Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наши жаждущие души
Писание — это множество отдельных нитей, которые из беспорядочных красок образуют один красивый гобелен. Такие нити, как «священство», «жертва» и «трон Давида», формируют интересное и полезное изучение. На мой взгляд, существует одна нить, которая заслуживает гораздо большего внимания, чем ей на самом деле уделяется. И нить эта — концепция «жажды». Авторы книг Библии снова и снова высказывают идею о том, что люди жаждут. Рассмотрим лишь некоторые из многих отрывков, главной темой которых является жажда души. «Κ έ ι κ лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псалом 41: 2) 124 Как понимать людей Люди являются личностями 125
Слово желает предполагает глубокое стремление к чему-то такому, чего хочет человеческая душа, что можно сравнить по силе с жаждой животных к воде в период продолжительной засухи. Ясная мысль состоит в том, что люди стремятся к Жизни, богато насыщенной, которая далеко не ограничивается одним только выживанием. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте......вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. ...послушайте, и жива будет душа ваша...» (Исайя 55: 1-3) В коротком восклицании ^Жаждущие! * чувствуется печаль, огорчение от того, что люди не идут к колодцу. Обратите внимание, что призыв прийти к колодцу обусловлен знанием призывающего, что люди жаждут. Следует помнить также, что жажда никогда не может доставить радости. Мы наслаждаемся именно тогда, когда пьем (и предвкушаем этот процесс). Поэтому необходимо говорить о том, к чему мы стремимся, но это еще не всегда усиливает наше желание быть ближе к Господу. Когда голодный мальчик улавливает аромат свежеиспеченного яблочного пирога, у него пропадает интерес к игре во дворе, и он направляется к дому. Обратите внимание также на то, что в последнем отрывке пророк Исайя призывает людей избегать всего, что не приносит им удовлетворения, что не несет людям настоящей радости. На первый взгляд может показаться, что это противоречит десяткам призывов Библии ставить интересы других выше своих собственных интересов. Писание действительно говорит, что все мы стремимся получить удовлетворение, но при этом нигде нет даже намека на упрек до поводу этих наших желаний. Мы должны сказать ясно: нет ничего плохого в том, что в глубине души мы хотим радоваться. Стремление к счастью не делает нас эгоистами. И отвергать себя еще не значит, что нам должно быть все равно, счастливы мы или нет, или что мы каким-то образом должны благородно подняться над своими собственными интересами. Эгоизм, высокое самомнение и самооправдание имеют свои корни, но это связано не с ожиданиями нашей души, а, скорее, с высокомерным решением действовать независимо от Бога. В Книге пророка Иеремии (2: 13) мы видим, что пророк обличает людей не за их жажду, а за их надменность, которая отразилась в том, что они рыли себе колодцы. «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанна 6: 35). Вовсе не обличая нас за голод и жажду как за проявления эгоизма, Господь смотрит на эти качества, как на вескую причину, чтобы прийти к Нему. Как мы видим в Иоанна 7: 37-38, Он призывает нас оставить все другие пути, которые сулят радость, и обратиться к Нему, чтобы получить все то, чего жаждут наши сердца. Все ложные пути к радости, нужно отметить, имеют одну общую черту: они представляют такие стратегии жизни, которые мы в той или иной мере можем контролировать. Они не требуют от нас стать абсолютно независимыми. Божье учение последовательно: полная зависимость — путь к удовлетворению. Позвольте мне обобщить некоторые мысли. В каждом падшем носителе Божьего образа есть «пустая сердцевина», которая ощущается как глубоко личная жажда, стремление к тому, чего мы сами, своими силами удовлетворить в себе не можем. Поэтому нам надо спросить себя, чего именно мы жаждем. Жажда чего? Если не нашедшие удовлетворения люди ищут облегчения от жажды и если Христос хочет освободить нас, чтобы мы жили для Него, удовлетворив эту жажду, то естественно задать вопрос, чего именно мы так сильно хотим. Однако Писание, судя по всему, об этом не говорит. Павел не пишет поместной церкви ничего из того, что прояснило бы смысл того, что имел в виду Господь, когда призывал жаждущих людей прийти к Нему. Нигде нет определения жажды. И что нам теперь делать? 126 Как понимать людей Люди являются личностями 127
