Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три основные модели






Когда консультируемый говорит нам, что он подав­лен, наша первая задача как консультантов состоит в том, чтобы определить, кроется ли причина этой про­блемы в каких-то физических факторах. Не будем здесь говорить о том, каким образом это выясняется, давайте предположим, что мы уже определили, что эта депрессия не носит чисто медицинского характе­ра. И что дальше?

Отвечая на вопрос о возможной связи между де­прессией и какими-то событиями в жизни, консульти­руемый утверждает, что никакого очевидного толчка к депрессии у него не было: никто из родных в послед­нее время не умирал; здоровье в порядке; отношения в семье, судя по всему, нормальные; никаких круп­ных кризисов не было; работой и заработной платой удовлетворен.

Очень часто не удается обнаружить видимых при­чин проблемы. И даже в тех случаях, когда такая при­чина вроде бы обнаружилась, она вовсе не проясняет саму ситуацию, а лишь делает ее еще более запутан­ной. Поскольку люди пребывают в растерянности, консультантам приходится следовать в направлении, которое обусловлено не столько показаниями консуль­тируемого, сколько той теории, которой они придер­живаются.

Консультанты действуют в соответствии со своими представлениями о том, как люди поступают в той или иной ситуации, почему появляются проблемы и как их можно решить. Охватывая вопросы самым ши­роким образом, консультанты руководствуются одной из трех основных моделей. Дело в том, что большую часть подходов к пониманию людей можно сгруппиро­вать в три категории: динамическая модель, нравст­венная модель и модель взаимоотношений.

Согласно динамической модели, люди подвластны внутренним процессам (их часто называют личност­ной динамикой), о которых они, как правило, не подозревают. Корни этой динамики и источник ее на­стоящей силы кроятся в прошлом, в детстве этой личности. Психоаналитики говорят о «генетической


реконструкции», подразумевая под этим термином свои усилия понять, каким образом события, произо­шедшие в детстве консультируемого, становятся ис­точником чувств и взглядов этого человека сегодня.

Может быть, нелюбящая и властная мать не оказы­вала ребенку элементарного внимания, а слабоволь­ный и разочарованный отец не смог ничего изменить в семье, как не смог стать в семье главным. Теорети­ков данной модели, скорее всего, заинтересует, разви­лась ли у ребенка (1) предрасположенность к ненавис­ти или страху по отношению к сильным и волевым женщинам и (2) взгляду на самого себя (благодаря ха­рактеру его отца) как на слабую личность, которая способна существовать в этом мире только посредст­вом податливости и уступок.

Эти динамические процессы (ненависть-страх по отношению к определенного рода женщинам и низкая самооценка) являются результатом нанесенного в дет­стве вреда и находятся за рамками настоящих про­блем, а поэтому нуждаются в воспроизведении. Когда в жизни такого человека происходят разочарования, он реагирует на них в соответствии с диктатом этих неосознаваемых предрасположенностей, вероятно, ук­лоняясь от общения с женщинами, но по-прежнему рассчитывая на то, что придет кто-то очень сильный и все изменит к лучшему.

В сознании многих консультантов, использующих динамическую модель, такой набор внутренних пси­хологических процессов рассматривается как болезнь, которую необходимо лечить. Клиент рассматривается как жертва плохого воспитания, тот, кто нуждается в экстенсивной терапии, нацеленной на раскрытие и пе­рестройку структуры личности. И всякий раз, когда клиент, судя по всему, не может изменить своего от­ношения к настоящему, специалисты считают, что он еще не освободился от своих внутренних ограничите­лей. Отсюда делается вывод, что необходимо продол­жать углубленную терапию.

Поскольку динамическая модель рассматривает проблемы как симптомы скрытых болезней, ее еще часто называют «медицинской» моделью понимания людей. Так же, как медики лечат пациентов, страда-


92


Как понимать людей


Каким образом люди могут измениться?


93


 


ющих от физических заболеваний, так и консультан­ты предлагают лечить пациентов, страдающих от пси­хологических заболеваний. Лечение главным образом представляет из себя поиск скрытых корней пробле­мы. Консультанты, являющиеся сторонниками дан­ной модели, полагают, что, обнаружив эти корни, они помогут пациенту обрести свободу в решении его про­блем в настоящем.

Нравственная модель — это такой взгляд на людей, который во многом противоречит динамиче­ской модели. Сторонники этого взгляда обеспокоены тем, что любой отход от проблемы поведения в насто­ящем может служить оправданием безответственно­сти: «Если я настолько подавлен, что не могу даже постричь газон во дворе, я ничего не могу с этим по­делать. У меня есть проблемы, засевшие настолько глубоко, что стали неизлечимыми».

Для консультанта, следующего нравственной моде­ли, люди не столько растерянны, сколько упрямы. Суть всего, что мы делаем, кроется не в структуре динами­ческих процессов — она в нашем волеизъявлении. И прежде всего сами люди ответственны за то, что они делают. Поэтому при хорошей консультации надо обра­щать особое внимание на некоторые признаки поведе­ния. И в какой степени произошло улучшение, зависит от перемен в поведении, а лечение заключается в опре­делении безответственного поведения и помощи в его устранении. Значительная часть консультации при нравственной модели заключается в устранении оправ­даний дальнейшей безответственности.

В консультации, проводимой в рамках нравствен­ной модели, важную роль играют домашние задания. Указания регулярно читать Библию и молиться, гово­рить комплименты супругу или привести в порядок финансовые дела семьи рассматриваются как важные инструменты в процессе помощи людям решить их проблемы. Умышленно или нет (в разных случаях по-разному), но здесь мало внимания уделяется моти­вам, которые в самом поведении не видны, за исклю­чением только тех случаев, когда надо подчеркнуть, что правильные мотивы отражаются в правильном по­ведении.


