![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИ1 Возрастные и индивидуальные особенности личности
25
реход от одного возраста к другому происходит революционным путём. А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин в качестве критерия возрастной периодизации рассматривали ведущие деятельности, которые и определяют возникновение и формирование основных психологических новообразований, главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития, конкретном этапе развития. Для каждого возрастного периода характерны три фазы вхождения ребёнка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходит развитие и перестройка структуры личности. Реально возрастная периодизация каждого человека зависит от условий его развития, особенностей созревания морфологических структур мозга, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития, «зону ближайшего развития» и развитие личности. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — «сензитивность». Л.С. Выготский считал, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение оказывается недостаточно эффективным. Паспортный возраст и возраст «актуального развития» (Л.С. Выготский) не обязательно совпадают. Ребёнок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Рекомендуемая литература АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1995. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. Иванов ИЛ. Методика коммунарского воспитания. М.: Про-еиещение, 1990. Колечешо А.К. Энциклопедия педагогических технологий. (116.: КАРО, 2002. Крейн У. Теория развития: секреты формирования личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. Лошкарёва Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников // В.М. Коротов и др. Воспитание ученика. М., 1990. Немое Р.С. Психология: В 3 т. М.: Просвещение, 1995. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1969. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педобщество России, 1998. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977. Подласый ИЛ. Педагогика. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1999. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1!)(> 2. Селевко Г.К. Накопление и систематизация профессиональных знаний //Формирование личности учителя. М., 1980. Требования к уровню подготовки выпускников. Обязательным минимум содержания образования. Сб. 1, 2. М., 2001. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогики, 1985. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука — учите-'по. М: Просвещение, 1985. Шадриков В Д. Психология деятельности и способности чело- Мка. м., 1996.
|