![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утрата чувства выбора
Большинство христиан не сомневается в том, что в конечном счете люди ответственны за свои поступки.. Мало кто спорит и с тем, что свобода и ответственность неразрывно связаны, — нельзя иметь одно без другого. Люди ответственны, потому что они свободны. В большинстве разговоров о всемогуществе Бога, когда речь идет о свободе человека и о выборе, который мы делаем, никто не стремится сваливать нашу ответственность за этот выбор на Бога или на другие силы, находящиеся вне нас. Но когда мы заканчиваем наши дискуссии и возвращаемся к повседневной жизни, истина о том, · что мы являемся ответственными людьми, сразу теряет свою силу. Увлекательная и захватывающая свобода личности слишком часто тонет в каждодневных обязанностях и движущей силе внутренних побуждений. Большинство из нас во многих областях жизни испы-· тывает не столько свободу выбора, сколько компуль-сивные силы. Почему? Почему робкие люди ощущают свою робость не как свой выбор, а как нечто неотъемлемое от них? Почему наш стиль общения с другими людьми кажется нам необходимым выражением личности, а не проявлением свободы выбора? Почему некоторые наши повторяющиеся действия являются не столько результатом нашего выбора, сколько обусловлены необходимостью? Однажды я предложил студентам на семинарском занятии написать работу об их борьбе с тем, что они практически не могут контролировать. Больше половины студентов написали о своей проблеме, связанной с постоянно повторяющимся побуждением к мастурбации. В большинстве своем эти студенты осуждают свое поведение, но, несмотря на все искренние и отчаянные усилия, они просто не могут прекратить это делать. Рассматривая эту дилемму, консультанты обычно выделяют одну из двух ее сторон. Они либо убеждены в том, что вопрос здесь надо ставить «будет или нет», а не «может или нет», параллельно призывая делать все, чтобы преодолеть эту проблему; либо они согласны с тем, что реальная причина кроется не в нашей свободе выбора, и поэтому надо проводить исследования уже на уровне бессознательного. Важно то, что мы думаем о проблеме компульсивного греха и тех действий, которые нам не под силу контролировать. Должны ли мы говорить подавленному человеку, для которого жизнь стала обременительным и ничего не значащим ритуалом ответственности, что ему нужно держать ситуацию под контролем? Является ли жесткое увещевание и призыв взять себя в руки и прекратить жалеть себя тем подходом, который учитывает, что человек — носитель Божьего образа? Или же куда разумнее признать, что в глубине человеческой психики могут происходить нарушения, которые подрывают нашу способность выбирать? Подобно тому, как мы не можем одними увещеваниями заставить паралитика ходить, мы должны отказаться от идеи ответственности человека, чья способность выбора ослабла, и уделить главное внимание исследованию более глубоких проблем. По какому пути нам пойти: подтвердить реальность выбора и строго отнестись к пациенту, или отвергнуть выбор в качестве главной проблемы и понять трудности пациента? Утрату чувства выбора все мы в той или иной мере испытываем каждый день. Большинство из того, что мы делаем в течение дня, скорее напоминает необходимую работу, а не наш выбор. Когда будильник звенит и велит нам просыпаться, мы редко испытываем радостное чувство свободы от того, что нам надо вставать, идти в душ, а затем заниматься повседневными делами. Для большинства из нас утро связано с тем, что надо приложить немалые усилия, чтобы встать, одеться и заниматься своими делами. Мы чувствуем, как на нас давит реальность расписанных по часам обязанностей.
|