Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура педагогической технологии
Вертикальная структура. Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих (и соответствующих техно логий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчинённых класса образовательных технологий (адекватных уровням организационных структур деятельности людей и организаций, см. рис. 4). 1. Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении. Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе. 2. Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень). Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения. 3. Мезотехнологии, или модульно -локальные, — технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технологии урока, технологии усвоения, повторения или контроля знаний. 4. Микротехнологии — это технологии, направленные па решение узких оперативных задач и относящиеся к инди-иидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный уровень). Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида. Структура понятия «педагогическая технология» может быть представлена в виде логико-смысловой модели (семантического фрактала по В.Э. Штейнбергу). Семантический фрактал представляет логико-смысловую модель знания в виде многомерной системы координат. Геометрически он изображается как плоский радиально-концентрический каркас, на котором размещены смысловые элементы знания (знаково-символические элементы, опорные сигналы, понятийные, графические и символические обозначения), образующие семантически связную систему (см. рис. 6). Инвариантная многомерная структура педагогических и'хпологий содержит следующие компоненты: — уровень технологии (метатехнологии, отраслевые, —научный компонент (идеи, принципы, закономерности, классификации, фолософские основы, методологические подходы, факторы и механизмы развития, техническая база, обобщение передового опыта и т.д.); —формализованно-описательный компонент (содержание, модель, цели и задачи, структура);
су ВВЕДЕН!!!; t шипеть технологического подхода в образовании
педагогического процесса, построенная на научной основе запрограммированная во времени и в пространстве и приво дящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко). Технологический подход открывает новые возможное ти для концептуального и проектировочного освоения рал личных областей и аспектов образовательной, педагогичес кой, социальной действительности; он позволяет: —с большей определённостью предсказывать результа ты и управлять педагогическими процессами; —анализировать и систематизировать на научной осно ве имеющийся практический опыт и его использование; —комплексно решать образовательные и социально воспитательные проблемы; —обеспечивать благоприятные условия для развита) личности;
(..... ношение «технологии» и других педагогических понятий —уменьшать эффект влияния неблагоприятных обсто-м гельств на человека;. —оптимально использовать имеющиеся в распоряже-мии ресурсы; —выбирать наиболее эффективные и разрабатывать ноны с технологии и модели для решения возникающих соци-, i II i.iio-педагогических проблем. Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя счи-i, iп> универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики. Соотношение «технологии» и других педагогических понятий Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности. АЛ. Ухтомский
|