![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источник эмоций: откуда они исходят?
Я согласен со стремлением многих христиан не делать вопросы более сложными, чем они должны быть на самом деле. Психологов, особенно представителей аналитической школы, совершенно справедливо критикуют за то, что они настолько усложняют вопросы жизни, что духовные наставления начинают казаться наивными. На место простой веры приходит долгосрочная терапия. Широкие исследования проводятся там, где достаточно только поверить, что Бог завершит то дело, которое Он начал. Нам говорят, что жизнь очень сложна, поэтому нельзя думать, что нечто, выходящее за рамки психологии, может помочь разобраться в проблемах. На мой взгляд, любое понимание эмоциональных проблем, которое не рассматривает церковь в качестве организации, способной помочь решить эти проблемы, — неправильное понимание. С другой стороны, в своих усилиях сохранить эту функцию церкви мы не должны сводить реальную сложность к упрощенному пониманию. Мы должны признавать сложность вещей Как понимать людей настолько, насколько они в действительности сложны, и при этом стараться работать в тех рамках, в каких Библия говорит о людях. Если же мы начнем рассуждать сложными формулами, объясняющими эмоции, но не имеющими ничего общего с внутренним реальным миром человека, ничего хорошего из этого не получится. Упрощенные теории, которые обещают быстрое избавление, на самом деле не приносят пользы, как люди и не находят этого избавления. • Плохое поведение приводит к плохим эмоциям, • Плохие цели приводят к плохим эмоциям, поэто • Плохие мысли приводят к плохим эмоциям, поэ • Плохая вера приводит к плохим эмоциям, поэто Стремление все упрощать отчасти отражает нашу нелюбовь к растерянности. Все то, чего мы не понимаем, бьет по нашей гордости; все это заставляет нас чувствовать себя уязвимыми — и нам это не нравится. Мы хотим решать наши эмоциональные проблемы таким путем, чтобы при этом не признавать свою абсолютную зависимость от Бога. Формулы понимания и решения эмоциональных проблем очень часто вырабатываются именно по этому принципу. Поэтому мы должны их избегать. В наших попытках проследить за эмоциями будет полезно разделить их на две категории: (1) приятные-неприятные и (2) конструктивные-деструктивные. Приятные-неприятные эмоции Бог наделил нас способностью реагировать. В определенных областях наша реакция на все, что нас окружает, определяется тем, что с нами происходит. Подзатыльник вызывает в нас чувство боли, теплая ласка — приятные ощущения. Если же после подзатыльника мы не чувствуем никакой боли, а после теплой ласки не чувствуем никакой радости и удовольст- Чувство импульса в жизни: люди эмоциональны 209 вия, значит, что-то в нас не в порядке, потому что наш организм не реагирует на эти стимулы должным образом. Подобно тому, как здоровое тело реагирует на стимулы вполне предсказуемо, здоровая личность определенным образом реагирует на приятные и неприятные чувства. Проявление доброты, как правило, вызывает в нас приятные чувства, а проявление злобы заставляет нас испытывать плохие чувства. Иными словами, приятные события вызывают в нас приятные эмоции, а неприятные события вызывают неприятные эмоции.* Конструктивные-деструктивные эмоции В большинстве случаев нас в первую очередь волнует, насколько нам нравятся наши чувства, чем то, насколько важны эти чувства. Но такой подход говорит лишь о нашей недальновидности. Мы хотим добиться важных результатов прямо сейчас, а не позднее. Более реалистичный подход, при котором эта жизнь рассматривается в качестве подготовки к жизни будущей, говорит нам, что неприятные конструктивные эмоции лучше приятных деструктивных. (Не говоря о том, что самый хороший выбор — это такие эмоции, которые и приятны, и конструктивны.) Эта вторая категория очень важна, и на ней стоит остановиться подробнее. Что делает наши эмоции конструктивными или деструктивными? Конструктивными или деструктивными по отношению к чему? Сами ли мы определяем, какой характер носят наши эмо- * Необходимо отметить два сложных момента: (1) не всегда просто определить, является ли какое-то событие приятным или нет. Вероятно, те события, которые отражают характер Бога и соответствуют Его первоначальному замыслу, ощущаются как приятные. Неприятные события соответственно идут вразрез с Божьим характером и замыслом; (2) никакое событие, каким бы приятным оно ни было, не может генерировать только приятные эмоции. Для христиан приятные эмоции всегда сочетаются с ощущением нехватки тех дней в будущем, которые все равно будут еще лучше. Неприятные события также вызывают противоречивые чувства, особенно у христиан. Даже в самый разгар тяжелых бед сердце согревает мысль о том, что хуже уже не будет, а осознание того, что все, что ни делается, делается к лучшему, привносит ощущение покоя и радости. 8 Л. Крабб
