Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Откуда мы знаем, во что нам верить?






«Думаю, что вам нужна не просто христианская консультация, — сказал один пастор молодой и встре­воженной женщине. — Ваша проблема, судя по всему, слишком глубока, и я здесь не смогу вам по­мочь. Я считаю, что вам нужно обратиться к профес­сиональному консультанту, который мог бы вникнуть в глубоко скрытые корни ваших трудностей».

Затем пастор отослал клиентку к квалифицирован­ному психологу, который практикуется в так называ­емой первичной терапии, где лечение проблемы про­ходит посредством повторного эмоционального пере­живания забытых психологических травм детства.

Другой пастор порекомендовал одному морально подавленному мужу, отвергнутому женой, обратиться к терапевту, который специализируется на подавле­нии гнева. Этот пастор по причине отсутствия доста­точных знаний в теоретической психиатрии решил, что в основе депрессии этого клиента лежит накапли­вающееся чувство гнева, следовательно, терапия по подавлению этого чувства пойдет этому человеку на пользу.


24


Как понимать людей


Откуда мы знаем, во что нам верить?


25


 


После нескольких сеансов лечения по подавлению гнева этот мужчина обнаружил в себе не просто ранее спрятанное чувство злобы, но и неожиданную способ­ность открыто (и иногда жестоко) выражать это чув­ство по отношению к другим людям. Его депрессия от этого стала еще сильнее.

Другой консультант предлагает своим клиентам нечто такое, что он сам называет «родительской» те­рапией, в ходе которой он искренне призывает их при­йти в полную зависимость от него, а сам берет на себя роль любящего родителя. Смысл такой терапии состо­ит в том, что, когда люди чувствуют по отношению к себе любовь другого человека, они имеют возможность расслабиться до такого состояния, когда начинают ощущать себя увереннее и не чувствовать угроз со сто­роны окружающих, после чего находят в себе силы справляться с жизненными трудностями. И к этому консультанту обращается множество людей, испытав­ших в той или иной степени боль и обиды и желаю­щих снова почувствовать на себе родительскую лю­бовь.

Как нам оценить те многочисленные методы, кото­рые направлены на то, чтобы помочь людям решить их проблемы и жить интересной жизнью? Существует терапия по семейной системе, первичная терапия, ра-ционально-эмотивная терапия, когнитивно-поведен­ческая терапия, динамическая психотерапия, духов­ное освобождение, терапия любви, группы знакомств, директивная терапия, терапия реальностью — список можно продолжить.

Как мирские, так и христианские сообщества пере­полнены идеями относительно роста и целостности. И каждая из них претендует на то, что способна объяс­нить, как люди себя ведут, почему проблемы растут и как можно все изменить. И если мы не хотим утонуть в огромном море всех этих идей, нам надо выработать стратегию, которая поможет нам решить, чему мы до­лжны верить. Мы не только хотим знать, что здесь эффективно, но как христиане мы хотим знать, что здесь истинно и правильно.

Наше решение принять какую-то модель должно быть основано не просто на видимых эффектах этой


модели. В первую очередь мы должны задуматься над тем, какие идеи являются истинными и какие в ко­нечном счете приводят людей к добру. Эффектив­ность — важное качество, но только если мы при этом имеем дело с точностью и правдой. Но как нам опре­делить, что является истинным, правильным и эффек­тивным?

* * *

Чтобы решить, какие идеи принять, ученые, в от­личие от остальных людей, работают с разными стан­дартами. В профессиональных журналах психологи должны публиковать исследования, которые служат подтверждением выдвинутых ими идей. И чем более скрупулезно исследование, тем более вескими оказы­ваются выводы этого исследования. В своих усилиях утвердиться в качестве науки психология в течение более половины столетия опиралась на эмпирический подход к поиску истины: только факты — результаты наблюдений, живые факты; если эти сведения не в пользу теории, такую теорию надо отбросить.

Но в течение многих лет психология — особенно прикладные ее области (консультация и психотера­пия) — часто дарила заслуживающие внимания идеи, отражающие то, к каким выводам опытные и способ­ные мыслители приходили в своих кабинетах, и что становилось основой для развития последовательных теоретических систем. Теории, подобные тем, что вы­двигали такие психоаналитики, как Фрейд, Адлер и Юнг, а также более современные психологи, например Эллис, Перле и Маслов, мало чем могут помочь в ис­следованиях, носящих сугубо практический характер, однако они дают вполне реальные объяснения челове­ческому поведению и могут оказаться полезными в помощи людям. Поэтому необходимо сказать, что большой опыт работы с людьми, помноженный на проницательный разум, рассматривается многими специалистами как путь к истине.

Время от времени какое-то мнение вдруг внезапно рождается в творческом мышлении, причем этому не способствуют никакие практические наблюдения, и люди без всякой критики поддерживают это мнение.


26

Как понимать людей

Просто каким-то образом эта идея «считается пра­вильной». Она всех устраивает. Она дарит людям хо­рошее чувство и приносит им то, что помогает чисто внешне. К этой категории можно отнести некоторые технические приемы медитации Вернера Эрхарда. Никто из тех, кто сталкивается с этой идеей, не тре­бует доказательств ее истинности; свидетельства здесь кажутся неуместными. Люди просто доверяются этому, потому что чисто интуитивно она кажется им правильной.

К вопросу о том, как нам решить, во что верить, христианские консультанты подходят по-разному. Не­которые из них, защищая свои гипотезы, полагаются на данные исследований, клиническую практику или железную логику, но многие для оценки своих идей прямо обращаются к Писанию. Свои взгляды они счи­тают заслуживающими внимания, если видят их соот­ветствие учению Библии, и отвергают их, если тако­вые противоречат Библии.

