Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. I) ||>нгтиые и индивидуальные особенности личности
I)" ||> нгтиые и индивидуальные особенности личности
подходов критериях. С точки зрения возрастной психологии критерии классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся не только с разными видами деятельности, но и с возрастной физиологией, и созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения. В качестве критерия возрастной периодизации Л.С. Выготский рассматривал психические новообразования, характерные именно для конкретного этапа развития. Им были выделены «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Выготский придавал определяющее значение периоду кризиса как времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребёнка. В эти же периоды происходят значительные изменения в развитии его личности. Согласно Л.С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путём. В качестве критерия возрастной периодизации А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин рассматривали ведущие деятельности, которые и определяют возникновение и формирование основных психологических новообразований, главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии, конкретном этапе развития. Реально возрастная периодизация каждого человека зависит от условий его развития, особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития, «зону ближайшего развития» и развитие личности. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувстви- Ильность, восприимчивость к внешним воздействиям — *сензитивностъ». Л.С; Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение окапи кается недостаточно эффективным. Одна из наиболее научно-продуктивных концепций периодизации возрастного развития личности принадлежит Д.1>. Эльконину. При построении периодизации Эльконин влил за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Её основные положения: —возрастное развитие как общее изменение личности, формирование нового плана отражения действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных; — конкретно-историческое понимание природы детства: каждая историческая эпоха, каждое общество порождают собственную периодизацию психического развития детства, границы и содержание которого определяются конкретно-исторической ситуацией развития ребёнка; — диалектичность развития: как внутренне детерми-нированного процесса (т.е. детерминированном не случайным набором внешних обстоятельств, а внутренними противоречиями); — стадиальность развития: изменения накапливают-щ медленно, затем происходит скачок и обнаруживается возрастное новообразование. Чередуясь со стабильными, критические (кризисные) периоды являются поворотными пунк-1ами развития; — кризисность: кризисные возрастные периоды отличай > гея тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребёнка. Развитие принимает бурный характер революционного процесса. Ребёнок в этом возрасте ■ 1.Ш0ВИТСЯ относительно трудновоспитуемым. Происходит ми оттого, что изменение педагогической системы, применяемой к ребёнку, не поспевает за быстрыми изменениями его цичности (Л.С. Выготский); 20- ВВЕДЕНИГ' Мнарастпые и индивидуальные особенности личности
— деятельностная интерпретация психического развития ребёнка: вся психическая жизнь ребёнка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причём на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельностью, с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Схема периодизации по Д.Б. Эльконину выглядит следующим образом (см. рис. 4). В развитии ребёнка выделяются три эпохи: «раннее детство», «детство», «подростковый возраст». Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается перио- ВОМ, в котором идёт преимущественное усвоение задач, мо-i пиов и норм человеческой деятельности и развитие мотинационно-потребностной сферы. Между двумя аспектами ■ едущей деятельности — операционально-техническим («ребёнок — вещь») и эмоционально-мотивационным («ребёнок — взрослый») имеется скрытое диалектическое противоречие. За периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, в которых идёт преимущественное формирование операционно-технических возможностей цетей, и наоборот. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование опера-пион но-технических возможностей. Кризис новорождённости (0-2 месяца) Кризис новорождённости отделяет эмбриональный период развития от младенческого. Центральное новообразование — индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорождённого становится, во-периых, индивидуальным существованием, отделённым от материнского организма, жизнью, которая, как всякое инди-нпдуальное бытие человека, вплетена в социальную жизнь окружающих людей; во-вторых, эта индивидуальная жизнь чмляется психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребёнка людей. Период младенчества (Г период, I эпоха, 2 месяца — I год) Ведущая деятельность — непосредственно-эмоцио- Центральные новообразования — потребность во впечатлениях (Л.И. Божович), потребность в общении со взросшими (B.C. Мухина).
|