![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема, связанная с отрицанием
Я должен быть осторожен в определении терминов, которыми пользуюсь, поскольку я считаю, что существуют и положительные формы отрицания. Выборочное^ отрицание — временный отход от стресса в целях 116 Как понимать людей Люди являются личностями 117
восстановления прежнего нормального состояния — необходимо и желательно. Я вовсе не выступаю против отпусков или небольших перерывов в процессе ухода за больными родственниками или воспитания чрезмерно активных детей, или проявления гостеприимства по отношению к одиноким друзьям. Нам всем время от времени нужен отдых от обязанностей, требующих большой затраты энергии. Когда речь идет об отрицании, то прежде всего имеется в виду идея о том, что зрелость приходит тогда, когда мы не задумываемся о себе слишком глубоко. Таким образом, призыв Христа отвергнуть себя воспринимается так, что нам не следует тратить больших усилий, пытаясь понять, что происходит внутри нас. Если мы пребываем в депрессии, нам не нужно в соответствии с этой идеей задумываться, какие мотивы или чувства приводят к этому. Мы просто должны читать Божье Слово, давать приемлемые обещания и делать то, что мы должны делать. Размышления о самом себе рассматриваются как нездоровый и бесперспективный взгляд на самого себя, поэтому считаются противоречащими Библии. И чтобы достичь зрелости в том понимании, какое представлено в данном рассуждении, мы должны отрицать многое из того, что есть внутри каждого из нас. Такая форма отрицания неверна по крайней мере по двум причинам: (1) она поддерживает идею о том, что для разрешения проблемы ее надо обойти, а не идти через нее, поэтому Бог благословляет прикрытие проблемы, а не ее решение; (2) Библия ясно утверждает, что Бог наделил нас способностью познавать самые глубокие уголки нашей души. «Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притчи 20: 27). Бог хочет, чтобы мы исследовали самих себя таким образом, чтобы истина могла залечь в нас прочно и глубоко. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость» (Псалом 50: 8).* ' Следует помнить, что эти слова сказал человек, -отрицавший свой И хотя наши сердца обманчивы и для нас непознаваемы, Бог все ясно видит. Он дает нам всякое знание, которое мы должны получать через (1) Его Слово, (2) Его Дух и (3) Его народ (Иеремия 17: 9-10; Евреям 4: 12-13; Евреям 3: 13). Поэтому, если мы добровольно и смиренно предстанем перед Богом с мыслью «испытай меня» (Псалом 138: 23), мы вправе ожидать, что нам станут известны те сокрытые от нас истины, которые не дают нам расти. Однако при таких исследованиях мы рискуем столкнуться с определенной опасностью. Это может привести к потере душевного равновесия. Мы можем также настолько сильно втянуться в самоизучение, что начнем смотреть на себя как на объект исследования, а не как на носителя образа Божьего, который должен слушаться Бога. В результате истина о нас самих, которая призвана убеждать, на самом деле может оказаться не более чем интригующей и увлекающей. Глубокое самоисследование способно ослабить понимание нашей греховности (в противоположность тому, что самоисследование призвано делать на самом деле) и стать опорой для ложных стремлений. И вместо того, чтобы обнажить перед нами едва уловимый грех, постоянное самоисследование может привести к ощущению первостепенной важности самого себя, замаскированному под священное стремление быть ближе к Господу.
В качестве предостережения против таких негативных последствий исследования своей личности мы должны помнить, что главная суть святости — это ощущение первостепенной важности других людей, преданная любовь к Богу и любовь к другим людям, которая побуждает нас самоотверженно заботиться о них. Божественное самоисследование должно носить характер" открытый и прямой. И хотя оно может вести нас через периоды внутренней боли и самоотречения от остального мира, в этом процессе должна быть готовность использовать все, что человек познает в результате этого процесса, чтобы становиться все более 118 Как понимать людей Люди являются личностями 119
похожим на Господа и решительнее противостоять тому, что является злом. Самонаблюдение может стать средством избегать ответственности, а не брать ее на себя. Если этот процесс будет напоминать нам не столько о красоте Спасителя, сколько о нашей порочности, он может породить в нас мрачный и циничный негативизм. И это плохо. Призывать людей честно взглянуть на себя и забыть об отрицании, чтобы преодолеть проблемы, — дело рискованное. Есть опасность, с которой надо считаться и к которой надо внимательнее присмотреться. Но (и это очень важное «но») отрицание также имеет свои опасные стороны. Требование, чтобы мы отвернулись от саиих себя и смотрели только на Иисуса, зачастую также отражает желание наслаждаться утешением, которое дает только отрицание. Конечно, утешение есть во Христе. Но это утешение никогда на связано с