Та христианка, о которой я уже упоминал ранее, постепенно стала задавать себе вопрос, соответствует ли принцип работы специалиста по первичной тера­пии принципу Библии. Она спросила себя: «Хорошо ли это — вернуться к своей первоначальной боли и исследовать ее, пережив заново? Разве это не противо­речит принципу Библии — " забывать заднее и прости­раться вперед"?».

Когда женщина рассказала этому терапевту о своих сомнениях, он в ответ даже не заглянул в тот текст, который она цитировала, чтобы определить, идет ли его принцип лечения вразрез с богодухновенным уче­нием Павла. Такая реакция была основана на его под­ходе к (1) неврологии, изучающей способности голов­ного мозга хранить подавленные эмоции; (2) теории терапии, которая предполагает, что нераскрытые ранее чувства могут мешать нормальному функциони­рованию организма; и (3) на его собственном опыте работы с немалым количеством тех людей, которые не нашли помощи при консультации у пасторов, что лишь способствовало его убеждению в эффективности используемого метода.


Откуда мы знаем, во что нам верить? 27

Терапевт, специализирующийся на подавлении гнева, и специалист, который является приверженцем «родительской» терапии, также защищали свои тео­рии, но при этом использовали в качестве аргумента в свою пользу несколько концепций Библии, которые соответствовали их идеям. «Нет, мы не можем дока­зать правомерность всего того, что мы делаем, ссыла­ясь на какие-то отрывки из Библии. Но вы должны понять, что Библия никогда не служила в качестве справочной литературы, как никогда она не служила руководством по хирургии для врачей. Мы должны вырабатывать свои идеи из исследований и практики, но при этом всегда помнить о том, чему учит Библия. Мы убеждены в том, что Библию надо почитать как Слово Божье».

Знать, во что верить, в теории консультации — не­простая проблема. Когда мы пытаемся решить, какие идеи и методы нам можно взять на вооружение и при этом не пойти на компромисс со своей христианской верой, возникают два серьезных вопроса, о которых стоит напомнить.

Первый — это авторитет Библии. Христиане, ко­торые твердо верят, что Библия — это непогрешимое Божье откровение, явленное всем нам, не захотят при­нимать ничего из того, что Библия отвергает. Они хотят жить по Писанию. Но такой принцип приводит к некоторым большим сложностям. Например, откуда мы знаем, что именно Библия поддерживает и что от­вергает? Христианские консультанты придерживают­ся порой совершенно противоположных взглядов по многим богословским вопросам. Вероятно, Библия даже не поднимает тех вопросов, которые встают перед консультантами и которые ясно ставят мирские психологи. Можно ли, безоговорочно признавая авто­ритет Библии, изучать достижения современной пси­хологии? Если да, то каким образом мы можем пол­учить пользу от исследований и теории и при этом сохранить то, что Мак-Куилкин точно назвал «функ­циональным авторитетом Писания в науке о поведе­нии»? *

* J. Robertson McQuilkin, The Behavioral Sciences Under the Authority


28


Как понимать людей


Откуда мы знаем, во что нам верить?


29


 


Второй серьезный вопрос, который возникает, когда мы пытаемся решить, чему нам верить, — это самодостаточность Библии. Достаточно ли у Библии авторитета для того, чтобы направлять консультанта, когда он сталкивается с неимоверным разнообразием вопросов, связанных с его работой? Может ли он где-нибудь между книгами Бытие и Откровение найти то, что позволит ему оказать помощь эксгибиционисту или человеку, страдающему анорексией? Или же Биб­лия никогда не была призвана решать такие вопросы? Может быть, нам нужно признать, что авторитет Биб­лии распространяется только на те вопросы, которые она может решить, чтобы помочь нам понять такие духовные истины, как спасение, покаяние, надежда на вечную жизнь, но не распространяется на сиюми­нутные вопросы, которые встают перед консультан­том. И как только мы принимаем такую позицию, мы обращаемся за помощью к другим источникам и при­ходим к выводу, что есть такие вопросы, которые Писание не может поставить, не подорвав тем самым авторитет Библии и не опровергнув ее самодостаточ­ности.

Однако предположим, что кто-то хочет поспорить (как это делаю я) и заявить, что авторитет Библии помогает-таки построению структуры мышления, спо­собной раскрыть те вопросы, которые необходимо ре­шать консультанту. В таком случае этому человеку необходимо определить, что такое авторитет Библии, и продемонстрировать самодостаточность библейского откровения. Такую же цель ставлю и я в первой части этой книги.

В оставшейся части этой главы я буду говорить о том, что откровение должно быть основой, на которой мы развиваем и защищаем наши представления о кон­сультации. Третья глава говорит о зависимости от от­кровения и развивает данный аргумент дальше, под­тверждая то, что мы обязаны оценивать каждую тео-~рию консультации в свете Писания. Мое мнение тако­во, что модели консультирования должны показывать

of Scripture (Послание, зачитанное в адрес Евангельского богослов­ского Общества, Джексон, Мисс., 30 декабря 1975 г.)


не просто соответствие Писанию; они должны исхо­дить из Писания.

В четвертой главе мы рассмотрим сложный вопрос самодостаточности Библии. Каким образом мы можем приложить мудрость Библии к проблемам паранойи и булимии, когда ни один автор книг Библии даже и не думал писать на такие темы? Должны ли мы нару­шать принятые принципы библейского толкования, чтобы «открыть» те ответы на вопросы консультанта, которых там на самом деле просто нет? Или сущест­вует какой-то правомерный подход к толкованию Пи­сания, который может дать нам библейское понима­ние любой личной проблемы?

Давайте сначала поговорим об авторитете Библии в области консультации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал