![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К проведению самостоятельной работы студентов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
1. Врожденные и приобретенные дефекты зрения обусловлены нарушением: а) рецепторной части анализатора; б) повреждением зрительного нерва; в) поражением зрительной зоны ЦНС; г) нарушением любой части анализатора?, 2. Острота зрения - способность глаза: а) воспринимать форму и цвет предметов; б) ориентироваться в сумерках; в) воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на минимальном расстоянии; З.Гидрофтальм - это: а) врожденная глаукома; б) поздняя стадия глаукомы; в) значительное уменьшение в размере глазного яблока; г) увеличение зрачка? 4.Афакия - это: а) отсутствие хрусталика; б) помутнение роговицы; в) помутнение стекловидного тела; г) отслойка сетчатки? 5.Какие лампы желательно применять для освещения в школах III - IV видов: а) лампы накаливания; б) люминесцентные; в) инфракрасные; г) ультрафиолетовые? 6.Развитие зрительных функций (светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, поле зрения) зависит от: а) глубины дефекта и характера патологии; б) глубины дефекта; в) характера патологии; г) воспитания? 7.Миопия - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются: а) за сетчаткой; б) перед сетчаткой; в) на сетчатке; г) на роговице? 8. Буква-а-шрифта Брайля обозначается: а) 1 точкой (); б) 1, 4, 5 точками (); в) 1, 2, 5 точками (); г) 2, 3, 5 точками ()? 9. Гемералопия - это расстройство: а) сумеречного зрения; б) центрального зрения; в) периферического зрения; г) бинокулярного зрения? 10. Предпочтительный цвет классной доски: а) черный; б) зеленый; в) коричневый; г) синий? 11. Зрительный анализатор определяет цвет, благодаря: а) палочкам; б) палочкам и колбочкам; в) колбочкам; г) радужке? 12. Различают следующие зрительные функции: а) центральное зрение, цветоощущение, светоощущение, периферическое зрение; б) светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, периферическое зрение, бинокулярное зрение; в) центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение; г) цветоощущение? 13. Замедленность формирования речи слепых, слабовидящих в первоначальный период ее развития объясняется: а) недостаточно активным взаимодействием с окружающей средой в процессе предметно-практической деятельности; б) поражением речевых центров коры головного мозга; в) отсутствием педагогического воздействия на развитие ребенка; г) нарушением коммуникативной функции? 14. Зрительные функции заключаются в способности воспринимать: а) свет, цвет, форму, величину предметов; б) форму, пространственные отношения предметов, величину предметов; в) свет, цвет, форму, объем, величину, пространственные отношения предметов; г) свет, пространство? 15. Аккомодация-приспособление глаза: а) к различным условиям освещения; б) к ночному видению; в) позволяющее ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него; г) к цвету? 16. Количество детей в классе слабовидящих: а) до 12 человек; б) до 13 человек; в) до 14 человек; г) до 6 человек? 17. Количество учащихся в классе с глубокими нарушениями зрения: а) до 6 человек; б) до 8 человек; в) до 10 человек; г) до 12 человек? 18. Альбинизм - врожденная аномалия, характеризующаяся: а) малым содержанием пигмента в оболочках глаз, коже, волосах; б) тяжелой формой расстройства цветного зрения; в) отсутствием пигмента на коже, волосах, в оболочках глаз; г) отсутствием пигмента в оболочке глаз? 19. Нигстагм - это: а) нарушение бинокулярного зрения; б) расстройство цветного зрения; в) непроизвольное колебательное движение глазных яблок; г) усиление оптического сигнала? 20. Конвергенция - это процесс: а) сведения зрительных осей в точке фиксации; б) ослабление аккомодации; в) разведение зрительных осей для фиксации двух предметов в разных плоскостях; г) компенсация нарушенных функций зрительного анализатора? 21. Исправить аномалии рефракции глаза возможно: а) оптическими средствами и оперативным вмешательством; б) медикаментозным лечением; в) лечением массажем; г) оперативным вмешательством? 22. Астенопия - это зрительный дискомфорт: а) возникающий во время работы на близком расстоянии; б) на дальнем расстоянии; в) в темной комнате; г) при ярком освещении? 23. При глубоких дефектах зрения ведущим видом мышления являются: а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное; в) словесно-логическое; г) все виды мышления равнозначны?
24. Компенсация нарушенных функций - это: а) совокупность реакций, направленных на частичное или полное возмещение нарушенных функций; б) коррекция нарушенных функций; в) совокупность дополнительных механизмов рефлекторной функции; г) исправление недостатков? 25. Система компенсации слепоты осуществляется: а) при специально направленном коррекционном воздействии; б) автоматически, без коррекционного воздействия; в) при системном медикаментозном лечении; г) психологическим воздействием?
