![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каким образом люди могут действительно измениться?
Люди сталкиваются с проблемами. По стандартам формалистского христианства, которое больше обеспокоено тем, как люди выглядят, чем проблемами глубоких взаимоотношений, все не так уж и плохо. В каждой церкви есть свои морально подавленные женщины, неверные мужья, безответственная молодежь, но в большинстве своем верующие ведут себя вполне пристойно. Но если заговорить о том, насколько страстную любовь эти верующие испытывают к Богу, как искренне служат они другим людям, нам предстанет куда худшая картина. Взаимоотношения по таким стандартам окажутся уже не такими хорошими. И это касается не только людей, страдающих от непонятного чувства беспокойства или извращенных половых побуждений, — это касается всех нас. Если мы хотим знать, как жить самим и научить жить других той жизнью, какой необходимо жить человеку, нам надо ответить на три жизненно важных вопроса: Кто мы? Почему у нас возникает множество проблем? Как решить эти проблемы? 86 Как понимать людей Каким образом люди могут измениться? 87
Нам необходимо развить некую модель понимания людей, проблем и решения этих проблем, которая была бы достаточно широка для того, чтобы ее можно было приложить ко многим ситуациям, и достаточно практична, чтобы ее можно было приложить к ситуациям особым образом. Выделим в этой связи три позиции. Во-первых, люди. Если отбросить различия, то что делает нас схожими? Что нас объединяет и делает нас людьми? В чем колдун африканского племени схож с добродушной белокурой бабушкой из американской провинции? Что общего между юппи и горными племенами? Каким принципам следуют люди, принимая решения? Что нами движет? Откуда исходят эмоции? Существуют ли такие понятия, как бессознательные мотивы и мысли, или же эти понятия не более чем ловкие и приносящее хорошие дивиденды плоды воображения психолога? Мы должны знать, кто мы такие и как мы действуем. Во-вторых, проблемы. Не нужно быть проницательным, чтобы понять, что с людьми происходит что-то не то. В машине человечества произошло замыкание. Некоторые люди впадают в депрессию, когда друзья поступают с ними грубо, другие, судя по всему, явно равнодушны к массовой вражде между людьми. Многие из нас ведут безуспешную войну против побуждений есть больше, чем следует. Некоторые показывают образец строгой самодисциплины. Все больше и больше молодых женщин превращают разумный самоконтроль в навязчивую идею худеть посредством голодания, что нередко заканчивается потерей здоровья и даже смертью. Браки, как правило, начинаются выражением самых нежных и долгожданных чувств. Примерно половина браков заканчивается разводом (в большинстве случаев из-за того, что люди не получают того, чего ожидали). Сексуальные расстройства часто остаются неразрешенными и приводят к эмоциональным и физическим отклонениям. Неудовлетворенные желания порой настолько сильно требуют выхода, что люди готовы ради нескольких минут мнимого удовольствия пожертвовать семьей и карьерой. Церкви, которые с энтузиазмом призывают к единству, иногда разделяются на два лагеря, что заканчивается холодной войной, горячей войной или расколом. Есть церкви, в которых дарит настоящее единство, но которое стоит огромных усилий. Когда мы слышим о том, что чей-то ребенок оказался в беде, то можем заметить наряду с искренней озабоченностью и чувство самодовольного удовлетворения. В другое время или с другими друзьями мы чувствуем в себе способность поплакать вместе с теми, кто обижен. Что с нами происходит? Взаимодействуя с другими людьми, мы проявляем не очень хорошие качества. Но почему? В чем корень наших проблем? Это уже другой вопрос. В-третьих, решение проблем. Необходимо бороться с искушением забегать в конец увлекательной книги. Ловкие заключения детектива ничего не стоят без предварительного понимания той ситуации, которую он выясняет. Тот же самый принцип применим и здесь: адекватная оценка решения зависит от адекватного понимания людей и их проблем. Разрешение проблемы Голгофы, например, можно оценить только после того, как мы поймем проблему греха. Если мы не возьмемся за тяжелую и временами скучную работу