![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Л Крабб
34 Как понимать людей Откуда мы знаем, во что нам верить? 35
ваний, которые подтверждают определенную гипотезу о том, как все происходит (и такие заявления ценны для того, чтобы христиане учились). Но никто из них не сделает ясных выводов по всем данным или по всем возможным данным. Хотя я никогда не видел, чтобы воды реки разделились, оставив посередине сухой путь, я не могу сказать, что этого не происходило или не могло произойти. Я только могу сказать, что я (как и многие другие) просто не видел такого. Эмпиризм может располагать фактами, но не может утверждать что-то с уверенностью. Иными словами, эмпиризм может служить прагматической основой действий («Я думаю, что мне надо поискать мост, чтобы перейти на тот берег реки, а не молиться о том, чтобы воды реки разошлись»), но не может провозгласить истинность в конечной форме (например, «есть Бог, Который может разделить воды реки, когда захочет сделать это»). В-третьих, эмпиризм смотрит на то, что можно видеть. Поддающиеся наблюдению данные формируют весь базис эмпиризма, и это резко ограничивает темы разговоров для эмпириков. Многие важные реальные явления нельзя свести к видимому: любовь, смысл, радость, гнев, справедливость — вот лишь немногие из них. Когда эмпирик пытается изучать такую реальность, ему приходится определять ее в свете своих поддающихся исследованиям данных. Но в этом процессе он вдруг обнаруживает, что сама реальность, о которой он говорит, ускользает от него. Вряд ли кто из нас может измерить любовь мужа к своей жене только лишь данными о том, как часто он ее целует или как часто говорит ей комплименты. Эмпирики, которые берутся изучать неосязаемый мир, обычно сводят свою работу к исследованию элементов, не имеющих особого значения и интересных разве что для издателей журналов. * * * Наши усилия решить, что является истиной, могут привести к большим разочарованиям. Должны ли христиане ради разрешения своих сложных проблем прибегать к помощи терапии возврата к переживаниям прошлого? Как нам ответить на этот вопрос? Интуиция требует, чтобы мы ждали появления внутренней уверенности в себе. Но сколько раз люди «уверенно» шли в неверном направлении. Рационализм призывает нас обо всем хорошо подумать или положиться на мнение более квалифицированных мыслителей, а не на наше собственное. Но даже самые лучшие мыслители думают по-разному. Эмпиризм призывает нас смотреть на результаты: помогала ли в прошлом данная терапия людям, находящимся в депрессии? Но данные только вводят в растерянность. Каждая система консультаций может привести к впечатляющим результатам. Более того, в практике каждой системы можно вспомнить множество ужасных случаев, когда система приносила только вред. И даже если имеют место положительные результаты, то положительны ли они в моральном аспекте? Эмпиризм нам не может ответить на этот вопрос. Если нам надо обрести такую позицию, в которой мы чувствовали бы себя уверенно, нам нужны способы знания ответов на важные вопросы, отличные от интуиции, рационализма и эмпиризма. И существует еще одна возможность — откровение. В следующей главе мы поговорим об откровении как основе знания и обсудим некоторые проблемы, которые могут встать перед нами, когда, для того чтобы найти ответы на вопросы, касающиеся консультации, мы стремимся положиться на откровение. Библия дает нам уверенность 37
Глава 2
|