1. Кто разработал систему обучения глухих детей языку на основе «Принципа формирования речевого общения»: а) Р.М. Боскис; б) С.А. Зыков; в) Ф.Ф. Рау; г) К.Г. Коровин?
2. Своеобразная система общения, имеющая свой словарный состав и грамматический строй: а) разговорная жестовая речь; б) калькирующая жестовая речь; в) дактилология; г) пантомимика? детей:
3. Создатели концентрического метода обучения произношению глухих а) Р.М. Боскис и С.А. Зыков; б) Ф.Ф. Рау и И.И. Шиф; '. в) Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина; г) К.В. Комаров и К.Г. Коровин?
4. Кто является представителем «чистого устного метода»: а) Жероламо Кардано (Италия); б) Самуил Гейнике (Германия); в) Шарль Михель Эпе (Франция); г) Лев Семенович Выготский (Россия)?
5. Кто из современных ученых разработал систему развития слухового восприятия: а) Г.А. Власова и Е.П. Кузьмичева; б) Г.Л. Зайцева и Р.М. Боскис; в) Э.И. Леонгард и Н.Д. Шматко; г) Л.И. Тигранова и Т.В. Богданова?
6. Кто обосновал современную классификацию нарушений слуха у детей методом тональной аудиометрии и речью: а) Е.Н. Харшак; б) Б.С. Преображенский; в) Л.В. Нейман; г) А.Р. Лурия?
7. Наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха: а) дефектология; б) сурдопсихология; в) сурдопедагогика; г) логопедия?
8. В обучении и воспитании детей с нарушениями слуха дактильная и жестовая речь являются средством: а) основным; б) вспомогательным; в) главным; г) дополнительным? 9. Работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи - это стороны: а) устной речи; б) дактильной речи; в) слухозрительного восприятия речи; г) письменной речи? 10. Формирование произносительных навыков и элементарных знаний о фонетическом оформлении устной речи, овладение которыми позволит достичь максимальной внятности речи - это содержание обучения неслышащих: а) произношению; б) слуховому восприятию; в) звукобуквенному анализу; г) зрительному восприятию? 11. Первичный дефект вызван: а) социальными условиями жизни; б) нарушением анализаторов; в) уровнем обучаемости; г) генетическими факторами? 12. Первичное формирование, коррекция и автоматизация произносительных навыков - это содержание: а) групповых занятий; б) фронтальных занятий; в) индивидуальных занятий; г) общеобразовательных уроков? 13. В обучении неслышащих детей устная речь является средством: а) основным; в) главным; б) вспомогательным; г) второстепенным? 14. Формирование произносительных навыков осуществляется с применением звукоусиливающей аппаратуры на: а) индивидуальных занятиях; б) общеобразовательных уроках; в) групповых занятиях; г) все ответы верны?
15. Какой из словесных методов обучения способствует не только активизации речи, но и обогащению речевыми конструкциями: а) объяснение; б) рассказ; в) беседа; г) лекция? 16. Основные характеристики голоса: а) интенсивность, частота, окраска; б) высота, сила, тембр; в) высота, сила; г) интонация? 17. При дифференциации слабослышащих детей в школе учитывается: а) уровень интеллекта; б) уровень речевого развития; в) степень снижения слуха; г) уровень физического развития? 18. Средняя потеря слуха у ребенка - 60 дБ. Какая это степень тугоухости согласно классификации Л.В. Неймана: а) I степень; б) II степень; в) III степень; г) IV степень? 19. Как называется зрительное восприятие устной речи: а) чтение с губ; б) глобальное чтение; в) слуховое восприятие; г) слухозрительное восприятие? 20. Граница между тугоухостью и глухотой находится в диапазоне воспринимаемых частот от 125 до 4000 Гц на уровне: а) 85-90 дБ; б) 90-95 дБ; в) 95-100 дБ; г) 110-120 дБ? 21. Сколько основных способов постановки дыхания, голоса выделяют в методике обучения произношению детей с нарушениями слуха:, а) 2 способа; б) 3 способа; в) 4 способа; г) 5 способов?
