Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность как объект и субъект образовательной технологии
В Законе РФ «Об образовании» (13.01.1996) дано следующее определение. «Образование — целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определённых государством образовательных уровней». Воспитание — одна из основных, но весьма многозначных категорий педагогики; это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т.д. В отечественной педагогической литературе выделяют воспитание: 1) в широком социальном смысле как воздействие общества и социальной среды на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; 2) в широком педагогическом смысле как педагогический компонент социализации, целенаправленное воздействие на ребёнка воспитательными институтами общества; 3) в узком педагогическом смысле — воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических качеств; 4) в ещё более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определённых нравственных качеств). Обучение: 1) в широком социальном смысле — это целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой (природа, родители, учителя и др.) необходимых для его жизни программ (знаний, умений и навыков); 2) в узком педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования у человека интеллектуальных качеств и способов деятельности. Развитие человека — это сложный процесс изменения индивида от меньшего к большему, от простого к сложному; от менее сложных форм деятельности к более сложным; от несовершенного к совершенному; движение по восходящей траектории (спирали) от предшествующего качественного состояния к новому. Выделяют физическую, психическую, духовную, социальную и другие составляющие развития. Формирование: 1) синоним развития — процесс становления человека как социального существа; 2) синоним обучения и воспитания. Личность как объект и субъект образовательной технологии Личность — та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая. И А. Ефремов Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека, в свою очередь, имеет два компонента: эмоции и сознание. Сознание — человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в языковой, знаковой форме. Личность представляет собой единство антропологических, социальных и психологических характеристик человека. Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром, в огромном спектре различных психических качеств и свойств. Субъективно же она проявляется в осознании человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание). Личность — это психическая, духовная сущность человека, проявляющаяся в разнообразных обобщённых системах качеств как: • совокупность социально значимых свойств человека; • система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; • система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов; • осознание окружающего мира и себя в нём; • система потребностей; ВВЕДЕНИЕ Структура качеств личности ребёнка
• совокупность способностей* творческих возможностей; • совокупность реакций на внешние воздействия и т.д. Личность человека есть содержательное обобщение высшего уровня; она представляет целостную совокупность качеств, включающую всё многообразие её проявлений (потребностей, способностей, Я-концепции, отношений, деятельности, поступков, реакций, интеллекта, социальных ролей и т.д.). Личность есть система социально значимых качеств, проявляющихся в деятельности человека (БЭС). Индивидуальность — особенное, самобытное, свойственное данному индивиду природное и социальное своеобразие выражения человеком в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов. Душа — это нематериальная субстанция, по предположению, могущая существовать отдельно от тела, которой приписываются свойства носителя нравственной сущности человека. Структура качеств личности ребёнка Цель всех образовательных учреждений общества — сформировать человека, наделить его определённым комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы. Для этого педагог прежде всего должен иметь представление об объекте воспитания — личности ребёнка. В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются несколько обобщённых моделей личности (по К.К. Платонову, И.П. Иванову, Д. Кеттеллу, Э. Фромму, 3. Фрейду и др.).
|