![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восстановление выбора
Очень хорошо, что носитель Божьего образа совершает выбор. Осознание и ощущение этого права привносит в жизнь чувство жизнеспособности. Выбор идти по Божьему пути добавляет это чувство жизнеспособности к спокойной и увлекательной радости активной и осмысленной жизни. Увещевания жить христианской жизнью исходят в основном из того, что люди в той или иной степени осознают, что совершают выбор. Но если до того, как они в действительности почувствуют факт выбора, им * Нужно отметить, что утрата чувства воли может наиболее остро ощущаться в какой-то одной области поведения или же носить общий характер. И часто за утратой чувства воли стоят неосознанные цели. необходимо осознать цель своего поведения, подавляющее большинство людей в таком случае — как христиан, так и нехристиан — просто не ощутит себя в качестве существ, совершающих выбор. Для большинства из нас выбор — это то, о чем мы иногда говорим, но редко чувствуем. Мы согласны с тем, что носители Божьего образа совершают выбор. И мы согласны с тем, что нам следует выбрать ту жизнь, к которой призывает Бог. Но пока люди не осознают по-настоящему, что они выбирают свои действия, увещевания идти по какому-то определенному пути ничего не дадут. Призывы измениться не приведут ни к чему хорошему, если те, к кому эти призывы обращены, совсем не осознают, что они могут измениться. Поэтому необходимо поставить важный вопрос: как нам прийти к осознанию того, что мы способны делать выбор? Недавно я услышал от одного популярного проповедника, выступающего по телевидению, слова, которые он адресовал своей огромной аудитории слушателей: «Я могу измениться, я должен измениться, и я изменюсь!». И это все, что нужно, чтобы восстановить осознание выбора? Сделают ли свое дело многократные напоминания о том, что я наделен способностью делать выбор? Или же осознание этой истины — трудный и постепенный процесс? Один клиент после сложных раздумий о том, как ему поступить по отношению к своей жене, которая стала для него невыносимой, показал мне плакат. Этот плакат гласил: истина сделает вас свободными, НО СНАЧАЛА ОНА СДЕЛАЕТ ВАС НЕСЧАСТНЫМИ. Если ВОС-становление осознания выбора требует, чтобы мы сталкивались с неясными, а порой и просто ужасными целями, стоящими за нашим поведением, то путь к познанию радости свободы будет лежать и через болезненные минуты обличения. Но надо еще отметить, что осознание свободы выбора требует от нас, чтобы мы ясно понимали те самозащитные намерения, которые портят практически все направления, по которым мы идем. Недостаточно мастурбатору признаться: «Да, я вижу цель моего поведения. Я хочу получить немедленное удовольствие, 198 Как понимать людей Свобода выбора: люди обладают волей 199
не заботясь о моральном аспекте того, доставляю ли я удовольствие моей супруге». Само по себе это может быть и правдой, но это не показывает нам корня мотивации этого человека. Тот, кто полностью осознает свою способность сделать выбор в пользу воздержания от мастурбации, не испытывает необходимости задумываться о «более глубоких» целях, чем просто удовольствие. Он делает свой выбор согласно своим убеждениям. Но человек, испытывающий мастурбацию как ком-пульсивное воздействие, которое он не в состоянии контролировать, должен более внимательно смотреть на свою мотивацию, если он стремится раскрыть тот факт, что он обладает свободой выбора — делать это или нет. Вычерпывая помыслы сердца (Притчи 20: 5), призывая Бога испытать его (Псалом 138: 23) и по-настоящему осознавая с помощью христианских друзей обманчивость своего сердца (Евреям 3: 13), он в конце концов придет к обличительному осознанию своего стремления к самозащите. Пока он не осознает, что стремится избежать пустоты личного круга, и не покается в этом стремлении, открыто испытав свою боль, он не придет к реальной свободе. Побуждение к мастурбации необходимо рассматривать как средство быстро утолить боль личного круга. Более того, стремление защититься должно рассматриваться как контролирующая энергия, стоящая за широким кругом действий (в том числе и мастурбацией), которые все