![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зависимые существа: люди являются личностями
Глубокое исследование того, что происходит внутри каждого из нас, может стать увлекательным приключением, но может и напугать. Чтобы решить текущие проблемы и восстановить чувство уверенности в себе, гораздо удобнее исследовать самих себя в определенных пределах. Когда что-то происходит не так, и это требует определенного решения, большинство из нас испытывает некоторое напряжение. Иногда проблема оказывается настолько большой или настолько необычной, что вызывает страх или даже ужас. Необъяснимые чувства депрессии, повторяющиеся приступы беспокойства, которые, как кажется, появляются ниоткуда, или побуждения сделать что-то необычное или аморальное, которым трудно противостоять, не могут не настораживать. «Что со мной происходит? Неужели я схожу с ума?» — такие вопросы задают растерянные люди, и в большинстве случаев каждый из нас хотя бы раз в жизни также ставил перед собой такие вопросы. Всякий раз, когда возникают проблемы, наше чувство ответственности заставляет нас предпринимать какие-то попытки эти проблемы решить. Когда натя-
нутость в семейных отношениях перерастает в открытую ссору, или когда мы так сильно сердимся на своих коллег, что не хотим ни с кем общаться, мы, как правило, что-то делаем, чтобы решить проблему. Мы либо молимся, либо стараемся обсудить все трудности с заинтересованными людьми, или же поступаем так, как считаем нужным. Но, поскольку упрямство победить непросто, мы склонны избегать глубоких исследований внутри самих себя, лишая себя возможности понять, насколько мы сами виноваты в создании своих проблем. Почему так происходит? Почему мы, как правило, хотим решить проблему, но при этом не хотим понять корень проблем? Мы интуитивно подозреваем, что гораздо болезненнее столкнуться напрямую с сутью проблемы, чем продолжать терпеть проявления этой проблемы. Почему мы ограничиваем себя лишь тем уровнем понимания (независимо от того, правильное оно или нет), которое дает нам иллюзию того, что мы хоть что-то делаем с проблемой, но в то же время совершенно не заглядываем в самые глубокие уголки своей души? Позвольте мне проиллюстрировать то, о чем я здесь говорю. Во время второй нашей встречи по семейным проблемам один супруг средних лет сказал мне: «Думаю, что сейчас мы с женой восстановили нормальные отношения. В прошлый раз вы были правы, когда отметили, насколько и я, и она замкнуты в себе. Вы нас заставили задуматься, и с тех пор мы достигли определенного прогресса, став более открытыми друг к другу. Спасибо вам за то, что указали нам правильное направление. Думаю, что теперь дела пойдут лучше». Я повернулся к его жене и спросил, разделяет ли она его оптимизм. «Надеюсь, что да, — ответила она. — Но есть некоторые вещи, о которых я просто не могла бы ему сказать, — я бы побоялась». Ее муж уставился на нее, не веря услышанному. Другой человек — пастор — хотел поговорить о своей дочери подросткового возраста, которая незадолго до того впала в состояние депрессии. Она 112 Как понимать людей Люди являются личностями 113
также стала заводить «нежелательных» друзей и перестала интересоваться духовными истинами. Отец говорил мне: «Думаю, что на самом деле проблема кроется в том, что она слишком приметна. У нее низкая самооценка, вероятно, потому, что она выше ростом многих других девочек ее возраста, — и она принимает это близко к сердцу. Наверное, из-за этого она с особым беспокойством думает о том, сможет ли прижиться в коллективе. Мы хотим проконтролировать ее знакомства, а также привлечь ее к активной работе в молодежной группе нашей церкви. Она говорит, что ей не нравится наш новый молодежный пастор, но я думаю, что это связано с ее нынешним негативным отношением к Господу. И я хотел бы, чтобы вы проанализировали ситуацию и предложили какие-нибудь дополнительные шаги, которые могли бы быть полезными». Я высказал предположение о том, что нужно более внимательно посмотреть на взаимоотношения в семье (в том числе и на отношения между мужем и женой), поскольку напряженность одного члена семьи часто сказывается и на трудностях в отношениях среди остальных членов этой семьи. Пастор наотрез отказался, его жена (которая во время нашего первого пятнадцатиминутного разговора ничего не сказала) отвернулась, а наш разговор подошел к концу, потому что пастор вдруг вспомнил, что ему надо идти. Когда я все же поинтересовался, испытывают ли они неудобства в связи с перспективой рассмотрения их семейной жизни, они оба заулыбались, сказали, что нет, и заторопились к выходу. Большинство из нас просто не хочет до конца рассмотреть самих себя и честно признаться в том, что они при этом видят. На вопрос о том, надменны ли мы, или замкнуты, или злопамятны, или пугливы, или сдержанны, мы реагируем почти с рефлекторным неприятием. Мы сразу начинаем чувствовать себя неудобно, когда кто-то вмешивается в благостную общественную болтовню, предлагая открытый разговор о том, насколько мы откровенны перед людьми. Нам даже трудно выразить словами те теплые чувства, ко- торые исходят из глубины наших сердец, и еще труднее ответить на те чувства, которые выражают другие. Почему? Всем известно, что человеческая личность богата и притягательна. Как творения, созданные по образу Божьему, мы знаем, что в нас есть не только набор реакций на внешние поощрения. Мы не какие-то нравственно