![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Откуда мы знаем, во что нам верить?
«Думаю, что вам нужна не просто христианская консультация, — сказал один пастор молодой и встревоженной женщине. — Ваша проблема, судя по всему, слишком глубока, и я здесь не смогу вам помочь. Я считаю, что вам нужно обратиться к профессиональному консультанту, который мог бы вникнуть в глубоко скрытые корни ваших трудностей». Затем пастор отослал клиентку к квалифицированному психологу, который практикуется в так называемой первичной терапии, где лечение проблемы проходит посредством повторного эмоционального переживания забытых психологических травм детства. Другой пастор порекомендовал одному морально подавленному мужу, отвергнутому женой, обратиться к терапевту, который специализируется на подавлении гнева. Этот пастор по причине отсутствия достаточных знаний в теоретической психиатрии решил, что в основе депрессии этого клиента лежит накапливающееся чувство гнева, следовательно, терапия по подавлению этого чувства пойдет этому человеку на пользу. 24 Как понимать людей Откуда мы знаем, во что нам верить? 25
После нескольких сеансов лечения по подавлению гнева этот мужчина обнаружил в себе не просто ранее спрятанное чувство злобы, но и неожиданную способность открыто (и иногда жестоко) выражать это чувство по отношению к другим людям. Его депрессия от этого стала еще сильнее. Другой консультант предлагает своим клиентам нечто такое, что он сам называет «родительской» терапией, в ходе которой он искренне призывает их прийти в полную зависимость от него, а сам берет на себя роль любящего родителя. Смысл такой терапии состоит в том, что, когда люди чувствуют по отношению к себе любовь другого человека, они имеют возможность расслабиться до такого состояния, когда начинают ощущать себя увереннее и не чувствовать угроз со стороны окружающих, после чего находят в себе силы справляться с жизненными трудностями. И к этому консультанту обращается множество людей, испытавших в той или иной степени боль и обиды и желающих снова почувствовать на себе родительскую любовь. Как нам оценить те многочисленные методы, которые направлены на то, чтобы помочь людям решить их проблемы и жить интересной жизнью? Существует терапия по семейной системе, первичная терапия, ра-ционально-эмотивная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, динамическая психотерапия, духовное освобождение, терапия любви, группы знакомств, директивная терапия, терапия реальностью — список можно продолжить. Как мирские, так и христианские сообщества переполнены идеями относительно роста и целостности. И каждая из них претендует на то, что способна объяснить, как люди себя ведут, почему проблемы растут и как можно все изменить. И если мы не хотим утонуть в огромном море всех этих идей, нам надо выработать стратегию, которая поможет нам решить, чему мы должны верить. Мы не только хотим знать, что здесь эффективно, но как христиане мы хотим знать, что здесь истинно и правильно. Наше решение принять какую-то модель должно быть основано не просто на видимых эффектах этой модели. В первую очередь мы должны задуматься над тем, какие идеи являются истинными и какие в конечном счете приводят людей к добру. Эффективность — важное качество, но только если мы при этом имеем дело с точностью и правдой. Но как нам определить, что является истинным, правильным и эффективным? * * * Чтобы решить, какие идеи принять, ученые, в отличие от остальных людей, работают с разными стандартами. В профессиональных журналах психологи должны публиковать исследования, которые служат подтверждением выдвинутых ими идей. И чем более скрупулезно исследование, тем более вескими оказываются выводы этого исследования. В своих усилиях утвердиться в качестве науки психология в течение более половины столетия опиралась на эмпирический подход к поиску истины: только факты — результаты наблюдений, живые факты; если эти сведения не в пользу теории, такую теорию надо отбросить. Но в течение многих лет психология — особенно прикладные ее области (консультация и психотерапия) — часто дарила заслуживающие внимания идеи, отражающие то, к каким выводам опытные и способные мыслители приходили в своих кабинетах, и что становилось основой для развития последовательных теоретических систем. Теории, подобные тем, что выдвигали такие психоаналитики, как Фрейд, Адлер и Юнг, а также более современные психологи, например Эллис, Перле и Маслов, мало чем могут помочь в исследованиях, носящих сугубо практический характер, однако они дают вполне реальные объяснения человеческому поведению и могут оказаться полезными в помощи людям. Поэтому необходимо сказать, что большой опыт работы с людьми, помноженный на проницательный разум, рассматривается многими специалистами как путь к истине. Время от времени какое-то мнение вдруг внезапно рождается в творческом мышлении, причем этому не способствуют никакие практические наблюдения, и люди без всякой критики поддерживают это мнение.