вместе формируют стиль взаимоотношений. Когда станет ясным его главное направление, человек сможет понять, что выбор состоит не в том, заниматься мастурбацией или нет, а в том, довериться ли Богу или же зависеть от своих собственных методов. На этом уровне выбор можно осознать. Когда человек раскрывает цель самозащиты, стоящую за его поведением, и когда человек начинает осознавать, что самозащита находится в полной противоположности вере в Бога, в нем постепенно восстанавливает чувство воли. Рост христианской личности зависит от постоянно растущей осознанности тех самых моментов фундаментального выбора, которые повсеместно встречаются в нашей жизни. Когда по- требление чрезмерного количества сладкого становится компульсивным поведением, необходимо осознать, каким образом желание съесть пирожное способствует защите этого человека от личной боли, а также понять, что фактически мы находимся в плену иллюзий, полагая, что личная жизнь доступна через физическое удовольствие. Когда это предположение становится очевидным, мы можем сделать выбор: либо съесть пирожное, либо отказаться от него, расценив это как путь к жизни. Когда вопросы мотивации в нашем сознании ясно очерчены, становится очевидной реальность того выбора, с которым мы сталкиваемся. Удастся ли восстановить чувство выбора или нет, зависит от того, удастся ли выявить фундаментальные цели. Когда становится понятным, что жизненной мотивацией является самозащита, люди начинают видеть, что преодоление таких проблем, как компульсивная мастурбация, подразумевает серьезный сдвиг в направлении от самозащиты к участливому отношению к другим людям. Необходимо менять стиль общения: оставить действия, отражающие защитную стратегию, и действовать так, чтобы выражать себя и помогать другим людям. Чтобы бороться с таким поведением, как мастурбация, и делать это так, чтобы обрести и зрелость, и самоконтроль, необходимы глубокие перемены в фундаментальных целях жизни данного человека. Усилия, направленные только на то, чтобы прекратить совершать нежелательные поступки, проявляя при этом все больше силы воли, как правило, заканчиваются неудачей. Обращение к Богу с просьбой о помощи и активное чтение Писания — это только часть ответа, однако никакое терпение и никакие изменения ничего не стоят, если человек не признает ошибочных целей и не кается в них. Процесс этот медленный и бесконечный. Поскольку наше стремление к независимости и самозащите в течение нашей земной жизни в самом лучшем случае может только ослабнуть (а не исчезнуть совсем), всегда приходится сталкиваться с целями самозащиты. Воды глубоки. Но в процессе выявления не стоит впадать в депрессию. Каждый раз, осознавая неправиль- 200 Как понимать людей Свобода выбора: люди обладают волей 201
ную мотивацию, мы в то же время в более полной мере осознаем в себе и свободу выбора. И когда мы пользуемся этой свободой, чтобы выбрать правильный путь, радость от того, что мы становимся ближе к Творцу, понемногу растет; она убывает и прибывает, но с течением времени -она все больше и больше охватывает нас. Жизнь становится возможностью жить по-настоящему — иногда испытывая разочарования, временами сильную боль, но постепенно, не спеша, получая все больше и больше радости и приятных волнений. Секрет удовлетворенности состоит в моей уверенности в том, что, какие бы препятствия ни вставали на моем пути, у меня всегда есть выбор пойти по дороге жизни (Филиппийцам 4: 9-13). Поскольку я знаю Христа, я могу жить полноценной жизнью независимо от того, отвергает ли меня моя жена, отворачиваются ли от меня мои дети, не дают ли мне продвигаться по служебной лестнице или же болезнь не дает мне возможности активно работать.* Поэтому мне нет нужды бояться людей или того, что они могут со мной сделать, поскольку я обладаю свободой двигаться к той цели, которая, по моему убеждению, несет мне жизнь: знание Бога. Ничто и никто не может мне помешать идти к этой цели кроме меня самого. Меня нельзя лишить свободы. Осознание этой моей свободы выбора открывает мне дорогу к источнику настоящей радости. И стоит затратить усилия, чтобы восстановить осознание своей способности делать выбор.
|