22. Своеобразная форма речи, воспроизводимая посредством пальцев рук: а) дактилология; б) пантомимика; в) мимико-жестовая речь; г) азбука Брайля? 23. Кто из специалистов подбирает и назначает вид индивидуальной слу-хрпротезирующей аппаратуры: а) аудиолог; б) сур долог;. в) сурдопедагог; г) отоларинголог? 24. Определите звук по описанию: «Губы выдвигаются вперед и сближаются, оставляя узкое отверстие; язык оттянут вглубь рта и поднят своей корневой частью к небу; мягкое небо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и вибрируют» а) [о]; 6) [э]; в) [у]; г) [ы]? 25. Из скольких отделов состоит слуховой анализатор: а) одного; б) двух; в) трех; г) четырех?
1. Недоразвитие мозга во внутриутробном периоде - это причина речевых нарушений: а) функциональная; б) органическая; в) социальная; г) психологическая? 2. Частичное специфическое нарушение процесса чтения обозначается термином: а) дизартрия; б) дислалия; в) дислексия; г) дисграфия? 3. Заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает. Это тип заикания: а) постоянный; б) волнообразный; в) рецидивирующий; г) нет правильного ответа? 4. Коррекция нарушений речи - это: а) воспитание правильной речи; б) исправление нарушений речи; в) восстановление утраченных функций; г) перестройка речевой функции? 5. Автором психолого-педагогической классификации речевых нарушений является: а) А.Р. Лурия; б) С.С. Ляпидевский; в) Р.Е. Левина; г) М.Е. Хватцев? 6. Расстройство дифференциации фонем, замены букв, соответствующих фонетически близким звукам, отмечается: а) аграмматической; в) артикуляторно-акустической; б) акустической; г) оптической? 7. К физиологическим симптомам заикания относятся: а) речевые судороги; б) речевые запинки; в) феномен фиксированности на дефекте; г) логофобии? 8. Основателем детской логопедии является: а) Р.Е. Левина; б) М.Е. Хватцев; в) О.В. Правдива; г) все ответы верны? 9. Какая форма дислексии проявляется в трудностях усвоения и в смешении сходных графических букв, а также их взаимных заменах: а) оптическая; б) аграмматическая; в) семантическая; г) фонематическая? 10. К психологическим симптомам заикания относятся: а) нарушения ЦНС; б) нарушения общей моторики; в) логофобии; г) все ответы верны? 11. Сенсорная алалия является следствием нарушения работы анализатора: а) речедвигательного; б) речеслухового; в) зрительного; г) все ответы верны? 12. Автором клинической классификации речевых нарушений является: а) Е.М. Мастюкова; б) Т.Б. Филичева; в) Р.Е. Левина; г) О.В. Правдина? 13. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи относится к специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждениям: а) II вида; б) V вида; в) VII вида; г) IV вида? 14. Дефект, не являющийся причиной механической дислалии: а) прогения; б) открытый боковой прикус; в) расщелина неба; г) укороченная подъязычная связка? 15. Какая форма нарушения письменной речи, выделенная М.Е. Хватцевым как «графическое косноязычие», соответствует: а) акустической дисграфии; б) артикуляторно-акустической дисграфии; в) оптической дисграфии; г) аграмматической дисграфии? 16. К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится: а) психогенная афония; б) фонастения; в) гипотонусная афония; г) нет правильного ответа? 17. Ринолалия - это: а) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; б) нарушение звукопроизношения, обусловленное расщелинами губы, твердого и мягкого неба; в) нарушение речи, обусловленное расщелинами неба; г) все ответы верны? 18. Первая ступень формирования навыка чтения: а) послоговое чтение; б) становление синтетических приемов чтения; в) синтетическое чтение; г) нет правильного ответа? 19. Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя - при ротацизме: а) боковом; б) велярном; в) увулярном; г) кучерском? 20. В лечебно-оздоровительную работу при заикании входят: а) организация режима дня; б) закаливающие процедуры; в) медикаментозное лечение; г) все ответы верны? 21. Какой вид нарушения звукопроизношения классифицируется как антропофонический (Ф.Ф. Рау) или фонетический (Р.Е. Левина) дефект: а) искажение звука; б) отсутствие звука; в) смешение звуков; г) замена звука? 22. Согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный, мягкий - это артикуляционная характеристика звука: 23. Эффективность логопедического воздействия обусловлена: а) степенью выраженности дефекта; б) возрастом ребенка; в) профессионализмом педагога; г) все ответы верны?
1. Структура специальной (коррекционной) школы VIII вида (по И.М. Бгажноковой) состоит из: а) 1 блока; б) 2 блоков; в) 4 блоков; г) 13 блоков?
2. Компенсация нарушенных функций - это: а) преодоление нарушенных функций; б) приспособление организма к условиям; в) замещение или перестройка нарушенных функций; г) восстановление нарушенных функций?
