![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы умственных действий (СУД)
Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие. По локализации выделяют такие группы знаний (ЗУН): • индивидуальные знания (сознание) — совокупность запёчатлённых памятью чувственных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности; • общественные знания — продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией. Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные. По форме отражения: • образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств; • знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания; • вещественные, существующие в предметах труда, искусства — овеществлённые результаты деятельности; • процедурные — те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса. По области и предмету познания; гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература. По психологическому уровню выделяют: знание — узнавание, знание — воспроизведение, знание — понимание, знание — применение, знание — убеждение — потребность. По степени обобщённости: факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические знания, оценочные знания. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определённой деятельности на основе имеющихся знаний в изменённых или новых условиях. Навыки — это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Сложное умение включает и использует и знания, и более простые навыки личности. ЗУНы определяют так называемую обученность личности, т.е. объём сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности — способам умственных действий. Обученность — уровень и качество знаний, умений и навыков учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности — «умения учиться», приёмов самостоятельного поиска знаний и самообразования. Способы умственных действий (СУД) Ребёнок — не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь. Средневековые гуманисты Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом: 1) по характеру преобладающих средств мышления: 2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципция, гипотеза, эксперимент и др.; 3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;
|