![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Три основные модели
Когда консультируемый говорит нам, что он подавлен, наша первая задача как консультантов состоит в том, чтобы определить, кроется ли причина этой проблемы в каких-то физических факторах. Не будем здесь говорить о том, каким образом это выясняется, давайте предположим, что мы уже определили, что эта депрессия не носит чисто медицинского характера. И что дальше? Отвечая на вопрос о возможной связи между депрессией и какими-то событиями в жизни, консультируемый утверждает, что никакого очевидного толчка к депрессии у него не было: никто из родных в последнее время не умирал; здоровье в порядке; отношения в семье, судя по всему, нормальные; никаких крупных кризисов не было; работой и заработной платой удовлетворен. Очень часто не удается обнаружить видимых причин проблемы. И даже в тех случаях, когда такая причина вроде бы обнаружилась, она вовсе не проясняет саму ситуацию, а лишь делает ее еще более запутанной. Поскольку люди пребывают в растерянности, консультантам приходится следовать в направлении, которое обусловлено не столько показаниями консультируемого, сколько той теории, которой они придерживаются. Консультанты действуют в соответствии со своими представлениями о том, как люди поступают в той или иной ситуации, почему появляются проблемы и как их можно решить. Охватывая вопросы самым широким образом, консультанты руководствуются одной из трех основных моделей. Дело в том, что большую часть подходов к пониманию людей можно сгруппировать в три категории: динамическая модель, нравственная модель и модель взаимоотношений. Согласно динамической модели, люди подвластны внутренним процессам (их часто называют личностной динамикой), о которых они, как правило, не подозревают. Корни этой динамики и источник ее настоящей силы кроятся в прошлом, в детстве этой личности. Психоаналитики говорят о «генетической реконструкции», подразумевая под этим термином свои усилия понять, каким образом события, произошедшие в детстве консультируемого, становятся источником чувств и взглядов этого человека сегодня. Может быть, нелюбящая и властная мать не оказывала ребенку элементарного внимания, а слабовольный и разочарованный отец не смог ничего изменить в семье, как не смог стать в семье главным. Теоретиков данной модели, скорее всего, заинтересует, развилась ли у ребенка (1) предрасположенность к ненависти или страху по отношению к сильным и волевым женщинам и (2) взгляду на самого себя (благодаря характеру его отца) как на слабую личность, которая способна существовать в этом мире только посредством податливости и уступок. Эти динамические процессы (ненависть-страх по отношению к определенного рода женщинам и низкая самооценка) являются результатом нанесенного в детстве вреда и находятся за рамками настоящих проблем, а поэтому нуждаются в воспроизведении. Когда в жизни такого человека происходят разочарования, он реагирует на них в соответствии с диктатом этих неосознаваемых предрасположенностей, вероятно, уклоняясь от общения с женщинами, но по-прежнему рассчитывая на то, что придет кто-то очень сильный и все изменит к лучшему. В сознании многих консультантов, использующих динамическую модель, такой набор внутренних психологических процессов рассматривается как болезнь, которую необходимо лечить. Клиент рассматривается как жертва плохого воспитания, тот, кто нуждается в экстенсивной терапии, нацеленной на раскрытие и перестройку структуры личности. И всякий раз, когда клиент, судя по всему, не может изменить своего отношения к настоящему, специалисты считают, что он еще не освободился от своих внутренних ограничителей. Отсюда делается вывод, что необходимо продолжать углубленную терапию. Поскольку динамическая модель рассматривает проблемы как симптомы скрытых болезней, ее еще часто называют «медицинской» моделью понимания людей. Так же, как медики лечат пациентов, страда- 92 Как понимать людей Каким образом люди могут измениться? 93
ющих от физических заболеваний, так и консультанты предлагают лечить пациентов, страдающих от психологических заболеваний. Лечение главным образом представляет из себя поиск скрытых корней проблемы. Консультанты, являющиеся сторонниками данной модели, полагают, что, обнаружив эти корни, они помогут пациенту обрести свободу в решении его проблем в настоящем. Нравственная модель — это такой взгляд на людей, который во многом противоречит динамической модели. Сторонники этого взгляда обеспокоены тем, что любой отход от проблемы поведения в настоящем может служить оправданием безответственности: «Если я настолько подавлен, что не могу даже постричь газон во дворе, я ничего не могу с этим поделать. У меня есть проблемы, засевшие настолько глубоко, что стали неизлечимыми». Для консультанта, следующего нравственной модели, люди не столько растерянны, сколько упрямы. Суть всего, что мы делаем, кроется не в структуре динамических процессов — она в нашем волеизъявлении. И прежде всего сами люди ответственны за то, что они делают. Поэтому при хорошей консультации надо обращать особое внимание на некоторые признаки поведения. И в какой степени произошло улучшение, зависит от перемен в поведении, а лечение заключается в определении безответственного поведения и помощи в его устранении. Значительная часть консультации при нравственной модели заключается в устранении оправданий дальнейшей безответственности. В консультации, проводимой в рамках нравственной модели, важную роль играют домашние задания. Указания регулярно читать Библию и молиться, говорить комплименты супругу или привести в порядок финансовые дела семьи рассматриваются как важные инструменты в процессе помощи людям решить их проблемы. Умышленно или нет (в разных случаях по-разному), но здесь мало внимания уделяется мотивам, которые в самом поведении не видны, за исключением только тех случаев, когда надо