Ответ зависит от нашего подхода к Писанию. Если мы ограничиваемся только теми вопросами, на которые можно найти прямой ответ в Библии, нам следует забыть о жажде и перейти к другим темам. Если же мы рассматриваем Писание как неадекватное средство для ответа на некоторые правомерные вопросы, тогда нам надо вообще закрыть Библию и продолжать дальше ломать голову по поводу природы нашей жажды. В таком случае мы будем полагаться на (1) данные, которые мы можем собрать в результате внешнего наблюдения, и на (2) наш ясный ум в сочетании с творческим мышлением и интуицией, которые помогают нам понять то, что мы наблюдаем. Результатом всего этого будет разумный, но в то нее время совершенно неопределенный набор заключений по поводу такого странного, но вполне реального явления, которое мы называем жаждой. Но есть и другой путь. Если мы посмотрим на Библию как на исчерпывающую структуру размышления обо всех важных вопросах, касающихся людей, то нам придется долго и упорно думать о природе нашей жажды, познавая, что подразумевается под тем, что мы читаем в Библии, оставаясь при этом в тех границах, которые предоставляет нам Писание. В соответствии с таким подходом (о котором мы уже говорили в главах четвертой и пятой) позвольте мне кратко изложить ответ Библии на вопрос «чего мы жаждем?». Сначала я хочу обобщить мои мысли, чтобы показать, куда я иду, а затем поговорить о моем аргументе более подробно. Поскольку Бог по самой Своей природе — существо, стремящееся к взаимоотношениям (в Божестве существуют три личности, которые способны взаимодействовать), человек* созданный по образу Божьему, также существо, стремящееся к взаимоотношениям. Мы созданы для взаимоотношений с Богом и с другими людьми. Отсюда следует, что по сути своей мы стремимся к тому, для чего мы созданы. Мы стремимся к взаимоотношениям. Конечно, Бог — не просто существо, стремящееся к взаимоотношениям. Он еще и целеустремленное существо, безошибочно идущее к намеченной конечной цели. История имеет направление. Она представляет из себя движение к тому концу, который приготовил Бог. И хотя грех исказил первоначальный замысел всего того, что должно действовать в этом мире, Бог стремится все восстановить в том порядке, который был задуман Им первоначально. Мы созданы для того, чтобы быть частью Божьего замысла, а во Христе мы обрели возможность вернуться к Богу, чтобы участвовать в возрождении этого мира. Мы были созданы способными идти в определенном направлении, чтобы вместе с Богом исполнять Его замысел. Мы не какие-то бесчувственные частицы хаотической системы, которая заставляет нас плыть по течению. Поэтому по сути своей, я полагаю, мы жаждем быть частицей вечного плана, чтобы иметь возможность менять наш мир. Мы стремимся к импульсу. Взаимоотношения и импульс — вот естественная жажда человеческой души. Христиане стремятся слушаться Бога, потому что послушайие является непременным условием для крепких взаимоотношений. Мы стремимся служить другим людям. Мы чувствуем доброту и смысл, когда совершаем служение. Служение удовлетворяет наше стремление к имцульсу. Взаимоотношения и импульс являются стремлениями, которые запечатлены в наших сердцах, что подводит нас к вопросу о зависимости. Бог, являясь независимым, достаточен в Самом Себе и для взаимоотношений, и для импульса. Однако мы, люди, нуждаемся в источнике, который мы не можем ни генерировать, ни контролировать, чтобы обретать взаимоотношения любви и те ценности, которые необходимы для осмысленной цели. Когда Адам согрешил, само понимание зависимости претерпело ужасные изменения. До грехопадения Адам жил в совершенных отношениях с Богом, на Которого он всецело полагался. Если бы какой-нибудь ангел остановился возле сада в вечернее время и спросил: «Адам, ты стремишься к взаимоотношениям и импульсу?», то, я думаю, что Адам растерялся бы и ответил: «Я не понимаю, о чем ты говоришь. У меня есть Бог. Чего мне еще желать?». 128 Как понимать людей Люди являются личностями 129
