Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Люди обладают способностью думать
Консультанты должны понимать, что клиенты, которым они стараются помочь, несут в себе Божий образ. Никакой другой факт не является более важным и необходимым для правильного понимания людей. В предыдущей главе я развил идею о том, что носители Божьего образа являются существами, созданными для взаимоотношений в том виде, каким является и сам Бог. Бог состоит из трех личностей, которые находятся в непрерывном взаимоотношении друг с другом, а Сам Бог находится во взаимоотношениях со Своим творением. Мы были созданы способными получать глубокое удовлетворение от Его любви и отвечать на Его любовь любовью к Нему и к другим людям. Я также предположил, что Бог, как личность, еще и целеустремленное существо. Следовательно, Он разрабатывает план и следует ему. Подобно Ему, мы также являемся целеустремленными существами, которые ради достижения своих целей вырабатывают определенные стратегии. 142 Как понимать людей Люди обладают способностью думать 143
В этом смысле мы похожи на Бога. Он является личностью (целеустремленной и стремящейся к взаимоотношениям), и мы тоже. Но необходимо помнить, что мы отличаемся от Него в самом главном. Он — всемогущее, абсолютно самодостаточное и независимое существо; мы — ограниченны и зависимы от Бога во всем, что необходимо для поддержания жизни как физической, так и духовной. Мы просто не обладаем необходимыми источниками или способностью брать эти источники где-то еще, чтобы вступать во взаимоотношения любви или выполнять многозначительные планы. Мы абсолютно зависимы. Мы зависим от кого-то.вне нас самих, который дает нам любовь и смысл жизни. И поскольку мы созданы для того, чем сами не обладаем (взаимоотношения и импульс), наша природа стремится к той жизни, для которой мы предназначены. Поэтому мы стремимся к любви и цели в жизни. Когда консультант беседует со своим клиентом, он должен знать, что имеет дело с носителем Божьего образа, личностью, которая не может по-настоящему быть живой и счастливой, если не знает Бога и не участвует в осуществлении Божьих планов. Каждая «личная проблема* (никакая жизненная проблема не связана напрямую с какими-то органическими нарушениями) имеет свои изначальные корни — отсутствие взаимоотношений с Богом и приоритеты, отличные от Бога. Если это так, то консультация должна быть направлена прежде всего на восстановление нарушен- ных взаимоотношений с Богом, для чего человека надо привести к такому покаянию, которое в свою очередь ведет к радости общения с Богом и решимости служить Ему. Но в большинстве случаев теории консультации предлагают такие перемены, в которых вообще не затрагиваются вопросы 'покаяния и послушания." А те немногие теории, которые имеют дело с такими сторонами, сводят покаяние к решению совмещать поведение человека со стандартами Библии. Редко какие подходы к консультации предлагают глубокое покаяние, которое имеет прямое отношение к невидимым и превратным ценностям обманчивого сердца. Сторонники гештальт-терашш, первичной терапии и многие другие считают, что реальные перемены в человеке происходят тогда, когда он в полной мере переживают внутри себя боль. «Самовосприятие», «депрессия» и «реконтекстуализированное воспоминание» рассматриваются в качестве методов терапии. Психодинамическая терапия определяет проблему как отрицание конфликта, который надо в полной мере осознать и через который надо пройти, смотря фактам в лицо, а не убегать от составляющих этого конфликта. Путь к переменам лежит «внутри», и сами перемены происходят в момент, когда защита достигает такой точки, после которой человек освобождается от неконтролируемых эффектов отвергнутого конфликта. Сторонники экзистенциальной психологии считают, что необходимо что-то понимать и улавливать уже в настоящий момент. Ключ к решению проблемы — «осознание». Для мирского человека это может быть осознание того, что происходит между двумя людьми во время их взаимодействия. Для христианина это может быть осознание реальности Христа либо через переживание «второго благословения», либо когда до человека вдруг доходит, что значит «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе». Другая группа специалистов, призванная помогать людям, рассматривает в качестве пути к переменам новый образ мышления. Сторонники «позитивного мышления», «мышления о возможностях», «позитивного ментального подхода», «библейского склада ума» и «самоутверждения» утверждают, что для роста личности главным является контроль над мышлением. Главная идея так называемого движения «Новая Эра» состоит в том, что мы все подобны Богу, поэтому можем менять мир, имея к этому желание, твердо веря в себя и смело идя вперед и осуществляя свои мечты. При таком подходе грех не рассматривается в качестве важной проблемы или же вообще сводится к недостатку веры в самого себя. Дорогой же к миру, 144 Как понимать людей Люди обладают способностью думать 145
радости и процветанию считается использование потенциала человека в качестве божественных сил. Ни один из этих подходов не рассматривает покаяние в качестве главного аспекта в процессе перемен. Однако есть такие подходы, которые говорят о грехе как о корне всех человеческих проблем и находятся очень близко к выделению вопросов покаяния и послушания в качестве главных. Но очень часто сторонники этих взглядов считают грех не более чем плохим поведением. Покаяние рассматривается всего лишь как решение изменить поведение, а послушание становится желанием совершать хорошие поступки. Такие усилия похвальны и необходимы, но они не имеют ничего общего с решением глубоких проблем злого и обманчивого сердца. При этих подходах можно претендовать на определенные успехи, порой даже просто впечатляющие. Они могут заставить человека измениться. Однако здесь встает вопрос: какого рода перемены возникают при таком подходе? Освобождения от симптомов, чувства счастья, улучшения отношений в семье или же более развитого чувства ответственности можно достичь с помощью различных стратегий консультации, но достойны ли такие перемены носителя Божьего образа, который создан для взаимоотношений и импульса? " Библейская консультация, как я полагаю, должна формировать человека для особых перемен в нем. Освобождение от депрессии, чувство счастья, хорошие отношения в семье и поведение, соответствующее требованиям Библии, могут быть теми переменами, которые достойны носителя Божьего образа, но они не определяют самого носителя. Носители Божьего образа должны меняться так, чтобы у них возникала более глубокая радость в Господе и более сострадательное и активное участие в жизни других людей. Радость в Боге и активная помощь другим людям словом, сочувствием, дружбой — вот в чем состоят перемены! Если нам надо понять сложность и трудность перемен, мы должны понимать и конечный результат этого процесса. Позвольте мне кратко описать, как выглядят изменившиеся и продолжающие меняться носители Божьего образа. После этого мы уже можем задавать вопросы о процессах, которые ведут к таким переменам, и судить об эффекте этих перемен.
|