Модель взаимоотношений имеет дело как с дина­мической, так и с нравственной категориями. В соот­ветствии с ней эмоциональное расстройство вызвано не глубокими динамическими процессами, которые необходимо раскрыть, не безответственным поведени­ем личности, которое необходимо изобличить. Глав­ный корень проблемы — неудовлетворенная потреб­ность во взаимоотношениях.

Для консультантов, которые придерживаются этой модели, самым важным является не то, что люди об­ладают очень сложной психологией или что они мо­рально безответственны, а то, что они созданы, чтобы любить и быть любимыми. Человек создан для того, чтобы общаться с другими людьми. Постепенно у нас возникает тоска по общению. В глубине души мы жаждем близости и активного участия в жизни дру­гих людей.

Человеческие проблемы при таком рассмотрении лучше всего воспринимаются как безуспешные по­пытки справиться со страхом и натянутостью во вза­имоотношениях. Если мы отвечаем друг другу с насто­роженностью и замкнутостью, то наши шансы обрести близкие отношения, которых мы так желаем, сводят­ся к минимуму. Результатом этого становится одино­чество, которое усиливает наше стремление защитить­ся от той боли, которой мы боимся. И так люди втя­гиваются в порочный круг боли и ухода от остального мира, еще большей боли и еще большего ухода от ос­тального мира.

Консультанты — сторонники данной модели пыта­ются дать возможность своим клиентам вступить во взаимоотношения, направленные на то, чтобы (1) ис­ключить одиночество посредством активных взаимо­действий по крайней мере с одним человеком и (2) со­здать условия, при которых клиент перестанет насто­роженно относиться к остальным людям.

Такие ценности, как открытость, смелость, уверен­ность — это те ценности, на которые делают ударение консультанты, действующие в рамках модели взаимо­отношений. Людям необходимо честно задуматься над тем, как они чувствуют себя в общении с другими людьми, и проявить смелость, чтобы быть самими


 


 


 


94


Как понимать людей


Каким образом люди могут измениться?



 


собой. Они должны оставить свои попытки манипуля­ций, направленных на то, чтобы завоевать чье-то рас­положение или избежать негативной реакции, и пред­ставить себя другим без притворства и ухода в себя.

Схема 5.1 кратко излагает главную суть каждой модели.

Большинство подходов к консультации отражает суть хотя бы одной из этих моделей. Некоторые под­ходы очень схожи с ними (ноутетическая консульта­ция во многом следует принципам нравственной моде­ли; классический психоанализ — очевидная динами­ческая модель), но другие разновидности уже не так просто сопоставить.

Поведенческая терапия, например, представляет из себя любопытную смесь динамической и нравствен­ной моделей, поскольку ее суть состоит в том, что люди являются жертвами плохого окружения, следо­вательно, необходимо менять поведение, а не внутрен­нюю структуру. Гештальт-терапия и ее производная, первичная терапия, — смесь динамической терапии и терапии взаимоотношений.

Я думаю, что не стоит затрачивать слишком много сил на определение каждого подхода в свете этих трех моделей. Однако я убежден, что те идеи, которые имеют непосредственное отношение к каждой модели, являются основными для выработки взглядов на людей, и потому заслуживают того, чтобы о них заду­маться.


Те предположения, которые мы принимаем, ложат­ся в основу наших действий при работе с людьми. На­пример, консультанты, следующие динамической мо­дели, вряд ли посоветуют людям менять свое поведе­ние. А консультанты, следующие нравственной моде­ли, каждый раз дают свои советы в директивной форме.

Сторонники нравственной модели практически не утруждают себя выяснением прошлого консультируе­мого, зато сторонники динамической модели скажут, что без таких исследований нельзя будет по-настояще­му помочь.

Сторонников модели взаимоотношений меньше всего интересуют вопросы зависимости, сторонники динамической модели немало внимания уделяют трансферу и установке профессиональной дистанции. Если в модели взаимоотношений главное — это отно­шения между консультантом и клиентом, которые рассматриваются в качестве основного инструмента перемен, то в нравственной модели основной упор де­лается на указания как на инструмент консультации.

Различия между этими моделями существенные. И поскольку они уводят нас в разные направления, важно тщательно и взвешенно решить, каким прин­ципам нам следовать. Эти модели не могут быть пра­вильными во всем.

Если существует какой-то стандарт, по которому можно соизмерять все мысли о людях, их проблемах и методах решения этих проблем, то каждую точку зре­ния нужно принимать в свете этого стандарта. Уже придя к выводу о том, что Библия является авторитет­ным и исчерпывающим стандартом, мы можем ставить вопрос (если только мы отталкиваемся от Библии) — «какая модель приемлема для консультации?».

Должны ли библейские консультанты глубоко всматриваться в личность, как к тому призывают сто­ронники динамической теории, или же консультант должен себя ограничить в такого рода исследованиях, предоставив это Святому Духу?

Должны ли библейские консультанты главное вни­мание уделять изменению поведения человека, ис­пользуя при этом молитву, чтение Библии и посеще-


96


Как понимать людей


 


ние церковных служений как меры, необходимые для этого? Или же Библия выражает более сложные осо­бенности людей, чем те, которые рассматриваются при использовании нравственной модели?

Должны ли библейские консультанты истолковы­вать нашу ответственность любить друг друга как выбор в пользу модели взаимоотношений во время консультации, или же существует какая-то возмож­ность для более глубокого самонаблюдения и более сильного сопоставления?

Какая модель является библейской? Может быть, их несколько? Две? Смесь всех трех? Или же совер­шенно другая модель? Об этом мы поговорим в следу­ющей главе. И начнем мы следующую главу с вопроса «кто мы?».


Глава 6


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал