![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Категории: доктрина развития
Изучение Библии далеко не исчерпывается простым толкованием, что означает тот или иной отрывок. Следующий шаг состоит в том, чтобы организовать учение отдельного текста в широкое утверждение истины, или в доктрину. Богословие представляет из себя усилия по развитию последовательного понимания тех тем, которые раскрывает Библия.* Обычные заголовки глав в учебниках по систематическому богословию указывают на те разновидности доктринальных категорий, которые я имею в виду. Такие разделы, как антропология (кто такой человек?), хамартиология (что такое грех?), пневматоло-гия (кто такой Святой Дух и что Он делает?) и эсхатология (каковы планы Бога на будущее?), требуют, ' Нужно отметить, что чем дальше оно удалено от прямого утверждения текста Библии, тем больше простора открывается для ошибок в толковании. Утверждения, носящие характер экзегетики (те, которые подтверждают значение конкретного текста), ближе к словам Писания, чем богословские утверждения. Когда же мы изучаем, что подразумевается под богословскими категориями, мы по-прежнему находимся далеко от истины, и поэтому наши попытки создать некие формулировки носят предварительный характер. 70 Как понимать людей чтобы богословы дали те определения, которые поддерживает текст. Когда богослов приходит к каким-то убеждениям (например, относительно того, как человек может обрести спасение) посредством изучения соответствующих отрывков Писания, он выражает свое понимание в виде доктринального утверждения. Доктринальные утверждения, поскольку они, как правило, стремятся связать вместе множество отрывков, вполне уместно назвать «категориями истины». К сожалению, в среде евангелистов наблюдается склонность оценивать, насколько тот или иной человек годен к служению, исключительно на основе его понимания доктрины и верности этой доктрине. Если он в своих убеждениях прав, ему разрешают нести служение, совершив церемонию рукоположения. Согласитесь, что это слишком упрощенный взгляд на способность служителя в будущем мудро и глубоко привносить в жизнь людей ту истину, в которую он верит. Все мы можем себе представить выпускника семинарии, который после годичного или двухгодичного служения начинает жаловаться: «Никто не задает мне таких вопросов, на которые я могу ответить. Я знаю, как отстоять свои взгляды на крещение или тысячелетнее царство, но люди спрашивают меня о том, что делать с мужем-алкоголиком или как им справиться с навязчивой идеей причинить боль своим детям. Я просто теряюсь. Мне кажется, им нужно обращаться к психологу, а не к пастору». Дело в том, что если бы этот пастор взглянул на свои доктрины с разных точек зрения, он мог бы легче справиться с теми проблемами, с которыми ему приходится сталкиваться. Если Библии действительно достаточно для того, чтобы консультант мог к ней обратиться со всеми проблемами, то нет никакой нужды в физиологе, можно обратиться к хорошо подготовленному пастору. Мы просто не должны считать, что наш труд простирается лишь до тех пределов, до каких простирается наше понимание доктрины по всем традиционно важным богословским вопросам. Такое знание является необходимым фундаментом, но не может быть стро-
Библия — это исчерпывающее руководство ением. Как только мы начинаем понимать те трудности, на которые Бог отвечает в Библии (или которые находят свой ответ в экзегезисе и богословии), мы уже можем на основе того, что мы поняли, рассматривать те вопросы, которые задают люди, когда им приходится преодолевать свои проблемы. Ни один профессор семинарии не будет отрицать важность приложения Писания к реальной жизни. Когда студенты проходят курс гомилетики, им предлагают увязать текст Писания с непосредственной жизнью людей. Почему же тогда огромное количество \ выпускников семинарий, получивших богословское \ образование, не готово иметь дело с тем, что происходит в реальном мире? Почему кафедры часто стано- / вятся защитой от общения с людьми, а не трамплином/ для погружения в жизнь этих людей? Почему иногда учителя Библии хвастаются своим знанием Библии и избегают людей, а не используют свои знания Библии, чтобы помочь людям? Причина этого, я думаю, в том, что мы, как правило, склонны что-то отвергать в своей жизни. Христианские общины каким-то образом считают своей обязанностью создавать иллюзию того, что на самом деле все вокруг прекрасно. И мы учимся общаться в замкнутом кругу, где все в каком-то смысле притворяются, показывая чисто внешне, что у них все хорошо, * и отвергая пустоту, горечь и недовольство, которые кроются внутри них, а также скрывая свое неумение общаться с людьми и недостаток искренних чувств к окружающим. В результате мы так и не знаем о некоторых менее уловимых, но все же не менее опасных проблемах, которые возникают в жизни каждого из нас. Мы сталки- * В разных христианских общинах все происходит по-разному. В некоторых христианских кругах духовная зрелость сводится к запрету пить спиртное, танцевать и ходить в кино. В других общинах не запрещается изредка употреблять спиртное, но требуется строгое соблюдение Господнего дня (нельзя играть в теннис в воскресенье). В третьих общинах допускаются нецензурные слова, кино, занятия спортом в воскресенье, но не принимается приверженность идеям, показывающим узость мышления. В любом случае состояние сердца оценивается какими-то внешними, видимыми стандартами. 78 Как понимать людей Библия — это исчерпывающее руководство 79
