![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ISBN 5-87953-205-4 ББК 74. 202. 4Стр 1 из 41Следующая ⇒
Селевко Г.К. С 29 Технологии воспитания и обучения детей с про- блемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.144 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). ISBN 5-87953-205-4 Серия книг «Энциклопедия образовательных технологий» — расширенная и переработанная версия ранее издававшихся пособий «Современные образовательные технологии» (М.: Народное образование, 1998) и «Социально-воспитательные технологии» (М.: Народное образование, 2002). В книгах представлены не только технологии обучения, но и воспитательные, социально-воспитательные и другие (всего около 500 образовательных технологий). Книги серии ориентируют читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого. Предназначены для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей. ISBN 5-87953-205-4 ББК 74. 202. 4 © Селевко Г.К. 2005 © НИИ школьных технологий, 2005 Основные категории педагогики Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л. Дистервег, И.Г. Песталоцци) ребёнку отводится роль объекта, которому старшее поколение, учитель (субъект) передают свой опыт. Конечную цель образовательной системы — подготовить ребёнка к жизни — конструируют учитель, взрослые: они определяют и содержание, и методы образования детей. В XX веке психолого-педагогическая наука внесла изменения в эти представления. Была выяснена роль различных социогенных и психогенных факторов в формировании личности ребёнка. В процессе роста и развития ребёнок является участником (субъектом и объектом) разнообразных взаимодействий и отношений, которые можно свести к шести основным категориям: социализация, образование, воспитание, обучение, развитие, формирование. Социализация — процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм и культур-пых ценностей, предполагающих его включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Образование. В буквальном смысле «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Ещё В.И. Даль определил образование как образование ума (интеллектуальное развитие человека) и образование нравственности (воспитание). В широком социальном смысле образование — это социально направляемая и контролируемая часть социализации, упорядоченный способ присвоения ребёнком культурных ценностей.
|