![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образы и убеждения
Чтобы понять, что имел в виду Павел, когда говорил, что мы должны «преобразоваться обновлением ума нашего», мы сначала должны определить, что
156 Как понимать людей Люди обладают способностью думать 157
именно в нашем уме необходимо обновить. Что конкретно происходит в человеческом сознании? На первый взгляд может показаться, что Библия не может помочь ответить на этот вопрос. Павел никогда не описывал подробно, из каких «частей» состоит наша личность. Он нигде не говорил об особенностях человеческой психологии. Вместо этого он уделял большое внимание личности — ожиданиям, мыслям, выбору, чувствам, которые испытывает личность, находясь во взаимоотношениях с Богом и подчиняясь Ему. Но Павел говорил о тех внутренних процессах, которые в совокупности составляют то, что он сам назвал «внутренним человеком» (Ефесянам 3: 16). «Внешний человек», т.е. видимый всеми окружающими человек, поступки которого можно наблюдать невооруженным глазом, является проявлением внутреннего человека (сердце, сознание, душа и т.д.). Павел ясно говорит, что внешние перемены без внутренних не имеют никакого смысла. Необходимо менять что-то внутри человека. Подобным образом нащ Господь обращается с едкой критикой к внешне религиозным людям, которые внутри самих себя извратили Божью истину (Матфея 23: 25-28). Те люди, которые ведут себя внешне очень пристойно, но при этом ничего не делают с невидимыми грехами внутри самих себя, в первую очередь достойны осуждения. Смысл этой истины в том, что если не уделить главное внимание внутреннему обновлению, то все внешние улучшения окажутся простым лицемерием. В переменах отчаянно нуждается нечто такое, что скрыто в самом центре моего Я. Но что это такое на самом деле? Ожидания человеческого сердца, как я думаю, изменить невозможно. И даже если бы такая возможность нам представилась, мы оказались бы еще дальше от того, какими нас задумал Бог. Наши ожидания правомерны. Их необходимо чувствовать и выражать, чтобы мы могли лучше познавать Бога, как Того, Кто дает человеческой душе удовлетворение и любовь в полной мере. Проблема определенно не в наших ожиданиях.* В том отрывке Послания к римлянам, который я уже процитировал, Павел утверждает, что обновление должно происходить с нашим умом. Мы строим свою жизнь в соответствии с нашим пониманием того, кто мы такие и что из себя представляет наша жизнь. Когда мы понимаем это неправильно, мы, безумные, идем по дороге, ведущей к смерти. Как разумные существа мы способны наблюдать за окружающим нас миром и за самими собой, а также по-своему воспринимать все то, что мы видим. Это восприятие постепенно перерастает в образы реальности, т.е. в умственные представления того, что мы думаем об этой реальности.** Но мы не просто формируем образы реальности, дающие нам устойчивую структуру, в которой мы живем, но с помощью слоз символизируем наблюдав- ι мое нами таким образом, который позволяет нам вы- ι рабатывать концепции того, как устроен наблюдав- ' мый нами мир. Спустя какое-то время наши мысли по ι поводу всего того, что происходит вокруг нас, превращаются в убеждения. Наши убеждения руководят нами в наших подходах к тому миру, который мы себе представляем. Давайте назовем наши убеждения R-1 одной частью рационального круга и наши образы R-2 I вторым элементом нашей способности рассуждать. * Поскольку мы обладаем греховной природой, каждое наше правомерное ожидание неизбежно связано с грехом. Наши ожидания никогда не будут чистыми до тех пор, пока мы не окажемся на небесах. Наши ожидания ведут нас в том направлении, которое может оказаться неправомерным и греховным. То возрождение, о котором говорит Писание, вовсе не подразумевает сокращения наших естественных ожиданий, но оно постепенно очищает их для того, чтобы мы могли все сильнее и сильнее стремиться к Богу. ** Когда я говорю об образах, я говорю о совершенно отличном от того, что имеют в виду мыслители — положительные конфессиона-листы и сторонникиjnepBH4HOH терапии. Эти люди рассматривают воображение как инструмент для раскрытия божественного потенциала, заложенного внутри нас, чтобы виртуально создать все то, чего мы желаем. Поверь в это, вообрази это — и это будет. На мой взгляд, падшие носители Божьего образа используют свою способность строить образы для того, чтобы иногда усиливать свои греховные стремления к независимости. 158 Как понимать людей Люди обладают способностью думать
Таким образом, убеждения и поступки являются двумя операциями рационального круга. Будучи падшими носителями Божьего образа, мы пытаемся найти удовлетворение нашим стремлениям, не признавая власти Бога и не слушаясь Его. Поэтому мы истолковываем наш мир таким образом, который подкрепляет наше стремление к вере в самих себя. И эти убеждения и образы, которые мы развиваем, не привнесены в нас этим миром. Мы активно выбираем определенные способы восприятия и идеи (в тех рамках, которые определены нашим окружением), которые позволяют нам идти дальше по пути независимости. И это именно те образы и убеждения, которые необходимо осознать, в которых необходимо покаяться и которые необходимо изменить. Обновление ума — это сдвиг от образов и убеждений, которые ведут нас к независимости, к образам и убеждениям, которые требуют