![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегии взаимоотношений
Но боль все равно существует, и мы хотим найти облегчение. Как существа, созданные для взаимоотношений, мы разрабатываем стратегии, с помощью которых держим эту боль вне рамок сознания и, как мы надеемся, обретаем хотя бы частично то удовлетворение, к которому стремимся. Те стратегии, которые мы развиваем, возникают как продукт образов самих себя и окружающего нас мира, а также наших убеждений по поводу того, что можно сделать в той или иной ситуации. Наши стратегии во многом определяются теми стилями взаимоотношений между личностями, которые помогают нам достигать того, чего мы хотим: с одной стороны, такой дистанции от других людей, которая обеспечивает неуязвимость от дальнейшей боли, и с другой стороны, такого контакта, который позволя- 174 Как понимать людей Начало перемены: покаяние 175
ет нам общаться с людьми и хорошо себя чувствовать. Такого баланса достичь трудно: можно попробовать его добиться, но куда труднее сделать это без риска пострадать от серьезных моральных травм. Некоторые люди, стремясь избежать конфликта, покорно идут на уступки. Как-то я спросил одного участника семинара, что бы он сделал, если бы в ответ на его просьбу уделить ему время и поговорить с ним я бы грубо ему ответил: «Нет, у меня нет никакого желания с вами разговаривать. Убирайтесь!». Он улыбнулся и сказал: «Наверное, в глубине души я бы возмутился, но все равно я бы поблагодарил вас и ушел». Другие ответили бы по-другому. Кто-то мог бы проявить в ответ резкость и напористость, не -боясь спровоцировать конфликт. Но нашлись бы и такие, которые в данной ситуации проявили бы спокойствие, мудрость и оказались сильнее. И хотя при рассмотрении стилей взаимоотношений нужно принимать во внимание наши естественные различия, за каждым из этих методов кроется преследование собственных интересов, стремление защититься от дополнительной боли при взаимоотношениях. И при этом большинство из нас не осознает за своими социальными стратегиями мотивов самозащиты. Почему? В Притчах 20: 5 сказано, что помыслы в сердце человека — глубокие воды. В мелкой воде можно увидеть дно. В глубокой — нет. И отчасти наш самообман заключается в том, что наши мотивы заходят так далеко, что мы их просто перестаем понимать. Неопределенными остаются не только наши мотивы, но и неповторимые темы или стиль наших взаимодействий. Мы можем видеть себя спокойными, агрессивными или добрыми, но мы редко отдаем себе отчет в том, как мы взаимодействуем с другими людьми и какая цель лежит в основе того или иного поступка. И то, что мы оставляем наше восприятие неясным, говорит о нашем преимуществе как людей неза^ висимых. Когда мы осознаем стиль межличностных отношений и его истинную мотивацию, мы уже можем им манипулировать, использовать его в своих интересах, изменять. Более того, осознание нашего намерения защититься от дополнительной боли уже само по себе несет боль в той области, которая расположена близко от поверхности нашего осознания. Поэтому греховные и ошибочные стратегии, с помощью которых мы манипулируем людьми, намеренно скрыты из вида. Они находятся в бессознательном. Та консультация, цель которой состоит в том, чтобы сделать людей зрелыми через отказ от независимости и веру в Господа, должна обращать внимание на все элементы ума, которые заставляют человека стремиться к независимости. Мы должны выявлять ту боль, само существование которой свидетельствует о неэффективности наших неразумных стратегий, выработанных с целью освободиться от нее. После этого библейские консультанты должны не просто наставлять и убеждать; они должны так же выявлять и исследовать. Они должны искать (1) неосознанную боль взаимоотношений, исходящую от несбывшихся ожиданий, и (2) неясные и неосознанные ошибочные стратегии, с помощью которых человек защищается от дальнейшей боли. Если сокрытие этих двух элементов помогает нам твердо стать на путь независимости, и если путь к здоровью требует зависимости, то мы должны оба эти элемента вывести на поверхность и работать~с ними. Но как это сделать? Что мы должны делать с болью и привычной для того или иного человека стратегией? Чтобы найти ответ, нам надо серьезно задуматься над покаянием.
|