Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Позиция 1
Библия не дает прямых ответов на все вопросы, связанные с консультацией. Поэтому за помощью надо обращаться к теории и данным психологии. * Психология может сослужить полезную службу, потому что может помочь не только в таких вопросах, как неспособность к научению или лечение психозов, но и учит нас задавать провокационные вопросы о том, что происходит с людьми и как нам отвечать на их проблемы более адекватно. Но (и это надо выделить как существенную разницу между позициями 1 и 3) только Библия может дать нам авторитетные ответы и категории, с помощью которых можно определить, какой жизнью можно и должно жить. Позиция 3 подтверждает как авторитет, так и самодостаточность Библии.
Как понимать людей Является ли Библия полезной книгой для консультанта? «Конечно, нет», — скажут многие христиане. «Бог никогда не собирался писать исчерпывающее руководящее пособие для консультантов, как никогда Он не собирался учить водопроводчика прочищать раковину. Библия говорит о духовном. Водопроводчики занимаются водопроводными трубами, зубные врачи — зубами, а консультанты — проблемами психологии. В зависимости от характера проблемы и надо читать соответствующие книги». Если мы последуем этому мышлению, то, чтобы не просто получать дополнительный стимул от наблюдений, которые требуют объяснения, но и найти ответы на важные вопросы жизни, на которые Библия прямо не отвечает, можем прийти к идеям, которые являются результатом психологических исследований и опыта работы в клиниках. Многие допускают, что Писание показывает нам основные доктринальные и нравственные позиции, которым мы должны следовать, но детали понимания консультации и методов работы надо искать в других источниках. Содержание, отличное от содержания Библии, может служить в качестве начального и конечного пунктов рассмотрения вопросов консультации. Внимательно приглядитесь к тому, какое место займет Библия, если мы последуем взглядам, выраженным в позиции 1. Модель консультации можно назвать библейской, если она нигде не нарушает ясного учения Библии о доктрине и этике. Вопрос не в том, исходят ли наши идеи о консультации из Писания, — они просто не должны противоречить Писанию. Да, действительно, многих христианских консультантов, которые не уделяют Библии слишком много внимания, вполне устраивает такая позиция. Пусть Библия говорит о религиозном, но что касается ответов на многие важные вопросы жизни, здесь главное внимание надо уделить работам современных психологов. Но верно также и то, что некоторые консервативные проповедники, которые убежденно учат непогрешимости и авторитету Писания, на самом деле в жизни следуют первой позиции. Посмотрите, что Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 53 иногда происходит на многих (конечно, не на всех) кафедрах, с которых проповедуется Библия, Проповедники не стремятся вникать в трудные реалии жизни людей, прикрываясь своим увлечением экзегезисом. «Мужья, любите своих жен», — такими словами пастор начинает проповедь. И следующие тридцать минут все присутствующие в церкви убеждаются в том, как тщательно он подготовил свое выступление. Во время этого выступления один тридцатидвухлетний страховой агент с опаской поглядывал на свою жену, женщину, которая по каким-то неизвестным причинам возбуждает в нем неимоверное чувство гнева всякий раз, когда говорит. Эта проповедь только усилила в нем чувство вины. Он подошел к пастору и обратился за помощью. «Я пытался любить свою жену той любовью, о которой Павел говорит в Послании к ефесянам. Но я просто не знаю, как это сделать», — сказал он пастору во время консультации в понедельник вечером. «Я просил ее простить меня, я постоянно провожу время за чтением Библии, но это не помогает. Несколько лет я пытался всеми своими действиями показать любовь, надеясь, что в конце концов придет и само это чувство. Но любви так и нет. Что мне делать?» «Сэм, — ответил ему пастор, — Божья любовь может помочь тебе по-настоящему любить свою жену так, как ты и должен это делать. Если ты искренне