![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введени1
■ уишш гь технологического подхода в образовании
Кризис всегда предшествует новому этапу развития. Ф. Энгельс Развитие образовательных процессов в современном об ществе, " огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, педагогическим процессам. Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как технологий — стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности. Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами. Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства — образованию, культуре — это явление, новое для социальной действительности в нашей стране. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют несколько различных позиций. 1. Педагогические технологии как средство, то есть учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачёв, (!, А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер). • Педагогическая технология включает всё: «от мела и Классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые ИОЖно включить в розетку в стене» (М. Мейер). • Педагогическая технология — совокупность психоло-|" педагогических установок, определяющих специальный ИАбор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-ме-i одический инструментарий педагогического процесса (1> Т. Лихачёв). • Педагогическая технология — это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов). • Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели («Российская педагогическая энциклопедия»). • Школьные технологии — средства учебной деятельности, связанные с применением современной техники (Н.Б. Крылова). • В глоссарии терминов по педагогическим технологи-им (Париж, ЮНЕСКО, 1986) указано, что в первоначальном i мысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порождённых революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средст-ии, телевидение, компьютеры и другие виды. 2. Вторую позицию представляют В.П. Беспалько, 28.
|