Но именно в тот момент, когда Бог отвернулся от Адама вследствие его греха, все то, что было в Адаме и позволяло ему радоваться Богу, внезапно исчезло. Сердцевина оказалась пустой. В глубине своей души Адам стремился к той полноте, которую он потерял, — но от того, что его разум оказался замутненным, он искал эту полноту везде, только не в Боге. До грехопадения Адам был совершенно зависимым и в то же время полным существом — и поэтому удовлетворенным. После грехопадения он осознал факт своей зависимости, почувствовав свою неполноту без Бога. Он был пуст. Поэтому стремление к взаимоотношению и импульсу само по себе и не является грехом, но его невозможно было бы почувствовать, если бы грех не нарушил взаимоотношения с Богом. Все потомки Адама борются с мрачным напоминанием о нашей зависимости, сердцевиной, которая пуста из-за того, что мы отделены от Бога. Падший человек жаждет. Мы жаждем тепла истинной любви и настоящего смысла в нашей жизни. И чем больше мы ощущаем реальность наших стремлений, тем больше мы понимаем нашу зависимость, осознаем, насколько мы далеки от Бога, от радости близкого общения с Богом. А теперь давайте более подробно рассмотрим природу наших стремлений. Наше стремление к взаимоотношениям Начнем с того, что Бог триедин: три личности, один Бог. Это, разумеется, таинство, но этому ясно учит Библия: в самой природе Бога существует взаимоотношение. Бог — это личностное существо, которое существует вечно во взаимоотношении среди личностей: у Него есть Свое собственное сообщество. Когда Бог захотел создать существо, отличное от ангелов, Он решил наделить Свое новое творение способностью отвечать на Его любовь, вступая в отношения как с Ним, так и с другими существами. Бог сотворил человека для общения с Ним и с другими людьми. Человек по природе своей — существо, стремящееся к взаимоотношениям. Подобно тому, как ребенок кричит, когда просит молока, которое поддерживает его физическую жизнь, люди в отчаянии ищут таких взаимоотношений, которые делают личность здоровой. Остановимся на минутку. Вполне возможно, и, к сожалению, так часто и происходит, что человек чувствует проблему и не осознает своих стремлений даже во время разговоров о них. Куда проще говорить о наших стремлениях, чем переживать их на самом деле. Но пользы от этого никакой. Сама природа наших стремлений требует, чтобы мы их чувствовали и правильно понимали. Никакое академическое определение не может передать ту страсть, с которой мы стремимся к заботе о ближнем. Я призываю читателя открыться для восприятия непосредственных ощущений глубины и силы этого желания. Вспомните о тех днях, когда дорогие вам люди обижали вас. Подумайте, какую обиду вы испытывали в такие минуты. Спросите себя, что бы вы хотели услышать от этих людей или какие их действия вы хотели бы увидеть. Как бы вы почувствовали себя, если бы ваш отец нежно сказал вам: «Я люблю тебя», а не отвернулся от вас? Или что бы вы почувствовали, если бы ваша мать одобрила ваши действия, а не раскритиковала их? Лучший способ осознать свои стремления состоит в том, чтобы вспомнить самые сильные разочарования, которые вам довелось испытать в отношениях с дорогими вам людьми, а затем подумать, что можно было бы сделать в этих обстоятельствах для того, чтобы вы почувствовали радость. Попробую облечь это сокровенное стремление к взаимоотношениям в простое определение: каждый из нас страстно желает, чтобы кто-то увидел нас такими, какие мы есть во всей своей красе, и тем не менее принял нас. Поскольку никакой другой человек не может видеть нас полностью, навязчивые сомнения застилают даже самые прекрасные отношения: «а что они подумают обо мне, если узнают, что...?». Мысль о том, что кто-то по-прежнему может относиться к нам с самыми теплыми чувствами, несмотря на все наши недостатки, кажется непоследовательной — и все же мы стремимся к этому. Мы стремимся поддерживать отношения с тем, у кого достаточно сил быть постоянным, с тем, чья любовь не испорчена ни- 5 Л. Крабб 130 Как понимать людей Люди являются личностями 131
какими корыстными интересами, с тем, кто искренне желает нас. Будучи носителями Божьего образа, мы стремимся! к взаимоотношениям. Как падшие носители Божьего 1 образа мы в поисках взаимоотношений отворачиваем-! ся от Бога. И неудивительно, что Бог называет нае безумцами! Испытывая жажду, проходить мимо фонтана, из которого бьет чистая, холодная вода, и идти к сломанному фонтану, в котором едва течет грязная вода, — это безумие. Всякий раз, когда мы будем отворачиваться от Бога и стремиться удовлетворить при этом свои самые глубокие стремления к взаимоотношениям, нас неизбежно будет ждать разочарование. Вне всякого сомнения! Никакие даже самые лучшие родители в мире и никакой даже самый любящий супруг не могут