хочешь быть Божьим человеком для этой женщины, ты должен всецело посвятить себя Господу и ей. Помни, что та любовь, о которой говорит Библия, — не чувство, а действие. Постоянно делай то, в правоте чего ты не сомневаешься». Спустя несколько недель Сэм снова пришел на консультацию. «Пастор, я пытался делать то, что вы мне сказали, действительно пытался. Но все пошло еще хуже. Вчера вечером я впервые ударил свою жену. Я ненавижу себя за это, но я напуган тем, что оказывается способен бить ее». В подобной ситуации многие пасторы чувствуют себя бессильными чем-либо помочь. И неудивительно, поскольку они не обладают опытом работы с людьми,
Как понимать людей которых одолевает безудержное чувство гнева. И совет обратиться к квалифицированному консультанту здесь кажется вполне уместным. Но зачем? Что важнее — отослать Сэма к специалисту или оказать ему самую эффективную помощь? Я подозреваю, что во многих случаях, когда пасторы отсылают своих прихожан к профессиональным консультантам, истинная причина — не только осознание своего бессилия. Меня беспокоит то, что, отсылая людей к кому-то другому, пастор лишний раз убеждается в том, что Библия на самом деле не способна оказать эффективную помощь. Некоторые, полагая, ~что люди будут более открытыми для настоящих ответов Писания после того, как станут понятными эмоциональные корни их проблем, скрывают свои настоящие взгляды. Здесь необходимо обратить внимание на следующее: никто по-настоящему не задумывается над тем, что Библия, вероятно, может помочь консультанту решить проблему того страдания, которое испытывает Сэм. Большинство христиан не верит в то, что Библия говорит обо всех вопросах жизни. В семинариях неосознанно усиливают это сомнение, когда не заставляют учащихся серьезно и глубоко задуматься над теми вопросами реальной жизни, которые часто беспокоят людей, например: • Как я могу противостоять побуждению к мастур • Меня сильно беспокоит вопрос о деньгах. Как мне • Что мне делать с моим чувством страха одиноче • Я не могу находить контакт с людьми. Как мне • Почему я себя чувствую таким опустошенным? • Что мне делать с моим мужем? Он очень беспоко Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 55 Тем учащимся, которые задумываются над практическим применением всего того, что они изучают, можно напомнить, что Божье Слово обладает силой и что задача проповедника состоит в том, чтобы искренне это Слово нести людям. Если люди задумаются над великими истинами Писания, то многие проблемы исчезнут сами собой. Поэтому пасторам не следует беспокоиться о пикантных, а иногда и вовсе неприглядных подробностях жизни людей. Очищающий эффект учения Библии в любом случае сделает свое дело даже без вмешательства пастора, если он несет служение в открытой, дружной общине, члены которой могут прямо говорить о проблемах. В противном случае община теряет некоторые свои настоящие ценности, которые помогают людям преодолевать трудности (Евреям 3: 13) и делают их любовь сильнее (Евреям 10: 24). Наши церкви превращаются из общин в аудитории. В них главной становится только кафедра, и больше ничего. Но честные пасторы, которые вникают в жизнь людей, быстро понимают, что люди задают важные лично для себя вопросы, потому что не знают, как поступить. И в результате они обращаются к квалифицированным консультантам, чувствуя свою неспособность увязать Писание с определенными ситуациями жизни, но утешаясь мыслью о том, что эти проблемы носят психологический, а не духовный характер. Идея о том, что хорошая проповедь и серьезное изучение Библии разрешат личные проблемы без прямого вмешательства людей в эти проблемы, настораживает меня еще по одной причине. Иногда мне интересно, не отворачиваются ли от проблем те профессора, которые излагают эту идею только для того, чтобы отгородиться от проблем. Допускаю, что некоторые из них просто не знают, что ответить на сложные вопросы. Возможно, что их собственная жизнь связана с теми трудностями, которые остаются неразрешенными. И тем не менее, вместо того чтобы обратиться к Писанию, они предпочитают отгородиться от людей и их вопросов за вполне удобным барьером учености. Инструменты экзегезиса и принципы герменевтики могут, таким образом, стать средством отказа от ре- Как понимать людей Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 57