нейтральные машины, которые действуют согласно предсказуемым законам природы. Сломанную машину может починить техник, который способен разобраться в руководстве по ремонту. Нет никакого смысла глубоко вникать в суть того, почему холодильник не охлаждает. Надо только выяснить, как он работает, найти неисправность и устранить ее. Но люди устроены совершенно не так. Мы вовсе не безличностные части некоего установленного порядка. Чтобы понять людей и «починить» их, когда они «сломаны», мы должны понять, что они думают и чувствуют. Мы должны изучать такие сложные темы, как мотивы, подходы, результаты ранних влияний на поступки взрослого человека. И если мы хотим понимать людей, нам просто необходимо заняться именно тем, что сильнее всего нам сопротивляется. Хотя мне нередко доводилось слышать разговоры типа: «Все, что вы, консультанты, хотите сделать — это провести психоанализ каждого человека. Пусть лучше люди проводят больше времени за чтением Божьего Слова и не замыкаются в себе». Как-то профессор христианского колледжа довольно эмоционально высказался перед студентами, изучавшими вопросы консультации: «Я не вижу никакой необходимости в консультации в церкви. Если люди будут делать только то, что говорит Библия, в их жизни все будет нормально». Конечно, тогда действительно все будет нормально. Но помочь людям делать это всем сердцем, всей душою и всем разумением — задача непростая. Этому профессору не понять, что консультация — это не более чем часть ученичества (она не заменяет послушание исследованием собственной личности). Но, кроме того, он еще и отражает общее сопротивление 114 Как понимать людей Люди являются личностями 115
исследованиям человека, которое превалирует jb наших христианских церквах. Почему же глубокое исследование самих себя не является естественной частью христианского роста? Почему люди избегают этого и даже возмущаются этим как излишним вниманием к себе? Думаю, что причина этого проста — страх. Мы боимся неизвестного, мы боимся потерять контроль, мы боимся испортить ту обстановку, в которой удобно себя чувствуем, мы боимся узнать неприятную истину о самих себе, мы боимся той растерянности, которая лишает нас определенности в наших решениях. Многие люди, получив от консультанта конкретные рекомендации, чувствуют, как им страшно начать их осуществлять. Вот типичные рассуждения по этому поводу: «Я боялась как следует разобраться в самой себе. Я боялась найти в себе нечто такое, с чем мне потом будет просто не справиться». Многие из нас живут с чувством непонятного страха от того, что в нас что-то происходит, и если с этим встретиться лицом к лицу, то оно лишит нас того комфорта, которым мы наслаждаемся. Подход здесь, видимо, таков: «Какими бы ни были события вокруг нас, хорошими или плохими, все могло бы быть и хуже, поэтому живи себе спокойно. Довольствуйся лишь тем, что видишь на поверхности этой жизни». Подумайте о многих сторонах жизни, которых мы сознательно не замечаем. Возможно, причина этого — поверхностность отношений, которая, как мы надеялись, вполне нас удовлетворит. Иногда именно болезненная пустота лишает жизнь красок и оставляет нас в такой глухой серости, в которой не видно просвета. Возможно, корни этого — в нашем истинном чувстве по отношению к нашим детям: разочарование от того, что дочь не очень привлекательна, — более неприметна, чем другая, яркая девочка, способная стать душой любого коллектива; или недовольство по поводу того, что сын не стал таким, каким мы хотели бы его видеть. И мы не решаемся войти в темное место, чувствуем вину и страх за наших детей. В других случаях мы не хотим воспринимать того, что у наших родных и близких складывается о нас не самое лестное впечатление. Иногда побуждение сделать что-то ужасное, например, нанести обиду нашему ребенку или убежать, начинает закипать внутри нас, но мы делаем вид, что ничего не произошло. Человеческая личность — это резервуар, содержащий самые невероятные чувства и идеи. Но во многих кругах, особенно в христианских, принято относиться к этому примерно так: «Не замечай этого, выбрось это из головы, думай только о Христе, чтобы не осталось и помыслов о самоисследовании». И когда люди следуют такому совету, они обретают мир, подобный миру страуса, зарывшего голову в песок. Всякий, зарывший голову в песок, может общаться лишь с чувством ложной удовлетворенности. Но такой мир не имеет ничего общего с Божьим миром. Божий мир не вредит нашим сердцам и нашему уму, когда мы сталкиваемся с самой настоящей правдой, касающейся нас и окружающего нас мира. Я убежден, что большая часть того, что мы воспринимаем как духовную зрелость, является хрупкой корректировкой той жизни, которая построена на фундаменте отрицания. Многие люди ничего не хотят менять в жизни, потому что не хотят признать и принять ту реальность, которая может их разочаровать, особенно если это касается их самих. (То, что в реальности происходит внутри человека, отрицать гораздо легче, чем то, что в реальности происходит вокруг нас.) Разумно ли это для того, чтобы управлять своей жизнью? Является ли такой способ обретения удовлетворения библейским? Хорошо ли отрицать? Имел ли в виду Павел, что мы должны многое отрицать, когда призывал нас помышлять только о прекрасном (Филиппийцам 4: 8)? Или же отрицать плохо? Прежде чем глубоко заглянуть в человеческую личность, необходимо рассмотреть именно эти вопросы.
|