![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. места их пересечения с железными дорогами и автотрассами, прохождения через зоны расположения опасных химических производств
места их пересечения с железными дорогами и автотрассами, прохождения через зоны расположения опасных химических производств. Организация мониторинга экологической безопасности для каждой такой потенциально опасной зоны требует детального исследования с целью выявления всех естественных и антропогенных факторов, определяющих вероятность возникновения в пределах этой зоны экологически опасных ситуаций, определения возможного дальнейшего их развития с учетом типовых карт и схем переноса загрязнений и выбора необходимых для контроля и преодоления последствий таких ситуаций специальных методов и средств. Основной и наиболее длительной стадией мониторинга экологической безопасности является эксплуатационная. Она существует на протяжении всего срока эксплуатации магистрального трубопровода или других средств транспортировки углеводородных энергоносителей. Одной из важнейших функций эксплуатационной стадии мониторинга является текущий контроль и заблаговременный прогноз возможного возникновения экологически опасной ситуации до первых явных признаков ее проявления, а также прогноз наиболее вероятного сценария развития этой ситуации после появления таких признаков. На эксплуатационной стадии в режиме нормальной эксплуатации главными задачами мониторинга магистральных трубопроводов является контроль технической исправности всех их основных технических устройств (выявление наличия или возможного возникновения протечек и разрушений), контроль загрязненности контактирующих с этими устройствами компонент природной среды и определяющих уровень ее загрязненности параметров состояния этой среды. Для операторов, осуществляющих мониторинг функционирования объектов магистрального нефтепроводного транспорта, разрабатывается автоматизированная система контроля технологических параметров и режимов работы. Система обеспечивает просмотр характеристик магистральных трубопроводов, насосных станций и их аппаратные характеристики (параметры насосов и т.п.), состояние задвижек и др. Она позволяет вычислять вертикальные профили участков трубопроводной сети, рассчитывать линии гидравлического уклона и др. [101]. Все это обеспечивает расширение возможностей Единой автоматизированной системы управления (ЕАСУ) АК «Транснефть». Эта стратегическая линия предусматривает обработку информации в виде цифровых электронных карт и аэрокосмических снимков местности по маршрутам трубопроводов, а также интеграцию географической информации с существующими в ЕАСУ данными. Этим требованиям в полной мере отвечают геоинформационные системы (ГИС). ГИС позволяют решать три основных класса задач: информационно-справочные; сетевые; пространственный анализ и моделирование. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов Надежность эксплуатируемых трубопроводов связана с их техническим состоянием. Для диагностики состояния стенки трубопровода сейчас широко используется пропуск внутритрубных снарядов («Калипер», «Ультраскан», «Лайналог», «Ось-МТ» и др.) и наружные методы непосредственного контроля - магнитная, вихретоковая, радиоволновая, радиационная дефектоскопия и акустическая эмиссия, а для контроля трубной изоляции - электрическая и тепловая дефектоскопия. Результаты внутритрубной диагностики позволяют оценить степень технического риска. Однако, аварии на разных участках трубопровода (подводный переход или переход через овраг, например) приводят к разным экономическим последствиям (потери нефти, экологический ущерб, затраты на ликвидацию последствий аварии и т.п.). Поэтому, при планировании инвестиций в трубопроводный транспорт (ремонт, дополнительные средства контроля технического состояния, реконструкция и замена дефектных участков и т.д.) целеообразно руководствоваться критерием так называемого «техногенного риска», который учитывает не только технический риск аварии на рассматриваемом участке трубопровода, но и экономические последствия возможных аварий на этом участке. В отраслевых нормативных документах регламентируется только расчет ущерба окружающей среде по факту аварии. Для прогнозирования и оценки экономических и экологических последствий возможных аварий целесообразно заранее моделировать происходящие при этом процессы. При решении подобных задач наиболее адекватным инструментом являются ГИС. Например, по модели можно определить, куда будет стекать нефть в случае прорыва трубопровода на некотором участке и какова будет площадь загрязненной территории. Таким образом, используя ГИС-технологии, можно, во-первых, предложить критерии экологического риска и, во-вторых, разработать методы его расчета и прогноза. Широкое использование ГИС позволяет на принципиально новом уровне решать задачи экологического мониторинга трассы магистральных трубопроводов, проводить моделирование последствий аварийных разливов нефти и ранжирование участков магистральных нефтепроводов по экологическому и экономическому рискам для разработки планов проведения ремонтных работ и обслуживания трубопроводов. Постэксплуатационная стадия мониторинга экологической безопасности должна охватывать весь период от прекращения технической эксплуатации средств транспортировки углеводородных энергоносителей до их полного демонтажа, утилизации и восстановления в естественном виде нарушенных ими компонент природной среды. Анализ эколого-экономических, как и большинства любых сложных систем, чаще всего осуществляется на одном из трех уровней: объект-
|