альности нерешенных проблем. Проповедники, провозглашая безжизненный вариант живого Слова, оставляют реальную жизнь неизведанной, а вопросы реальной жизни без ответа. Но я не хочу, чтобы меня неправильно поняли. Внимательное и серьезное изучение Писания жизненно важно. Знание еврейского, арамейского и греческого языков, представление о культурном контексте Библии, без всякого сомнения, важны. Развитие принципов толкования, помогающее нам при практическом применении Библии избегать слишком сильной игры воображения, достойно серьезного внимания, и студенты правильно делают, что изучают эти вопросы с должным старанием. Но в том виде, как это обычно практикуется, экзегетика и толкование каким-то образом слишком далеко уводят нас от реалий людской жизни. Когда послание от любящего Бога к тем людям, которых Он сотворил, становится академической дисциплиной для изучения, а не удивительной истиной, которую необходимо понять и распространить, ни к чему хорошему это не приводит. Мысль о том, как связать то, что несет в себе текст, с тем, что он конкретно означает для людей в наше время, конечно не нова. Но я думаю, что это настоящая проблема, которая в принципе остается неразрешенной. Вероятно, корень этой проблемы кроется не столько в методах изучения Библии, сколько в цели нашего изучения. Мне интересно, не обусловлено ли углубление в схоластику стремлением избежать непростых контактов с трудностями в жизни людей. Вероятно, куда легче заниматься этимологией редкого еврейского слова, чем иметь дело с настоящими реалиями житейских проблем. Богословская литература становится для многих убежищем от жизни, а не пособием, которое учит нас вносить живую Божью истину в сложные аспекты человеческой жизни. Это приводит к трагическим результатам. Церкви, возглавляемые пасторами, которые не могут увидеть, как Библия соотносится со всеми аспектами жизни, становятся минисеминариями, которые продолжают традиции отхода и отказа от реальности, все больше погружаясь в ортодоксию. Мораль таких собраний ясна: Общение Божьих людей — не место для решения тех проблем, которые разъедают вашу жизнь; мы существуем для того, чтобы утвердить в людях истинную веру и воспитать соответствующее поведение. Помочь вам в ваших личных проблемах — не дело церкви. Но почему нет? Почему помогать людям в их личных проблемах не дело церкви? Церковь не должна винить себя за то, что она не может стать зубной клиникой или школой для умственно отсталых детей. Это серьезные проблемы, но церковь не призвана их решать. Церковь должна учить истине Библии и помогать в тех аспектах жизни, которые отражают эту истину. Если Библия сама по себе не связана с эмоциональными проблемами, то вполне правомерно со стороны церкви передать эти проблемы компетентным специалистам, которые не подорвут учение Библии. В этом вопросе нам все должно быть ясно. Всякий раз, когда церковь, верящая в истинность Библии, считает, что не должна отвечать на личностные глубокие противоречия, которые спрятаны в каждом из нас, она таким образом заявляет, что Библия не говорит об этих проблемах.* Однако если Бог создал Библию для того, чтобы говорить нам, как понимать и решать проблемы, которые неизбежно появляются в нашей жизни, если она действительно полезная книга для консультанта, то в христианской общине можно найти ответ на все вопросы, касающиеся консультации, если за ответом обратиться к Библии. И здесь перед нами встает основная проблема герменевтики. Вероятно, самый уважаемый принцип толкования Библии, по крайней мере в консервативных кругах, — это «не отходить от текста». Нас стро- * Во второй части этой книги я развиваю такую модель понимания людей, которая поддерживает мою точку зрения о том, что все мы, даже самые зрелые, все равно сталкиваемся с проблемами, которые нужно решать в контексте общения верующих с Библией.