по выяснению того, кто мы такие и почему мы так враждуем, наши усилия помочь людям окажутся поверхностными, а в перспективе и вовсе напрасными. Одна из проблем, которую мы принимаем во внимание, состоит в том, что большинство из нас не имеет представления о теории перемен. Каким образом нетерпеливый родитель вырабатывает терпение в работе со своими раздражительными детьми? Каким образом запуганный молодожен становится уверенным в себе и любящим мужем? Каким образом женщина, чувствующая сексуальное влечение к другой женщине, становится нормальной женщиной в полном смысле этого слова? Многие из нас, в том числе и консультанты и пасторы, этого не знают. Мы знаем, что люди должны меняться, что христиане должны расти во Христе, и мы верим, что они 88 Как понимать людей Каким образом люди могут измениться? 89
могут это делать. Если не считать нескольких основных идей о послушании, молитве и чтении Слова, мы не понимаем, каким образом происходят сами перемены, что именно побуждает человека меняться. Слишком часто мы скрываем наше нежелание заниматься этими вопросами пространными дискуссиями о богословии, методах христианского образования или структуре церкви. Но чего явно недостает в большинстве этих дискуссий — так это последовательной модели перемен. На следующем служении попросите членов вашей церкви высказать свои взгляды на то, каким образом люди меняются, и попросите их привести конкретные примеры того, как происходили перемены в их собственной жизни за последний год. Спросите конкретно, что именно стало причиной их перемен. Вероятнее всего, вы услышите пространные речи о Божьей силе и силе Его Слова, и эти речи вам мало что дадут. И действительно у нас нет ясной идеи о решении людских проблем, которую мы могли бы превратить в особую стратегию помощи людям. На мой взгляд, наша неспособность ясно выразить модель перемен прямо связана с нашим смутным представлением о людях и их проблемах. Мы не сможем помочь кому-нибудь преодолеть депрессию, пока не поймем, почему вообще существует депрессия. Прежде чем уверенно идти в каком-то направлении, мы должны более или менее ясно представлять, что происходит в самих людях. Консультанты часто избегают неясностей, вызванных искренними вопросами, и придерживаются удобных теорий, которые, как им по крайней мере кажется, отвечают на некоторые вопросы. Здесь возникает искушение игнорировать те немногие факты, способные подорвать обоснованность наших суждений и, подобно д-ру Ватсону, поздравить себя с теорией, которая потом будет опровергнута. Оптимальный путь здесь — это более болезненный путь (им шел Шерлок Холмс), оставляющий в сомнении до тех пор, пока каждый факт, даже самый незначительный, не получит своего объяснения. Люди, проблемы и решения проблем: нам нужна модель, некий достаточно гибкий метод рассуждения над проблемами, чтобы можно было иметь дело со всеми данными, и достаточно конкретный метод, чтобы с его помощью мы могли эти проблемы решать. И когда я обозревал то пространство, которое надо охватить, мне показались важными по меньшей мере пять замечаний: 1. К пониманию людей существует множество различ 2. Относительно определенного субъекта каждый из 3. Какого бы взгляда мы ни придерживались, он 4. Не все подходы могут оказаться правильными. Мно 5. Если творцом всей жизни является Создатель как Один исследователь сказал, что в современном мире психологии существует свыше двухсот моделей понимания людей.* При таком огромном выборе любая попытка упрощения и деления на категории неизбежно нанесет ущерб всестороннему характеру. Но, вероятно, преимущества процесса классификации стоят того. Если мы сможем выстроить многочисленные подходы в соответствии с несколькими общими темами, то у нас появится хорошая база для оценки возможностей и выработки своего собственного пути к своим собственным рассуждениям. И всегда — повторю ту концепцию, о которой шла речь в первой части книги, — критерием оценки ценности любой идеи о людях, проблемах или решении проблем должно быть содержание Писания. * Joseph F. Rychlak. Introduction to Personality and Psychotherapy. 2nd ed. Boston: Houghton Mifflin, 1981. Как понимать людей Каким образом люди могут измениться?
|