притворством. Павел знал утешение во Христе в разгар самых настоящих страданий, в разгар как внутренней борьбы, так и внешних преследований. Его радость была основана не на отрицании. Чтобы взирать на Иисуса, не требуется отрицать реальность того, что может происходить в нас и вокруг нас. Не требуется для этого и принижать отрицательные черты реальности. Когда на евреев в пустыне напали змеи, это произошло потому, что в первую очередь они смотрели на самих себя. Вот почему для спасения им надо было смотреть на медного змея (Числа 21: 4-9). Признавая свое отчаянное положение, мы стремимся отвернуться от себя и признать свою зависимость от Иисуса. Хорошо, когда мы знаем, кто мы такие. Вероятно, я могу обобщить свои соображения одной фразой: весь смысл самоисследования состоит в том, чтобы научиться зависимости. Пока мы думаем о своих проблемах в целом, наше естественное стремление к независимости остается сильным. Такова природа падших людей. Но когда перед лицом всего того, с чем мы просто не можем справиться, в нас растет чувство беспомощности, наше чувство самоуверенности заметно слабеет. Становится привлекательным именно чувство зависимости. Библейская консультация стремится раскрыть в человеке то, что было глубоко скрыщо, еще и для того, чтобы воспитать в нем чувство зависимости. Поэтому для настоящего духовного роста необходимо иметь дело с тем, что мы склонны отрицать. Носители Божьего образа зависимы. Падшие носители образа Божьего не признают своей зависимости/ Мы думаем, что можем сделать свою жизнь осмысленной без вмешательства в нее Бога. Мы не можем этого сделать. Однако мы думаем, что можем. Вот почему Бог называет этот мир «безумием» (1 Коринфянам 1: 20): мы верим в то, что неверно, неразумно, нереально и абсурдно. Чтобы выполнить великую задачу по преодолению последствий грехопадения, необходимо, чтобы мы осознали свою зависимость. Изучая самих себя, мы можем судить о том, ясно ли мы понимаем происходящее благодаря осознанию своей зависимости. Чем точнее мы видим самих себя, тем в большей степени мы осознаем свою зависимость. Но именно это может стать причиной нашего стремления избегать проблем. Признание зависимости возбуждает в нас страх абсолютной беззащитности, полной бесконтрольности в той мере, в какой мы подвластны Богу. Когда мы заглядываем в самих себя, мы должны быть готовыми почувствовать и сопротивление, и растерянность, потому что мы имеем дело с такими сторонами жизни, которым нам трудно смотреть в глаза, которые приносят боль и обличают. Вероятно, нам не позавидуешь, если мы будем думать о самом сокровенном в самих себе; безопаснее быть студентом, размышляющим о гипотезах, чем личностью, имеющей дело со своей собственной реальностью. Но, стремясь познать Бога настолько глубоко, насколько это только возможно, и веря в то, что Писание является нашим путеводителем, мы сможем взглянуть на себя таким образом, что полюбим Господа еще глубже, чем когда-либо ранее, а также разделим эту любовь с другими людьми. В нашем самоисследовании я всецело полагаюсь на две концепции Библии, которые имеют отношение к тому, о чем мы здесь говорим: (1) концепцию чрева и (2) идею о глубочайшей жажде нашей души. 120 Как понимать людей Люди являются личностями
Чрево В Евангелии от Иоанна 7: 37-38 Иисус призвал всех жаждущих прийти к Нему. Он обещал тем, кто придет к Нему, дать главную часть Жизни — неповторимую, глубоко содержательную, вечную и доступную только в Нем. «...кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Эта жизнь, как сказал Христос, проникнет в самое наше существо. Где-то в центре человеческой личности есть нечто такое, что наш Господь назвал «чревом», глубинной сущностью в нас, из которой потекут реки воды живой. То слово, которое в данном отрывке использовал Иисус (греческое слово koilia, которое в некоторых случаях переводится как «живот»), в буквальном смысле означает открытое пространство или полость. Это может относиться к желудку, как в отрывке Матфея 12: 40, где говорится, что Иона находился в желудке рыбы три дня и три ночи. Но то же самое слово можно использовать в качестве метафоры, означающей пустое, свободное пространство, которое можно и нужно заполнить. У каждого из нас есть то, что я люблю называть «пустая сердцевина» нашей личности, центральная часть, которая пуста, но которую просто необходимо заполнить. И когда наша «пустая сердцевина» заполняется, мы испытываем глубокое чувство удовлетворения, радость, которую невозможно выразить словами. В нас проникает вера в то, что жизнь имеет смысл, что мы нужны людям, что то, что мы делаем, — важно. Но когда эта «сердцевина» остается пустой (или когда мы чувствуем пустоту), наши души разрываются от невыносимой боли, одиночества, от которых необходимо избавиться, болезненного чувства безысходности, которое наполняет нас злостью, цинизмом и растерянностью. На такую боль Господь отвечает прямо, обещая нам сделать то, на что никакой психолог не способен. Иисус