Как понимать людей го предупреждают говорить не больше и не меньше того, что первоначальные авторы хотели сказать своей аудитории. И когда в попытках найти «более глубокое» значение Писания кто-то отступает от этого принципа, его понимание Божьей истины обусловлено, как правило, не богодухновенными словами текста, а его собственным воображением. Когда мы «видим» в тексте то, что мы хотим видеть (по каким-то своим причинам), мы не способны при изучении постичь то, что там есть на самом деле; скорее, мы вкладываем в Библию то, что, на наш взгляд, там должно быть. Чтобы не проповедовать Слово с помощью одного только человеческого разума, проповедники должны руководствоваться исключительно текстом, провозглашая то, что говорится в тексте. Насколько я понимаю, этот принцип является краеугольным камнем современного консервативного учения. Конечно, евангелисты настаивают на том, что Библия представляет проблему для толкователей, потому что слова Писания несут в себе больше, чем выражения простых людей. Эти слова вдохновлены Богом и поэтому отражают не только сознание тех. людей, которые впервые написали эти слова, но и намерения вечного Бога. Поэтому мы вправе найти в словах текста то, что выходит за рамки мыслей человеческих авторов, которые они могли вложить в текст при его написании. Но если наши усилия соотнести Писание с современной жизнью должны направляться не только человеческим разумом, в этих наших поисках должны оставаться определенные границы. Чтобы насладиться ощущением божественной силы, необходимо увязать приложение к современной ситуации с ясным значением текста. Мне кажется, что следовать Божьей истине на основании текста, а не на основании нашего богатого воображения, — задача трудная. Никто из тех, кто обращается к Библии, не готов воспринять все услышанное без искажений. Все мы подходим к тексту, как личности со своим историческим прошлым и со своим настоящим, полные предубеждений, предрасположений и ожиданий. И просто невозможно рассорти- Говорит ли Библия обо всех проблемах человека? 59 ровать полностью и объективно множество причин, которые заставляют нас толковать текст тем или иным образом. Эти причины, я подозреваю, могут варьироваться в соответствии с тем, как мы действуем. Одно дело — трудиться, не отходя от текста, когда мы преподаем в классе или пишем статьи для богословских журналов. Ожидание представителей богословского лагеря, к которому мы причисляем и себя, наряду со многими другими причинами, подвигнет нас к определенному образу толкования. Однако совсем другое дело — сохранять верность тексту, когда Бог направил нас трудиться для людей, страдающих от проблем и обращающихся к нам каждый день с трудными вопросами о своей жизни, на которые, как кажется, в тексте нет прямого ответа. И что нам тогда делать? Чуткие пасторы, которые искренне хотят четко придерживаться текста и отвечать на нужды людей, сталкиваются с большими трудностями. Они стремятся действовать соответственно проблемам людей, но их принцип не говорить больше того, что есть в Писании, не дает им прямо говорить об этих проблемах. На первый взгляд кажется, что освободиться от этих трудностей можно двумя способами: либо игнорировать те вопросы, которые задают люди, либо растянуть Писание таким образом, чтобы оно охватило и эти вопросы. История аллегорического толкования, при котором используется переносный смысл, не затрагивающий или почти не затрагивающий основного смысла повествования, изобилует фактами, когда текст делали подходящим под определенный смысл. Историю о том, как Бог поступил с Илией после того, как тот, бежав от Иезавели, был морально подавлен (помимо всего прочего, Бог навел на него длительный сон: 1 Царств 19), можно истолковать так, что, когда служение оказывается в очень тяжелом положении, людям лучше сделать перерыв и отдохнуть. Может быть, в некоторых случаях это и хорошо, но в данном тексте речь идет вовсе не об этом. Содержание Библии плюс человеческое воображение, подогреваемое желанием привести текст в нужное соответствие, не могут Как понимать людей стать заслуживающим уважения принципом, по которому следовало бы жить. Другой путь освободиться от несоответствия между верностью тексту и стремлением ответить на вопросы реальной жизни приводит нас к позиции 2.
|