![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Люди несут в себе образ Бога!
Недавно я провел время в коридорах факультета психологии одного из ведущих американских университетов. Одно очень большое помещение там было занято книгами по изучению человеческой природы. В буквальном смысле в тысячах томов излагались самые разные и подчас противоречивые идеи мыслителей, поставивших перед собой вопрос «кто я?». Помню, какое глубокое чувство беспомощности овладело мной, когда я листал эти страницы. Знает ли кто-нибудь ответ на этот вопрос? Можно ли ответить на этот вопрос с исчерпывающей определенностью, или же нам следует отнести самих себя к продукту чистого предположения? Могу ли я вообще знать, кто я такой на самом деле, кто моя жена, кто мои дети, кто мои клиенты? Но не стоит уходить от таких вопросов, как слишком философских, и потом настаивать на возврате к чисто практическим делам. Вопрос о том, кто мы такие — необычайно важный вопрос и в конечном счете чисто практический. При каждой попытке помочь людям жить ответственной, продуктивной и ра- 4 Л. Крабб
Как понимать людей достной жизнью неизбежно встает именно этот вопрос. Когда консультант помогает клиенту высвободить задавленные эмоции, он имеет дело с человеческой природой, что лишний раз подтверждает идею о пользе эмоциональных самовыражений. Когда другой консультант в попытках освободить клиента от депрессии стремится заменить негативные познания позитивными, он принимает теорию о том, что сознательные умственные процессы, находящиеся под нашим непосредственным контролем, главным образом влияют на наши поступки. Теоретическая консультация всегда начинается с набора самых общих идей о человеческой природе. И эти идеи выполняют две функции: они представляют нам пределы, в которых мы можем развивать некую модель консультации, а также служат катализатором для хода наших мыслей в определенном направлении. Поэтому, прежде чем мы начнем выстраивать свою модель консультации, необходимо досконально разобраться в том, как мы понимаем человеческую природу. Начиная задавать вопросы о своей природе, мы входим в такую область рассуждений, в которой интуиция, рациональное мышление и эмпирическое наблюдение сразу же показывают свою неадекватность. И пока тот, кто знает все ответы, не передаст нам что-то из своих знаний, мы так и будем плыть в разных направлениях, не определив четкого курса и не пристав к какому-то берегу. Без откровения мы обречены остаться в той самой неопределенности, из-за которой тысячи книг не могут достичь даже самого широкого согласия по вопросу о человеческой природе. Нам нужно откровение. И добрая весть состоит в том, что Бог дает нам ответ на этот вопрос. Когда структурой моего мышления становится откровение Библии, то, думая о людях, я выдвигаю два предположения. Эти предположения выполняют функции как границ, так и катализаторов. Во-первых, я предполагаю, что люди подобны Богу. Библия ясно утверждает, что мы созданы по образу Божию. И независимо от того, что вообще может под Люди несут в себе образ Бога! 99 этим подразумеваться, здесь кроется главная идея о том, что в значительной степени мы похожи на Бога. Во-вторых, я предполагаю, что произошло нечто ужасное, что сильно навредило этой схожести. То, что живет внутри нас и в этом мире, — не такое, какое оно должно быть. Когда Адам согрешил, он сильно изменился сам и изменил всех своих потомков, поэтому мы теперь действуем далеко не так, как должны были действовать с самого начала. Мы подобны самолету со сломанными крыльями, который, вместо того чтобы лететь высоко в воздухе, неуклюже катится по дороге. Образ человека оказался искаженным до какого-то гротеска. Он не был утрачен полностью — он только оказался сильно извращенным. Когда я пытаюсь понять людей, я рассуждаю следующим образом: люди — это падшие носители образа Божьего. Я принимаю это в качестве постулата, потому что об этом говорит Библия. В первой главе книги Бытие о Боге говорится без предварительного вступления. Просто: «В начале сотворил Бог...» (стих 1). В той же самой главе человек появляется как особое творение, чья особенность зависит от того, что он носит образ Божий. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1: 26-27). И поскольку человек носит образ Божий, он способен поддерживать отношения с Богом: «И благословил их Бог, и сказал им Бог...» (Бытие 1: 28). В третьей главе книги Бытие говорится о трагическом грехопадении человека. Отношения с Богом были нарушены, а образ изуродован. С четвертой главы книги Бытие до конца всей Библии человек рассматривается как падший носитель образа, отличительными чертами которого являются благородство (образ) и развращенность (грехопадение). И если наше понимание людей должно быть адекватным, нам необходимо принимать во внимание красоту нашего благородства и ужас нашей постыдной 100 Как понимать людей Люди несут в себе образ Бога.' 101
развращенности одновременно^ Библейская модель консультации должна брать образ Божий и грехопадение человека в качестве начального момента, как это показано в схеме 6.1.
|