дать мне то, чего я жажду: чистой и неослабевающей любви. Когда мы зависим от других, мы неизбежно требуем, чтобы они отвечали нам так, как мы этого хотим. Ц Когда же они этого не делают, мы чувствуем обиду и злость. Мы начинаем маневрировать в наших отношениях, чтобы обезопасить себя от дополнительных обид, продолжая добиваться от других того, чего нам хочется. Это приводит к отчужденности и холодным отношениям, что является неизбежным продуктом манипулирования во взаимоотношениях. И люди, которые созданы для того, чтобы знать радость взаимоотношений, чувствуют только боль отчуждения и одиночества. Как грустно! Стремление к импульсу Я помню, как мне довелось быть на похоронах одного профессора, которого я глубоко уважал. На своих занятиях по философии он призывал меня отказаться от тех убеждений, которые лишь перешли ко мне по наследству, а потом определить, каким убеждениям я могу следовать. Он обладал ясным умом и с вниманием относился к моим попыткам объяснить Евангелие. Насколько я знаю, до самой своей смерти он был неверующим. На похоронах один наш знакомый священнослужитель (которого самого с большими оговорками можно было назвать христианином) отметил, что огромное количество студентов и выпускников, присутствующих на похоронах, — это красноречивое свидетельство благодарности и уважения по отношению к умершему профессору. Служитель напомнил о том импульсе, который мы получили от этого человека, и привел слова, которые тронули меня до глубины души. Он сравнил жизнь профессора с линией следов, оставленных им в нашей жизни. Мы пришли на эти похороны, для того чтобы запомнить эти следы, пока прилив грядущих дней не залил песок и не смыл эти следы навсегда. Когда я слушал эти слова, во мне все стонало. Я помню, как молился про себя о том, чтобы тот служитель, который будет на моих похоронах, сделал еще лучше, чтобы он мог истинно подтвердить, насколько плодотворно прошла моя жизнь. Я жажду смысла, импульса, значимости. Мы все стремимся к чему-то схожему. Может быть, лучше всего это назвать соответствием. Мы хотим знать, что способны делать работу, которую необходимо сделать. Мы хотим оставить в этом мире след, который реально и надолго останется в памяти людей. Это желание импульса мы испытываем по-разному. Осматривая только что покрашенный автомобиль или только что постриженный газон, мы испытываем определенную степень удовлетворения: «Я сделал это. Поскольку я потратил энергию, что-то стало лучше. Я привнес перемены». Но с этим импульсом связана проблема ограниченности. Мысль о том, что только что вымытая посуда скоро ' снова станет грязной, в значительной степени лишает того, кто мыл эту посуду, удовольствия от своего труда. Кратковременный импульс не придает нам особенной радости. Мы хотим такого импульса, который оставляет важный и продолжительный след в жизни. Начиная от тривиального (хорошо постриженный газон) и кончая более важными результатами (деловой успех или гармония в семье), импульсы дают нам 132 Как понимать людей Люди являются личностями 133
разные степени удовлетворения, но они никогда не дают нам удовлетворения достаточного. Позвольте мне определить такую жажду как желание соответствовать серьезной задаче, желание знать, что мы можем не оставаться в стороне от нашего мира и делать то, что несет людям добро и представляет большую ценность. Мы — жаждущие люди. Мы стремимся к взаимоотношениям и импульсу, обладаем теми желаниями, которые может удовлетворить только Бог. Эта концепция обобщена в схеме 7.1. Если придерживаться идеи о том, что пустое пространство стремится к тому, чтобы быть наполненным, то представим себе глубокие ожидания нашей сокровенной сущности в виде круга. Пусть этот круг относится к нашей способности (жажде) к взаимоотношениям и импульсу. «Пустая сердцевина» человеческой личности есть неудовлетворенная жажда человека. Поскольку мы являемся зависимыми существами, наши способности и стремления ощущаются как возможность осуществления, которая ведет нас к источникам, находящимся вне нас самих. Я не самодостаточен. Я не могу сам себя обеспечить взаимоотношениями и импульсом. Поскольку мы падшие существа, наши способности стали отчаянными стремлениями, подгоняемыми чувством страха от того, что мы никогда так и не найдем того удовлетворения, которого желаем. Если бы не было грехопадения, мы бы не знали ничего другого, кроме ненарушенных взаимоотношений