3. Пути осуществления коррекции в образовательных учреждениях VIII вида: а) охранительно-педагогический режим; б) обучение и игра; в) труд и общественно-полезная деятельность; г) все ответы верные?
4. Умственно отсталым детям свойственны: а) слабость процессов возбуждения и торможения; б) склонность к охранительному торможению; в) недоразвитие второй сигнальной системы; г) все ответы верны?
5. Сколько клинических форм олигофрении выделяет М.С. Певзнер:
6. Сколько клинических форм деменции выделяет М.С. Певзнер:
7. Какой формы умственной отсталости нет в клинико-патогенетической классификации Г.Е. Сухаревой: а) неосложненной; в) типичной; б) осложненной; г) атипичной?
8. У умственно отсталых учащихся наиболее развито: а) наглядно-действенное мышление; б) наглядно-образное мышление; в) словесно-логическое мышление; г) абстрактное мышление?
9. К методам формирования поведения не относится: а) приучение; б) объяснение; в) упражнение; г) игра?
10. Водянка мозга - это: а) гидроцефалия; б) деменция; в) микроцефалия; г) олигофрения?
11. Олигофренопедагогика - это: а) часть общей педагогики; б) самостоятельная наука; в) лечебная педагогика; г) народная педагогика?
12. Первый русский педагог-дефектолог, работавший с глубоко умственно отсталыми детьми: а)Грабаров А.Н.; в) Дульнев Г.М.; б) Грачева Е.К.; г) Власова Т.А.?
13. Первый опыт работы в воспитании и обучении слабоумных принадлежит: а) Э. Сегену; б) Ф. Платтеру; в) Ж. Итару; г) А. Бине?
14. Социальная адаптация - это: а) приспособление; в) воспитание; б) обучение; г) восстановление? 15. Недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития - это: а) олигофрения; в) минимальная мозговая дисфункция; б) менингит; г) задержка психического развития? 16. Нарушение строения и функций коры головного мозга у умственно отсталых детей создает препятствия для аналитико-синтетической деятельности, являющейся основой: а) понимания; б) восприятия; в) внимания; г) мышления? 17. Действия рассматривания, ощупывания, выслушивания называются: а) перцептивными; ' в) сенсорными; б) мыслительными; г) наглядно-образными? 18. Время возникновения олигофрении у детей: а) дошкольный возраст; б) послеречевой период; в) школьный возраст; г) внутриутробный, ранний постнатальный, т.е. доречевой период? 19. Система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков детей с нарушением развития - это: а) коррекционно-воспитательная работа; б) реабилитация; в) игротерапия; г) абилитация? 20. Термин «олигофрения» был введен: а) немецким психиатром Э. Крепелином; б) отечественным психологом-дефектологом Л.С. Выготским; в) отечественным дефектологом М.С. Певзнер; г) отечественным дефектологом Б.П. Пузановым? 21. Задержка психического развития - это: а) нарушение нормального темпа психического развития; б) устойчивое отклонение в нравственном сознании и поведении; в) особая форма психического недоразвития; г) маниакальное состояние? 22. Хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся в виде судорожных припадков с помрачением сознания, - это: а) шизофрения; в) ранний детский аутизм; б) эпилепсия; г) менингит? 23. Патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту: а) ротацизм; б) инфантилизм; в) кретинизм; г) аутизм?
24. Классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа, предложенная К.С. Лебединской: а) задержка психического развития, конституционального, соматогенного, психического; б) задержка психического развития, соматогенного, конституционального; в) задержка психического развития, конституционального, соматогенного, психогенного; г) задержка психического развития, соматогенного, психогенного? 25. Методикой исследования наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей является: а) доска Сегена; в) таблица Шульта; б) индекс Пинье; г) матрица Равена? 26. Структура дефекта при олигофрении характеризуется: в) тотальностью и необратимостью; г) избирательными нарушениями? 27. Стойкое, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы - это: а) деменция; в) олигофрения; б) декомпенсация; г) синдром Дауна? 28. Структура дефекта при деменции характеризуется: а) тотальностью; б) диффузностью; в) необратимостью, стойкостью; г) парциальностью, избирательностью? 29. Комплекс оживления - это: а) выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого; б) выраженная эмоциональная реакция при невозможности удовлетворения каких-либо потребностей; в) нарушение отражения реальной действительности; г) негативная реакция на появление взрослого? 30. Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие: а) физической травмы; б) психической травмы; в) органического поражения головного мозга; г) педагогической запущенности? 31. У умственно отсталых школьников одним из важных средств приобретения учебных и трудовых навыков и умений является: а) наблюдение; в) эксперимент; б) подражание; г) беседа?
|