращению нарушений и рекультивации территории. Аналогичная работа проведена и для Повховского месторождения в Западной Сибири, для которого в результате анализа воздействия на природу в связи с нефтедобычей по космическим снимкам составлена эко-лого-ландшафтная карта. Для анализа по космическим снимкам загрязнения и нарушений территории, связанных с нефтедобычей, целесообразно обращение к аэрофотоснимкам, позволяющих выявлять и в деталях прослеживать источники загрязнения поверхности и характер нарушений природной среды. Повышение пространственного разрешения оперативно получаемых радиолокационных снимков имеет исключительно важное значение для мониторинга районов добычи нефти и трасс трубопроводов, так как только разрешение порядка 1 м позволяет обнаруживать аварии, места утечки нефти, загрязнения земной поверхности и водоемов. Развитие методов радиолокационной съемки и накопление их фонда имеет существенное значение для районов нефтегазодобычи, которые в России приходятся на территории со сложными погодными условиями и всепогодная радиолокационная съемка может быть более надежным методом мониторинга. Важно также, что на радиолокационных снимках Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов находят отображение различные типы растительности, влажность поверхностных грунтов, дамбы, дороги, трубопроводы, промышленные площадки. Другое уникальное свойство радиолокационных снимков - отображение на них нефтяного загрязнения морской поверхности, нефтяных сликов, которые выделяются на снимках благодаря тому, что пленка нефти сдерживает волнение и обусловливает изменение шероховатости поверхности воды. Очень эффективно методы дистанционного зондирования земной поверхности с искусственных спутников Земли могут использоваться и в решении задач выявления и контроля путей миграции зон загрязнения поверхностных вод нефтью. В частности, с их помощью можно оперативно отслеживать пути миграции крупных нефтяных пятен от попавшей в воду нефти при авариях танкеров, подводных или прибрежных нефтепроводов; выявлять в лесных зонах возникающие близ районов расположения нефтепроводов и нефтехранилищ очаги лесных пожаров; методами дистанционной фотограмметрии определять грозящие разрывами трубопроводов невидимые непосредственно на земной поверхности медленные деформации протяженных нефтепроводов и т.д. Особое значение придается вопросам мониторинга сети транспортировки нефти, поскольку именно на них происходят чаще аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. Исходя из современных концепций планирования и реализации природоохранных мероприятий для крупномасштабных и длительно эксплуатируемых технических объектов, система мониторинга экологической безопасности транспортировки нефти должна охватывать все основные стадии жизни реализующих эту транспортировку крупных технических объектов: проектно-изыскательскую, строительно-монтажную, эксплуатационную и постэксплуатационную. На первых двух стадиях, то есть при проектировании и строительстве нефтепроводов, а также обслуживающих их перекачивающих станций и резервуарных парков, выявляются, локализуются и исследуются природно-обусловленные аварийно-опасные зоны. К таким зонам приурочено до 80% всех аварий, зафиксированных на транспортных трубопроводах, а также в нефтехранилищах. Расположенные в таких зонах нефтедобывающие скважины при длительной их эксплуатации (особенно же при использовании заводнения пластов, что характерно для многих месторождений на территории Западной Сибири) могут приводить к заметным проявлениям сейсмичности, срезке скважин, разрывам нефтепроводов, пожарам. На проектно-изыскательской стадии к местам повышенной экологической опасности относят также переходы магистральных трубопроводов через реки, овраги, горные районы, болота, лесные массивы, через
|