с Богом. Мы бы испытывали не пустоту, а полноту, не постоянную боль, а радость, не одиночество, а совершенные взаимоотношения. Но грехопадение и, как результат, пустота внутри нас заставляют нас искать полноты. Мы не можем избежать этих стремлений. Если же мы делаем вид, что их в нас нет, значит, сами того не ведая, попадаем в полную от них зависимость. Каждый из нас в той или иной степени идет по дороге, которая не имеет с Богом ничего общего. Без поддержки Святого Духа никто из нас никогда не будет искать Бога. В отрывке Иеремия 2: 13 мы читаем, как пророк упрекает Божий народ за то, что тот стремится к разбитым сосудам, чтобы удовлетворить жажду, к тем сосудам, которые они сами для себя сделали, но которые не могут держать воду. Ничего из того, что находится под властью человека, никогда не могло принести глубокого удовлетворения. И все равно мы по-прежнему стремимся властвовать над нашей собственной жизнью. И это говорит лишь о нашем безумии. Но это наше безумие сразу не бросается в глаза. Даже дырявые сосуды могут какое-то время держать воду. В удовольствиях греха можно получить временное удовлетворение. Произведя впечатление на друга своим умом или на собрании в церкви своей зрелостью, мы можем испытать некую гордость. Общение с женщиной, которая способна облегчить страдания, приносит куда более приятные чувства, чем общение со сварливой женой. Наши «личные круги» могут в некоторой степени быть наполненными, если определенные обстоятельства оказывают своевременное воздействие. И снова нам поможет понять концепцию полноты простая схема (схема 7.2). Пунктирная окружность определяет тот уровень, на котором люди сознательно наслаждаются чувствами взаимоотношений и импульса. Основа такого наслаждения может быть правомерной (жить в согласии с божественными мотивациями) или неправомерной (пить из рукотворных сосудов, пока оттуда не вытекла вода). 134 Как понимать людей Люди являются личностями 135
Сатана — мастер подлога. Он дает нам неограниченное количество возможностей для неправомерного, но очень убедительного удовлетворения. Пользуясь нашим отчаянным желанием, он ослепляет нас, чтобы мы надолго оставались опустошенными и следовали за ним. Нет более мучительной боли, чем пустой личный круг — мы чувствуем себя опустошенными, никчемными, нелюбимыми, никому не нужными. И мы чувствуем потребность избавиться от такой боли. Сатана нежно взаимодействует с нашими требованиями, предлагая те средства, от которых мы тут же чувствуем облегчение. И когда он ловит нас этим на крючок, мы сразу же ощущаем на себе силу порабощения греха. И жизнь затем становится неким усилием обрести любовь и найти средства для импульса. Ощущение моей собственной полноты затмевает мысль о любящем Боге и о других людях, а также о том, какова цель Бога в моей жизни. Необходимо помнить, что христианская радость всегда приходит в результате следования Христу. Она не возникает на пустом месте. Она никогда не приходит к тем людям, которые требуют удовлетворения на своих собственных условиях. Бог призывает нас испытать полноту, но исключительно на Его условиях. Тот, кто пытается «заполнить свой личный круг», потратит в этих усилиях всю свою жизнь. Тот, кто потратит всю свою жизнь, любой ценой познавая Христа, по- лучит в награду те взаимоотношения и импульс, которых жаждет его душа. Обратите внимание, что размер внутреннего круга определен не самим фактом взаимоотношений и импульса, а тем, как человек ощущает удовлетворение. Если бы нам надо было начертить внутренний круг, отражающий, что происходит на самом деле, то каждый христианин нарисовал бы полный круг личности — мы все любимы и все значимы. Всем нехристианам достался бы пустой круг — никто из них не находится во взаимоотношениях с Богом, и никто не участвует в осуществлении Его плана. Я определяю размер внутреннего круга субъективных восприятий по одной простой причине: христиане могут чувствовать себя ненужными и никчемными даже тогда, когда они принадлежат Богу, или могут чувствовать свою значимость и нужность на неправомерной основе. Подобным образом нехристиане могут чувствовать свою ненужность и никчемность (иногда, понимая свое истинное положение) или же могут ощущать значимость и необходимость по неправомерным причинам, которые совершенно не требуют Бога. В приведенной далее схеме 7.3. даны разные варианты. Случай 1: Христианин может расти в своем понимании Христа и с готовностью следовать той дорогой, по которой его направил Христос. В самой сущности этого христианина независимо от того, радостные или болезненные обстоятельства встают у него на пути, всегда будет жить осознание Божьей любви и предназначения. Случай 2: Христианин может ошибочно стремиться к тем целям, которые, (как он считает, дадут ему ощущение полноты жизни (т.