Как понимать людей ции — конструктивный или деструктивный, или же, подобно приятным и неприятным эмоциям, эти категории определяются тем, что с нами происходит? С самого начала необходимо осознать, что некоторые эмоции препятствуют тому, что люди должны делать, — а именно любить Бога и других людей, и на этом основании могут рассматриваться как деструктивные. Другие эмоции побуждают любить Бога и других людей и поэтому являются конструктивными. Они способствуют тому, чтобы мы делали все так, как того хочет наш Создатель. Отсюда следует, что деструктивные эмоции можно с полным основанием назвать греховными или сказать про них, что они являются частью греховного процесса внутри нас. И хотя, на мой взгляд, мы должны допускать, что некоторые эмоции отражают действие греха, в некотором смысле опасно называть эмоции греховными. Позвольте мне проиллюстрировать, почему это опасно. Одной молодой замужней женщине, которая искренне хотела следовать Господу, говорили, что некоторые проявления злости являются признаком греха. Каждый раз, когда она чувствовала даже слабое разочарование по отношению к своему мужу (мужчине, который мог спровоцировать гнев в самом добром человеке), она была уверена, что ее эмоции греховны, и «старалась не чувствовать их». Вместо того чтобы внимательнее задуматься над своим чувством злости и над тем, что с ним делать в условиях супружеской жизни, она отвергала это чувство как таковое. Эмоции нельзя отвергать, боясь, что они греховны; им надо давать адекватную оценку. Чувства, независимо от того, приятные они или нет, необходимо оценивать, чтобы определить, конструктивные они или деструктивные. После того как мы признаем в себе какое-то чувство, необходимо задать важный вопрос — отражает ли это чувство движение от Бога, или же оно неотъемлемо от движения к Нему? Если очевидно, что наши чувства препятствуют нашему стремлению к Богу и мешают относиться с любовью к ближнему, необходимо искать корень этой Чувство импульса в жизни: люди эмоциональны 211 эмоции. В нас происходит что-то такое, что необходимо исправить. Конструктивны ли наши эмоции или деструктивны — зависит не от того, что с нами происходит, а от того, как мы внутренне реагируем на то, что с нами происходит. События определяют, испытываем ли мы приятные или неприятные эмоции, но мы определяем, конструктивны ли наши чувства или деструктивны. Наличие деструктивных эмоций говорит о том, что с нами что-то не в порядке. Внимательно рассмотрите те внутренние процессы, которые ведут либо к конструктивным, либо к деструктивным эмоциям. Начнем с неприятного события: допустим, вы узнали, что ваш сын, будучи подростком, курит марихуану. Событие это неприятное, поэтому у вас и возникают неприятные эмоции. Вы чувствуете себя плохо. Эта неприятная эмоция станет либо конструктивной, либо деструктивной в зависимости от того, насколько мудро вы отреагируете на это событие. Если вы глубоко убеждены (R-1), что данное событие никоим образом не стало вызовом вашим самым сокровенным стремлениям, и если вы считаете себя (R-2) любящим носителем Божьего образа независимо от того, что происходит в вашей жизни, то это болезненное событие предстанет как глубокое разочарование, но не как угроза личности. Это абсолютно разные понятия. Испытывая это разочарование, вы почувствуете желание (но не требование) того, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Если это желание исполняется (подросток искренне решает посвятить свою жизнь Христу и оставляет наркотики), ваше чувство разочарования чудесным образом превращается в чувство благодарности. Новое приятное событие порождает приятные чувства. Но если это желание не сбывается (мальчика арестовали за незаконное хранение наркотиков), вы испытаете не только разочарование и глубокую боль, но и праведную злость. Если же нельзя сказать, сбываются ваши желания или нет (кажется, что у него дела идут лучше, но свидетельства поступают противоречивые), чувства превращаются в болезненную, но продуктивную обеспокоенность. Изыскиваются различ-
Как понимать людей ные возможности, проводятся консультации, о мальчике молятся. Если в какой-то момент желание становится недостижимым (например, подросток умер от передозировки), разочарование перерастает в практически невыносимую, но по-прежнему потенциально продуктивную скорбь. В конце концов вы и ваш(а) супруг(а) обретаете новые силы и понимание того, Кто есть Бог и каковы Его планы, вы найдете способ утешать других людей, помогать им в подобных проблемах (проще сказать, чем сделать). Теперь давайте вернемся к этому неприятному событию и проследим, к чему ведет неразумная реакция на него. Например, отец надеялся на радость в своей семье (R-1: «Если я себя уважаю, мне нужно, чтобы в моем доме все было хорошо»). Такая убежденность может быть образом, который отражает защитные требования, состоящие в том, что люди должны уделять ему внимание («Меня всю жизнь не понимали. Я являюсь жертвой и нуждаюсь в том, чтобы