Как понимать людей Просто каким-то образом эта идея «считается правильной». Она всех устраивает. Она дарит людям хорошее чувство и приносит им то, что помогает чисто внешне. К этой категории можно отнести некоторые технические приемы медитации Вернера Эрхарда. Никто из тех, кто сталкивается с этой идеей, не требует доказательств ее истинности; свидетельства здесь кажутся неуместными. Люди просто доверяются этому, потому что чисто интуитивно она кажется им правильной. К вопросу о том, как нам решить, во что верить, христианские консультанты подходят по-разному. Некоторые из них, защищая свои гипотезы, полагаются на данные исследований, клиническую практику или железную логику, но многие для оценки своих идей прямо обращаются к Писанию. Свои взгляды они считают заслуживающими внимания, если видят их соответствие учению Библии, и отвергают их, если таковые противоречат Библии. Та христианка, о которой я уже упоминал ранее, постепенно стала задавать себе вопрос, соответствует ли принцип работы специалиста по первичной терапии принципу Библии. Она спросила себя: «Хорошо ли это — вернуться к своей первоначальной боли и исследовать ее, пережив заново? Разве это не противоречит принципу Библии — " забывать заднее и простираться вперед"?». Когда женщина рассказала этому терапевту о своих сомнениях, он в ответ даже не заглянул в тот текст, который она цитировала, чтобы определить, идет ли его принцип лечения вразрез с богодухновенным учением Павла. Такая реакция была основана на его подходе к (1) неврологии, изучающей способности головного мозга хранить подавленные эмоции; (2) теории терапии, которая предполагает, что нераскрытые ранее чувства могут мешать нормальному функционированию организма; и (3) на его собственном опыте работы с немалым количеством тех людей, которые не нашли помощи при консультации у пасторов, что лишь способствовало его убеждению в эффективности используемого метода. Откуда мы знаем, во что нам верить? 27 Терапевт, специализирующийся на подавлении гнева, и специалист, который является приверженцем «родительской» терапии, также защищали свои теории, но при этом использовали в качестве аргумента в свою пользу несколько концепций Библии, которые соответствовали их идеям. «Нет, мы не можем доказать правомерность всего того, что мы делаем, ссылаясь на какие-то отрывки из Библии. Но вы должны понять, что Библия никогда не служила в качестве справочной литературы, как никогда она не служила руководством по хирургии для врачей. Мы должны вырабатывать свои идеи из исследований и практики, но при этом всегда помнить о том, чему учит Библия. Мы убеждены в том, что Библию надо почитать как Слово Божье». Знать, во что верить, в теории консультации — непростая проблема. Когда мы пытаемся решить, какие идеи и методы нам можно взять на вооружение и при этом не пойти на компромисс со своей христианской верой, возникают два серьезных вопроса, о которых стоит напомнить. Первый — это авторитет Библии. Христиане, которые твердо верят, что Библия — это непогрешимое Божье откровение, явленное всем нам, не захотят принимать ничего из того, что Библия отвергает. Они хотят жить по Писанию. Но такой принцип приводит к некоторым большим сложностям. Например, откуда мы знаем, что именно Библия поддерживает и что отвергает? Христианские консультанты придерживаются порой совершенно противоположных взглядов по многим богословским вопросам. Вероятно, Библия даже не поднимает тех вопросов, которые встают перед консультантами и которые ясно ставят мирские психологи. Можно ли, безоговорочно признавая авторитет Библии, изучать достижения современной психологии? Если да, то каким образом мы можем получить пользу от исследований и теории и при этом сохранить то, что Мак-Куилкин точно назвал «функциональным авторитетом Писания в науке о поведении»? * * J. Robertson McQuilkin, The Behavioral Sciences Under the Authority 28 Как понимать людей Откуда мы знаем, во что нам верить? 29
Второй серьезный вопрос, который возникает, когда мы пытаемся решить, чему нам верить, — это самодостаточность Библии. Достаточно ли у Библии авторитета для того, чтобы направлять консультанта, когда он сталкивается с неимоверным разнообразием вопросов, связанных с его работой? Может ли он где-нибудь между книгами Бытие и Откровение найти то, что позволит ему оказать помощь эксгибиционисту или человеку, страдающему анорексией? Или же Библия никогда не была призвана решать такие вопросы? Может быть, нам нужно признать, что авторитет Библии распространяется только на те вопросы, которые она может решить, чтобы помочь нам понять такие духовные истины, как спасение, покаяние, надежда на вечную жизнь, но не распространяется на сиюминутные вопросы, которые встают перед консультантом. И как только мы принимаем такую позицию, мы обращаемся за помощью к другим источникам и приходим к выводу, что есть такие вопросы, которые Писание не может поставить, не подорвав тем самым авторитет Библии и не опровергнув ее самодостаточности. Однако предположим, что кто-то хочет поспорить (как это делаю я) и заявить, что авторитет Библии помогает-таки построению структуры мышления, способной раскрыть те вопросы, которые необходимо решать консультанту. В таком случае этому человеку необходимо определить, что такое авторитет Библии, и продемонстрировать самодостаточность библейского откровения. Такую же цель ставлю и я в первой части этой книги. В оставшейся части этой главы я буду говорить о том, что откровение должно быть основой, на которой мы развиваем и защищаем наши представления о консультации. Третья глава говорит о зависимости от откровения и развивает данный аргумент дальше, подтверждая то, что мы обязаны оценивать каждую тео-~рию консультации в свете Писания. Мое мнение таково, что модели консультирования должны показывать of Scripture (Послание, зачитанное в адрес Евангельского богословского Общества, Джексон, Мисс., 30 декабря 1975 г.) не просто соответствие Писанию; они должны исходить из Писания. В четвертой главе мы рассмотрим сложный вопрос самодостаточности Библии. Каким образом мы можем приложить мудрость Библии к проблемам паранойи и булимии, когда ни один автор книг Библии даже и не думал писать на такие темы? Должны ли мы нарушать принятые принципы библейского толкования, чтобы «открыть» те ответы на вопросы консультанта, которых там на самом деле просто нет? Или существует какой-то правомерный подход к толкованию Писания, который может дать нам библейское понимание любой личной проблемы? Давайте сначала поговорим об авторитете Библии в области консультации.
|