ваемся со вполне очевидными и болезненными проблемами потери работы или смерти ребенка, но редко обращаем внимание на «динамические» проблемы внутри нас. Например, обида по отношению к отцу, который никогда не проявлял интереса к семье; жажда одобрения, которая появилась несколько лет назад, когда мать раскритиковала своего ребенка; чувство несправедливости, корни которого кроются в социальных проблемах; страх перед людьми, у которых можно обнаружить кровосмешение; незнание того, как лучше держать себя с женой, которая вернулась в семью (отвергнуть ее или терпеливо проявлять к ней самые нежные чувства); не дающее покоя чувство сдержанности в отношениях с людьми, которое не обижает, но и не придает никому положительных эмоций. Слишком мало руководителей церкви действительно хотят иметь дело с такого рода реальностью. Мы в церкви перестали касаться тех вопросов, которые с готовностью задали бы люди, если бы им только предоставили такую возможность. И пока мы не захотим отказаться от нашей склонности оградиться от людей и не станем прямо смотреть в лицо той напряженности, страсти, обиде и страху, которые разъедают нас изнутри, мы никогда не поймем того, каким образом Писание говорит о реальной жизни. Без этого наши жалкие попытки увязать красивые проповеди с практическим смыслом результата не дадут; более того, они окажутся вредными, поскольку дадут понять страдающим от своих проблем людям, что церковь не может ответить на их вопросы, что «с такими проблемами» они должны обратиться к профессионалу. Наши церкви и семинарские группы очень часто становятся обществами вежливых людей со своими правилами этикета, отвергающими то, кем мы являемся на самом деле, и с какими проблемами мы сталкиваемся. Результатом этого становится чопорная и холодная ортодоксальность, которая вырывает из Писания саму жизнь. В библиотеках семинарий и в научных исследованиях можно понять только «слова» Бога. Но чтобы понять «учение» Бога, мы должны понимать текст и глубже проникать в жизнь самих себя и других людей, не отвергая сомнения, молясь о мудрости, твердо придерживаясь главной основы нашей веры и открыто думая обо всем остальном. Если наши «категории истины» должны рассматриваться в качестве «категорий жизни», если Божья истина должна рассматриваться как путь к познанию Бога, то мы не должны уходить от той реальности, которая кроется за внешней поверхностью нашей жизни. Мы должны усиленно ломать голову над тем, почему мы попали в такую ужасную неприятность, и что мы можем сделать для того, чтобы выбраться из нее. С теми вопросами, которые ставит перед нами суровая реальность, необходимо обращаться к Писанию, будучи уверенными в том, что там есть ответы на них. • Почему я чувствую неловкость при знакомстве с • Почему я завидую успехам других людей, особен • Почему я испытываю ужасную боль всякий раз, • Что мне делать с тем, что мой отец настолько • Что мне делать с моим сильным желанием быть • Как мне преодолеть ужасное чувство страха перед • Почему я чувствую себя таким уязвленным, ког • Почему я не хочу признать, что внутри меня про Мы должны осознать, что такие вопросы задаются не только пациентами в кабинете психиатра. Они беспокоят руководителей хора, преподавателей воскресных школ, молодоженов, которые только начали посещать церковь. У всех христиан есть вопросы, которые Как понимать людей их беспокоят и которые необходимо задавать. Однако многие люди эти вопросы так и не поднимают, поскольку задать их — значит, нарушить правила общины. Библия никогда не станет абсолютно живым источником, пока мы не обратимся к ее истине со всеми нашими вопросами и проблемами. И я думаю, что в семинариях поступают правильно, разделяя учебный план на две части: в первой внимание уделяется тем вопросам, на которые Бог отвечает в Библии, а вторая посвящена сопоставлению нашего знания Библии с теми вопросами, которые задают люди, когда хотят решить свои жизненные проблемы. Если в семинариях проводится такая работа, наши доктринальные утверждения становятся эффективным средством, поскольку являются истиной, меняющей жизнь и способной внести перемены как во внутренний мир людей, так и в тот мир, который их окружает. Если же этого не происходит, мы просто проповедуем Благую Весть и наставляем обращенных в рамках ортодоксии, которая требует от них лишь делать вид, что они изменились.
|