дает нам то глубокое и нескончаемое удовлет- ворение, которое подкрепляет нашу индивидуальность, но в то же время освобождает нас от ощущения первостепенной важности самих себя. Христос дает Жизнь, «наполненную сердцевину». Грустно и даже трагично, что так много верующих людей воспевают хвалу, фальшивя при этом, чтобы убедить себя и других, что у них все хорошо. На самом деле в наших христианских собраниях и в сердцах верующих почти не видно реальной жизни. Два других отрывка проливают свет на «пустую сердцевину» и на то, как мы поступаем. В Послании к римлянам (16: 18) Павел говорит о людях, которые являются рабами, но не Христа, а своего чрева (koilia). В Послании к филиппийцам (3: 19) Павел предупреждает о врагах креста, чьим богом является желудок, или чрево, — опять используется то же самое слово. На первый взгляд эта величина нашей личности является той сущностью, с которой надо считаться. Либо это то место, которое Бог наполняет живой и богатой жизнью, либо оно становится чудовищной силой, безжалостно властвующей над тем, куда мы идем в нашей жизни. Когда мы отворачиваемся от призыва Христа прийти к Нему, мы в конечном счете теряем цель в жизни и не можем ее найти. Природа, будь то физическая или личностная, не терпит пустоты. Внутренняя пустота становится реальной силой, которая заставляет людей, когда они пытаются найти себя, чем-то жертвовать, порой даже своей индивидуальностью. Поиск индивидуальности реален. Носители Божьего образа призваны быть яркими индивидуальностями как счастливые личности, принадлежащие Богу. Однако падшие носители Божьего образа совершенно неразумны: мы ищем полноты где угодно, но только не там, где ее можно найти. Никто не ищет Бога. Мы все пьем из разбитых сосудов, которые не могут держать воды (Иеремия 2: 13). Результатом этого становится жизнь, посвященная исключительно служению самому себе; человек следует всему тому, что лишает его надежды и полноты. Люди в конечном счете делают только одно — движутся в определенном направлении. Их поведение ни-
122 Как понимать людей Люди являются личностями
когда не бывает статическим — оно всегда динамическое; поведение — это всегда процесс движения. Мы все идем тем путем, какой, по нашему представлению, даст нам то, чего мы хотим. Чтобы глубоко понимать людей, необходимо, чтобы мы понимали следующее: — любое поведение является направлением к из — без полноты Христа, наполняющей наше чрево, Та модель консультации, которая не может иметь дело с «пустой сердцевиной», по которой мы не способны осознать пустоту в себе и которая не указывает нам христианский (и только христианский) путь к полноте, не является библейской. Можно избавить человека от симптомов тяжелого состояния, его чувства могут стать более приятными, можно испытывать ложные ощущения внешнего благополучия, но если при этом реальное состояние «пустой сердцевины» остается неизменным, этот консультируемый продолжает быть рабом своих собственных ожиданий удовлетворения. Мы должны бороться с самим корнем проблемы, настоящей причиной всех неорганически обусловленных стрессов, которые испытывает человек: устойчивым стремлением оставаться независимым от Бога и при этом продолжать строить свою жизнь. Библейская консультация обращает внимание в первую очередь на надменное отрицание зависимости. Она показывает человеку всю правду о его полной зависимости от Бога, разрушая иллюзию независимости, что само по себе является болезненным, но абсолютно необходимым процессом, если только нужно достичь истинной зрелости. Мысль об отказе от собственного пути, ведущего к удовлетворению наших собственных желаний, может оказаться пугающей. Ведь при этом мы начинаем понимать, что, если никто другой не войдет в нашу жизнь, она станет абсолютно пустой. И падший человек предпочтет сам распоряжаться своей судьбой, хотя на самом деле он не может
этого делать, но только не верить в «неопределенность» верного и доброго Бога. Те эмоциональные проблемы, которые мы как люди испытываем, имеют моральные истоки. И хотя в большинстве случаев они не являются непосредственным результатом какого-то конкретного, осознанного и добровольного греха, их основу можно раскрыть в решимости всю жизнь (и часто неосознанно) полагаться на наши собственные маневры с целью защититься от болезненных ощущений «пустой сердцевины». И пока мы не сорвем ту пелену, которая скрывает нравственный корень наших трудностей, мы не сможем подобраться к настоящим проблемам, которые заставляют людей страдать. * * * В той мере, в какой мы познакомились с понятием «пустой сердцевины», наше стремление наполнить ее подвигнет нас либо покорно зависеть от Христа, либо высокомерно положиться на свои собственные источники для выполнения этой задачи. Следующий вопрос вполне очевиден: «А к чему именно мы стремимся?». Что представляет из себя пустота «пустой сердцевины»? И чем ее можно заполнить? Ответ заключен в моей второй концепции — жажде, которая сокрыта в наших душах.
|