люди, в первую очередь моя семья, понимали меня и были ко мне чуткими»). С таким мышлением в рациональном круге неприятное событие будет восприниматься как угроза жизни личности. И немедленной реакцией на это станет не разочарование, а паника. Когда угрозе подвергается сама сердцевина нашего существа, та паника, которую мы при этом ощущаем, усиливает наше стремление к самозащите. Во главу угла ставится не деятельность, а самосохранение. Движущей мотивацией становится защита собственных интересов. Так человек встает на путь деструктивных эмоций. Если требование перемены ситуации осуществляется (подросток уверовал во Христа), паника уступает место облегчению (при котором все же остается некоторый страх того, что проблема может возникнуть вновь). Если это требование не исполняется (ваш сын потребляет наркотики в еще больших количествах), чувство панического требования превращается в гнев. Родители, как правило, реагируют в этот момент Чувство импульса в жизни: люди эмоциональны 213 самым непродуктивным образом, в результате чего подросток отчуждается от них еще больше. Если нет уверенности в том, что требуемая цель достигнута (подросток чисто внешне ведет себя хорошо, но ни у кого в этом нет стопроцентной уверенности), паника превращается в беспокойство. Если обстоятельства складываются таким образом, что требуемые перемены становятся невозможными (подросток покончил с собой), эмоции перерастают в безграничное чувство злости, неадекватное чувство вины. Вы как родители живете в молчаливом отчаянии. Обратите внимание, что одно и то же неприятное событие, которое неизбежно порождает неприятные эмоции, приводит либо к конструктивным, либо к деструктивным эмоциям в зависимости от мудрости внутренней реакции на это событие. Позвольте все то, что я сказал, обобщить в представленной здесь схеме (схема 11.1). Подобным образом можно проследить, какие эмоции возникают, когда события становятся более приятными. Приятные события порождают приятные эмоции, но даже приятные эмоции могут превратиться в деструктивные в зависимости от нашего глубокого внутреннего (и во многих случаях совершенно бессознательного) подхода к событию. Остается неизменным лишь один принцип: мудрость ведет к конструктивным чувствам, глупость — к деструктивным. Давайте рассмотрим иллюстрацию этого процесса. Женщина состоит в браке с самым обыкновенным человеком. По какой-то непонятной причине он однажды удивляет ее очень приятным подарком, о котором она очень мечтала, но о котором никогда особенно не говорила. Ей это очень приятно. Приятное событие порождает приятные эмоции. Станут ли эти приятные эмоции конструктивными или деструктивными, полностью зависит от ее реального понимания взаимосвязи между событием и ее глубокими стремлениями. Мудрость требует, чтобы правомерные стремления к взаимоотношениям любви со стороны ее мужа удовлетворялись его задумчивостью, но чтобы при этом не затрагивалась ее женст-
Чувство импульса в жизни: люди эмоциональны 215 венность, которая утверждается независимо от доброты мужа. Если она мудро воспринимает событие, то это событие рассматривается как удовлетворение большого желания; поэтому она естественным образом почувствует тепло и страстное желание, чтобы этот подарок стал началом новых романтических отношений между ней и мужем. Если это желание исполнится, она будет испытывать счастье и глубокую благодарность. Если же ее муж быстро вернется к своему старому образу жизни, она соответственно почувствует себя хуже и испытает злость. Если же огонь романтизма будет то мерцать, то вновь ярко гореть, а потом снова мерцать, она будет жить в неопределенности и чувствовать непонятную обеспокоенность. Если же этот подарок окажется его последним усилием проявить к ней нежные и теплые чувства, его отход положит конец всякой надежде на нежные взаимоотношения. Она почувствует глубокую, но потенциально продуктивную печаль. Предположим, что приятное событие, когда женщина получает подарок, воспринимается через призму глупых убеждений и образов. Например, в течение многих лет эта женщина жила с мыслью о том, что она непривлекательна и нежеланна. Предположим также, что она защищалась от боли, связанной с плохим к ней отношением со стороны отца, объясняя это не недостатком любви со стороны отца (болезненное объяснение), а своей собственной невнимательностью к нему (менее болезненное объяснение, потому что оно оставляет ей надежду на то, что в ее силах решить эту проблему, — она может научиться проявлять любовь чисто внешне или, по крайней мере, скрывать свою нелюбовь). Придерживаясь образа самой себя как нежеланной женщины (R-2), она считает, что может что-то сделать, чтобы стать желанной или избежать боли. Она может создать для самой себя «разбитые сосуды». Основа самозащиты таким образом создана — у нее есть теперь предпосылка для развития стратегии, с помощью которой она может снижать боль взаимоотношений до минимума.