зависимости. Чтобы лучше понять, как падший человек выбирает те образы и убеждения, которые способствуют его неразумному решению добиваться успеха, не следуя Богу, нам нужно подумать, как работает при этом разум. Образы Когда ребенок наблюдает окружающий его мир, в уме у него возникают картинки этого мира. Слепой ребенок тоже «видит» свой мир посредством других чувств. Именно эта способность воспроизводить реальность в сознании позволяет нам не просто реагировать на сиюминутную стимуляцию. Мы учимся реагировать не на то, что происходит в мире, а на наши картинки этого мира. Иногда эти картинки регистрируются сильнее обычного, оставляя в нашем сознании глубокий след. Когда наши переживания проникают глубоко в нас — а именно в наши стремления к любви и разного рода ценностям, картинки таких переживаний забыть нелегко. Если эти глубоко проникшие картинки постоянно извлекаются посредством определенного рода переживаний, тема этих картинок становится образом, дово- льно устойчивым изображением реальности. Например, когда ребенок видит, как его отец сердится в ответ на его неуклюжесть, у него может появиться образ обладающих властью людей как людей, все время склонных сердиться, а также образ себя самого как безнадежно глупого. Конечно, образы других людей и себя самого могут быть и более приятными. Благородный, сильный отец может способствовать созданию образа обладающих влабтыо людей как людей снисходительных и заслуживающих доверия, а также образа себя самого как компетентного человека. И хотя образы могут быть приятные или неприятные, всегда останется главный образ нас самих, который носит довольно болезненный характер. Подумайте, почему так происходит. Никакой родитель, родственник или пастор не может полностью удовлетворять требованиям жаждущего носителя Божьего образа. Мы были задуманы для Бога; никто другой нас не создавал. И в то же время в поисках того удовлетворения, которого мы жаждем, все мы превращаемся в простых смертных. Никто не ищет Бога. Поэтому каждый ребенок в определенной степени смотрит на мир как на разочарование, при этом сам испытывает разочарование. Все мы чувствуем боль без полноты, которая исходит только от Бога. Боль является мотивирующим фактором. Мы хотим от нее избавиться. И если мы верим, что причина нашего разочарования лежит в этом неприветливом мире, значит, мы сдаемся на милость этого мира — беспомощные, беззащитные, не способные положиться на свои силы, чтобы изменить существующее положение к лучшему. Но если все дело в нас самих, если мы сами являемся причиной нашего разочарования, тогда есть надежда. Если мы начинаем думать, что все плохое вокруг происходит по вполне определенной причине, тогда мы клюем на обман, заключающийся в иллюзии того, что мы можем заставить этот мир дать нам, что мы хотим, — либо спрятав наш недостаток за стеной того, что может представлять ценность, либо испра- 160 Как понимать людей Люди обладают способностью думать 161
вив этот дефект. И теперь я могу что-то делать, делать что-то такое, что в той или иной степени находится под моим контролем. Жизнь находится в моих руках. В первую очередь надо отбросить осознание того, что меня не любят по той причине, которую я не могу ни изменить, ни устранить. Ничто так не приводит в чувство зависимости, как ужасное осознание моей собственной беспомощности и неспособности манипулировать тем, кто меня принимает. Выходит, что у меня совершенно нет представления о том, как на самом деле проходит жизнь. Я живу в растерянности, которая заставляет меня признать мою зависимость. Но именно этого упорно не хочет признавать падший человек. Чтобы отвергнуть факт своей растерянности, я не должен смотреть на себя как на субъект причин, которых я не могу контролировать. Поэтому я предпочитаю представлять свой собственный образ, который позволяет мне думать, что я могу что-то в этом мире менять. Этот образ может быть болезненным (глупый, тупой, урод), но он защищает меня от большей боли, которую я испытываю, осознавая свою беспомощность. Даже болезненный образ самого себя дает основу для подхода к жизни. Если я смотрю на себя как на неуклюжего человека и в своих жизненных неурядицах могу винить только себя, то у меня есть направление, в котором надо идти, чтобы достичь некоего удовлетворения. Вероятно, я могу посмотреть, к чему у меня есть способности, и одновременно начать избегать те области, в которых моя несостоятельность проглядывает ярче всего. Бывают случаи, когда человек, не способный прижиться в обществе, становится видным ученым. Главная идея здесь: мы предпочитаем болезненный образ о самих себе (исходя из того, что нам дает наше окружение), чтобы избежать более мучительной боли от признания собственной беспомощности. Образы играют роль защиты, помогая нам игнорировать реальную угрозу растерянности и обеспечивая такой порядок, который дает нам надежду, что с помощью своих действий мы можем менять жизнь. Таким образом, человек избегает зависимости, пути к настоящей жизни; он предпочитает независимость, нежно любимый путь к смерти. Необходимо менять те образы, которые дают нам надежду на жизнь через независимость. Необходимо раскаяться в той силе, которая скрывается за образом, — решением найти жизнь без Бога. И когда мы отвергаем стремление жить только своими силами, этот защитный образ исчезает.
|