![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возврат к рационализму
Во-первых, что нужно делать, когда выводы по изучению Библии не соответствуют заключениям психологических исследований? Например, представьте себе, что вывод психологических исследований гласит, будто шлепанье детей способствует развитию враждебности и агрессивности в поведении детей. А теперь представьте себе, что большинство экзегетов на основании стиха Притчи 22: 15 делает вывод, что Бог смотрит на шлепанье, как на эффективное средство в процессе воспитания, направленное на подавление враждебности. И что теперь? Чему нам следовать — психологии или богословию? Или же нам перестроить один подход таким образом, чтобы он не противоречил другому? Но тогда какой подход нам надо перестроить? Что нам посоветовать родителям, когда их дети непослушны? Теоретики двухкнижия точно указывают на то, что мы не можем быть уверены ни в одном заключении. Как изучение психологии, так и изучение богословия предусматривают работу ограниченного и несовершенного ума. И те идеи, которые к нам приходят из Библии ли или из природы, могут извратить истину, которую открывает нам Бог. И как бы сильно некоторые люди ни стояли за непогрешимую Библию, мы не можем быть уверены в том, что понимаем Библию так же, как понимаем ее текст как таковой. Подобным образом находки в научных исследованиях могут отражать лишь наше, иногда ошибочное, восприятие вещей, а не реальные факты природы. Как понимать людей Библия дает нам уверенность 43
Когда у нас появляются расхождения во взглядах богословия и психологии, сторонники двухкнижной теории советуют нам сделать переоценку обоих выводов. И я хочу сказать со всей откровенностью, что я с ними согласен. Это как раз то, что мы должны делать. Наше понимание как текста, так и природы может быть ошибочным. Но на то, как мы переоцениваем эти две книги, на мой взгляд, надо смотреть серьезно. Теоретики двухкнижия считают, что мы должны заново проверять обе разновидности заключений, не надеясь найти «психологическую истину», которую мы могли бы приложить в большей степени к изучению Библии, чем к лаборатории. Поэтому зависимость от откровения ведет нас к неопределенности, из которой ни Библия, ни наука не могут выбраться. И что происходит? Родители ждут слова от христианских специалистов. Но эти специалисты ничего не могут им сказать с определенностью. При последовательном применении двухкнижного метода расхождения между библейскими и психологическими заключениями могут быть разрешены только через личное суждение. Откровение, таким образом, оказывается отброшенным в сторону, а окончательным судьей становится человеческий разум. И претензии сторонников двухкнижной теории о том, что они зависят от откровения, теряют свой вес при их неизбежном возврате к рационализму и (или) эмпиризму.
|