Как понимать людей И если исходить из такой внутренней динамики, неожиданный подарок ее мужа носит угрожающий характер; она принимает любовь, которую она не заслужила. Несомненно, любовь — это то, к чему она стремится, но в то же время это обстоятельство ее страшит. Так долго продолжаться не может. Ведь это полностью зависит от кого-то другого. Если она ощущает себя нежеланной, то может считать (R-1), что, скрывая свою нежеланность за ширмой добрых дел, она вправе надеяться на ту любовь, к которой стремится. Отчаянно желая восстановить контроль над ситуацией, она может решить стать особенно привлекательной, чтобы получать подарки и дальше. Во что бы то ни стало уязвимости нужно избежать. Контроль — прежде всего. Поскольку заслуженная доброта является для нее главным стержнем ощущения себя как женщины, получение подарков в дальнейшем становится необходимой целью. На карту поставлена ее жизнь. Поэтому в ответ на нежданный подарок жена может почувствовать необычное тепло ненадежной признательности. Ее зависимость от продолжающейся задумчивости со стороны мужа способствует ее стремлению защититься от боли отсутствия подарков в дальнейшем. Она становится «сверххорошей», делая все, чтобы быть к нему ближе и не поощрять его, а контролировать. Если эти ее усилия приводят к успеху (он романтически реагирует на ее обед со свечой на столе), она испытывает приятное чувство гордости, а не благодарность любви. Она наслаждается его романтикой, но еще больше ей нравится тот факт, что это произошло благодаря ее усилиям. Если же ее усилия оказались напрасными (он гасит свечу, зажигает обыкновенный электрический свет и принимается за обед), ее реакция — глубокая и безудержная злость. Возможно, что дух ее мужа уже ослаб; тогда она почувствует в себе неуверенность относительно того, любит ли он ее, а внутри нее все сильнее будут ощущаться давление и беспокойство. Если жена не будет получать подарков в течение недели, а потом месяцев, даже и лет, она начнет неохотно уступать неудаче. Она старалась изо всех
Как понимать людей сил — и все напрасно. В этот момент ее разочарование превратится в отчаяние. Она почувствует депрессивную неадекватность («Я не могу стать настоящей женщиной, потому что не могу повлиять на мужчину»). При такой мысли она становится способной на роман («Наверное, я смогу стать желанной для другого мужчины»). Это ее единственная надежда. Схема 11.2, схожая с предыдущей, обобщает то, о чем я только что говорил. Приятные эмоции, ставшие результатом приятных событий, могут быть либо деструктивными, либо конструктивными в зависимости от того, насколько мудро человек реагирует на это событие. Позвольте мне повторить главную мысль нашего разговора: насколько наши эмоции приятны, полностью зависит от природы событий, которые имеют место в нашей жизни; насколько наши эмоции конструктивны, полностью зависит от того, насколько мддро мы смотрим на события в нашей жизни. Стремление к самозащите, неразрывно связанное с глупостью мышления, способно испортить любые эмоции, как приятные, так и неприятные, и сделать их деструктивными. Искреннее и глубокое стремление полностью довериться Господу может превратить любые эмоции, даже самые болезненные, в конструктивный луть к более последовательному исполнению Божьей воли. Эту мысль выражает схема 11.3. Чувство импульса β жизни: люди эмоциональны 219
|