е. уважение, признание, почет). Если он их достигает, то чувствует удовлетворение от осознания своей ценности и значимости на интеллектуальном уровне, но не от общения с Христом". ~ Случай 3: Христианин во 2-м случае может не достичь своих целей. В этом случае, несмотря на то что он любим Богом и ценен в Его глазах, он не чувствует ни того, ни другого. 136 Как понимать людей Люди являются личностями 137
Случай 4: Все нехристиане идут к удовлетворению неправомерным путем. В случае успеха они в какой-то степени и на какое-то время чувствуют себя хорошо. Случай 5: Нехристианин, который не смог достичь тех целей, которые, по его мнению, должны были принести ему счастье, чувствует пустоту, и это не наставляет его на верный путь. Случай 6: Нехристианин, который понимает, что его пустота является неизбежным результатом преследования какой-либо цели без общения с Богом, испытывает правомерную пустоту, поскольку начинает понимать, что пустота будет всегда, если Бог не даст ему вечную жизнь. Необходимо помнить, что размер внутреннего круга внутри личного круга практически ничего не говорит о духовном состоянии личности. Люди могут испытывать правомерные или неправомерные пустоту или полноту. Личный круг описывает два качества: 1. У всех нас есть способность (и стремление) испыты 2. Мы все ощущаем, когда испытываем удовлетворе Чтобы завершить личный круг, необходима еще одна концепция. Люди испытывают глубокие стремления, которые может удовлетворить только Христос, а также менее глубокие, но все же вполне реальные стремления, которые Бог непосредственно удовлетворить не может. Начертите вокруг персонального круга еще два концентрических круга (схема 7.4). Пусть самый большой круг изображает непостоянные стремления, а средний — критические стремления. Внутренний круг — персональный, те самые важнейшие стремления к взаимоотношениям и импульсу, на которые полностью ответить может только Бог. Непостоянные стремления — это желания удобства, комфорта и того, что мы предпочитаем. Мы предпочитаем, чтобы в выходные дни не было дождя, чтобы наш автомобиль не сломался в самый неподходящий момент, чтобы паводок не затопил подвал. Это могут быть правомерные желания, которые мы осо- Как понимать людей Люди являются личностями 1S9
знаем через молитву и о которых помним, принимая меры предосторожности. Но когда наше счастье зависит от удовлетворения наших непостоянных стремлений, мы не можем удовлетворить более глубокие желания души. Критические стремления подразумевают правомерные надежды на глубокие человеческие взаимоотношения и на видимые результаты в нашем мире. Мы хотим видеть, как неспасенные родственники приходят ко Христу, больные родственники вновь выздоравливают, непослушные дети становятся послушными, безответный(ая) супруг(а) не жалеет себя ради счастья любимого человека, усилия служителя вознаграждаются благословением. Эти стремления для нас важны, и это правильно. Если они остаются неудовлетворенными, это влечет серьезные последствия: мы чувствуем обиду, сердимся. Но и здесь, если наша радость покоится только на удовлетворении этих вполне реальных стремлений, мы не познаем жизнь с Богом. Важнейшие стремления — глубокая жажда нашей сокровенной сущности. Ошибочно думать, что то, что удовлетворяет наши непостоянные или критические стремления, всегда может удовлетворить сокровенные стремления нашего сердца. Наполнить нашу сокровенную сущность радостью может только Христос. Осознание этих стремлений не может утолить боль неудовлетворенных желаний; но оно приводит нас ко Христу, и мы становимся от Него зависимыми, несмотря ни на какие Обстоятельства. Из тех концепций, о которых мы говорили в этой главе, можно вывести несколько заключений. 1. Бог побуждает людей вступать во взаимоотноше 2. Человек в своем чистом сознании призван стре Бога. И то, что он не стремится к Богу, говорит о безумии человечества. 3. Все то, к чему мы обращаемся в поисках удовлет 4. Удовлетворение, которое люди находят в ложных ·- / ' f
|