подчеркнуть, что правильные мотивы отражаются в правильном поведении. Модель взаимоотношений имеет дело как с динамической, так и с нравственной категориями. В соответствии с ней эмоциональное расстройство вызвано не глубокими динамическими процессами, которые необходимо раскрыть, не безответственным поведением личности, которое необходимо изобличить. Главный корень проблемы — неудовлетворенная потребность во взаимоотношениях. Для консультантов, которые придерживаются этой модели, самым важным является не то, что люди обладают очень сложной психологией или что они морально безответственны, а то, что они созданы, чтобы любить и быть любимыми. Человек создан для того, чтобы общаться с другими людьми. Постепенно у нас возникает тоска по общению. В глубине души мы жаждем близости и активного участия в жизни других людей. Человеческие проблемы при таком рассмотрении лучше всего воспринимаются как безуспешные попытки справиться со страхом и натянутостью во взаимоотношениях. Если мы отвечаем друг другу с настороженностью и замкнутостью, то наши шансы обрести близкие отношения, которых мы так желаем, сводятся к минимуму. Результатом этого становится одиночество, которое усиливает наше стремление защититься от той боли, которой мы боимся. И так люди втягиваются в порочный круг боли и ухода от остального мира, еще большей боли и еще большего ухода от остального мира. Консультанты — сторонники данной модели пытаются дать возможность своим клиентам вступить во взаимоотношения, направленные на то, чтобы (1) исключить одиночество посредством активных взаимодействий по крайней мере с одним человеком и (2) создать условия, при которых клиент перестанет настороженно относиться к остальным людям. Такие ценности, как открытость, смелость, уверенность — это те ценности, на которые делают ударение консультанты, действующие в рамках модели взаимоотношений. Людям необходимо честно задуматься над тем, как они чувствуют себя в общении с другими людьми, и проявить смелость, чтобы быть самими
94 Как понимать людей Каким образом люди могут измениться?
собой. Они должны оставить свои попытки манипуляций, направленных на то, чтобы завоевать чье-то расположение или избежать негативной реакции, и представить себя другим без притворства и ухода в себя. Схема 5.1 кратко излагает главную суть каждой модели. Большинство подходов к консультации отражает суть хотя бы одной из этих моделей. Некоторые подходы очень схожи с ними (ноутетическая консультация во многом следует принципам нравственной модели; классический психоанализ — очевидная динамическая модель), но другие разновидности уже не так просто сопоставить. Поведенческая терапия, например, представляет из себя любопытную смесь динамической и нравственной моделей, поскольку ее суть состоит в том, что люди являются жертвами плохого окружения, следовательно, необходимо менять поведение, а не внутреннюю структуру. Гештальт-терапия и ее производная, первичная терапия, — смесь динамической терапии и терапии взаимоотношений. Я думаю, что не стоит затрачивать слишком много сил на определение каждого подхода в свете этих трех моделей. Однако я убежден, что те идеи, которые имеют непосредственное отношение к каждой модели, являются основными для выработки взглядов на людей, и потому заслуживают того, чтобы о них задуматься. Те предположения, которые мы принимаем, ложатся в основу наших действий при работе с людьми. Например, консультанты, следующие динамической модели, вряд ли посоветуют людям менять свое поведение. А консультанты, следующие нравственной модели, каждый раз дают свои советы в директивной форме. Сторонники нравственной модели практически не утруждают себя выяснением прошлого консультируемого, зато сторонники динамической модели скажут, что без таких исследований нельзя будет по-настоящему помочь. Сторонников модели взаимоотношений меньше всего интересуют вопросы зависимости, сторонники динамической модели немало внимания уделяют трансферу и установке профессиональной дистанции. Если в модели взаимоотношений главное — это отношения между консультантом и клиентом, которые рассматриваются в качестве основного инструмента перемен, то в нравственной модели основной упор делается на указания как на инструмент консультации. Различия между этими моделями существенные. И поскольку они уводят нас в разные направления, важно тщательно и взвешенно решить, каким принципам нам следовать. Эти модели не могут быть правильными во всем. Если существует какой-то стандарт, по которому можно соизмерять все мысли о людях, их проблемах и методах решения этих проблем, то каждую точку зрения нужно принимать в свете этого стандарта. Уже придя к выводу о том, что Библия является авторитетным и исчерпывающим стандартом, мы можем ставить вопрос (если только мы отталкиваемся от Библии) — «какая модель приемлема для консультации?». Должны ли библейские консультанты глубоко всматриваться в личность, как к тому призывают сторонники динамической теории, или же консультант должен себя ограничить в такого рода исследованиях, предоставив это Святому Духу? Должны ли библейские консультанты главное внимание уделять изменению поведения человека, используя при этом молитву, чтение Библии и посеще- 96 Как понимать людей
ние церковных служений как меры, необходимые для этого? Или же Библия выражает более сложные особенности людей, чем те, которые рассматриваются при использовании нравственной модели? Должны ли библейские консультанты истолковывать нашу ответственность любить друг друга как выбор в пользу модели взаимоотношений во время консультации, или же существует какая-то возможность для более глубокого самонаблюдения и более сильного сопоставления? Какая модель является библейской? Может быть, их несколько? Две? Смесь всех трех? Или же совершенно другая модель? Об этом мы поговорим в следующей главе. И начнем мы следующую главу с вопроса «кто мы?». Глава 6
|