![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Особенности психического развития и образования детей с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами развития.
Ранний детский аутизм: причины возникновения, классификация состояний. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личности, деятельности. Психолого-педагогическая помощь детям с РДА. Причины и виды сложных нарушений развития. Сенсорные комплексные нарушения развития (слепоглухонемота, слепоглухота). Особенности психического развития детей этих категорий. Сочетание сенсорного и интеллектуального дефектов, моторных, речевых и интеллектуальных нарушений. Особенности психического развития и поведения детей этих категорий. Система помощи детям этой группы: специальные учреждения. Коррекционно-развивающая работа с этими детьми. Психокоррекция и социально-психологическое сопровождение.
Тема 10. Система помощи детям с нарушениями в развитии в России Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов. Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты. Правовые основы системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков. Содержание семинаров по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» Семинар № 1 Тема: Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов Основные понятия: объект, предмет, субъект, задачи, цель, дефект, дизонтогенез, аномалия развития, первичный дефект, вторичные нарушения, коррекция, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация, норма, аномалия, «недоразвитие», «отклонения в развитии», «нарушение развития», простой и сложный дефект, онтогенез, депривация, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое развитие. Вопросы для обсуждения 1. Предмет, объект, цели и задачи специальной педагогики и психологии. 2. Принципы специальной педагогики. 3. Категории нарушений развития у детей. 4. Аномальный ребенок и особенности аномального развития. 5. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза. 6. Причины нарушений развития. Классификация причин. 7. Первичный и вторичный дефект. Понятие о сложном дефекте. 8. Отношение к аномальным детям в мировой истории. Основная литература 1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М., 2000. 2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Дополнительная литература 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993. 3. Грузинова Г. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции. // Директор школы. – 1999 - № 4. – С. 59. 4. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 6. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. // Дефектология. – 1994. - № 1. 7. Малофеев Н.Н Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. – 1997. - № 4. 8. Мамайчук В.В. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб, 2000. 9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под ред. Подольского В.В, Карабанова Д.Т. Воронеж, 1996.
|