Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возврат к рационализму






Во-первых, что нужно делать, когда выводы по изучению Библии не соответствуют заключениям пси­хологических исследований? Например, представьте себе, что вывод психологических исследований гла­сит, будто шлепанье детей способствует развитию враждебности и агрессивности в поведении детей. А теперь представьте себе, что большинство экзегетов на основании стиха Притчи 22: 15 делает вывод, что Бог смотрит на шлепанье, как на эффективное средство в процессе воспитания, направленное на подавление враждебности. И что теперь? Чему нам следовать — психологии или богословию? Или же нам перестроить один подход таким образом, чтобы он не противоречил другому? Но тогда какой подход нам надо перестро­ить? Что нам посоветовать родителям, когда их дети непослушны?

Теоретики двухкнижия точно указывают на то, что мы не можем быть уверены ни в одном заключении. Как изучение психологии, так и изучение богословия предусматривают работу ограниченного и несовершен­ного ума. И те идеи, которые к нам приходят из Биб­лии ли или из природы, могут извратить истину, ко­торую открывает нам Бог. И как бы сильно некоторые люди ни стояли за непогрешимую Библию, мы не можем быть уверены в том, что понимаем Библию так же, как понимаем ее текст как таковой. Подобным образом находки в научных исследованиях могут от­ражать лишь наше, иногда ошибочное, восприятие вещей, а не реальные факты природы.



Как понимать людей


Библия дает нам уверенность


43


 


Когда у нас появляются расхождения во взглядах богословия и психологии, сторонники двухкнижной теории советуют нам сделать переоценку обоих выво­дов. И я хочу сказать со всей откровенностью, что я с ними согласен. Это как раз то, что мы должны делать. Наше понимание как текста, так и природы может быть ошибочным. Но на то, как мы переоцениваем эти две книги, на мой взгляд, надо смотреть серьезно.

Теоретики двухкнижия считают, что мы должны заново проверять обе разновидности заключений, не надеясь найти «психологическую истину», которую мы могли бы приложить в большей степени к изуче­нию Библии, чем к лаборатории. Поэтому зависи­мость от откровения ведет нас к неопределенности, из которой ни Библия, ни наука не могут выбраться.

И что происходит? Родители ждут слова от христи­анских специалистов. Но эти специалисты ничего не могут им сказать с определенностью. При последова­тельном применении двухкнижного метода расхожде­ния между библейскими и психологическими заклю­чениями могут быть разрешены только через личное суждение. Откровение, таким образом, оказывается отброшенным в сторону, а окончательным судьей ста­новится человеческий разум. И претензии сторонни­ков двухкнижной теории о том, что они зависят от откровения, теряют свой вес при их неизбежном воз­врате к рационализму и (или) эмпиризму.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал