![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свидетельство зрелости: любовь
В первой части этой книги я говорил, что Писание дает авторитетную и исчерпывающую схему понимания людей. Я старался избегать сухого изучения, которое подходит к Библии как к безжизненному собранию фактов, необходимых для запоминания. Если мы должны проводить консультации в соответствии с Библией таким образом, чтобы достичь динамичного приложения Писания ко всем нашим проблемам, нам надо уметь серьезно думать над трудными вопросами жизни в тех рамках, которые определены Писанием. Во второй части я попытался нарисовать модель понимания людей и их проблем, исходя из учения Библии о том, что мы являемся носителями Божьего образа и что мы грешны. Я пришел к выводу, что библейская модель объяснения человеческого поведения применима ко всем сторонам человеческого поведения; поэтому мы должны подходить к этой модели со всеми теми вопросами, которые нам необходимо ставить, когда мы работаем с людьми. Каждый серьезный вопрос должен способствовать серьезным размышлениям, которые будут расширять, очищать мо- 228 Как понимать людей Свидетельство зрелости: любовь 229
дель или же противоречить ей, но которые всегда будут отражать авторитет Библии. В этой, последней, части я хочу нарисовать портрет зрелости, исходя из тех концепций, которые здесь удалось развить. В моем представлении зрелость (если ей дать четкое определение) есть то, на что направлена вся хорошая консультация. Высвобождение симптомов, восстановление семей, исправление сексуальных извращений становятся достойными целями, если они основаны на росте духовности личности. Духовность (или зрелость) является основой. Поскольку в процессе консультации вполне можно достичь чисто внешних изменений к лучшему и ни разу при этом не коснуться главных черт характера личности, важно иметь ясное представление о том, что значит развивать зрелость. Мы должны быть уверены, что наша консультация способствует не только развитию чувства целостности и порядка, но и движению к духовности. Писать об этом нелегко, потому что существует много разных взглядов на то, что значит быть зрелым. Является ли зрелым высоко дисциплинированный человек, чье обычное поведение обусловлено строгими рамками во взаимоотношениях с людьми? Является ли зрелым добрый и бескорыстный человек, который может оказать теплую моральную поддержку другим людям? Или можно про человека, который борется с грехом, сказать, что он зрелый? Под зрелостью часто подразумевают знания, поведение, умение. Про тех людей, которые знают Писание, которые делают то, что нужно, и не делают того, чего не нужно, которые могут нести активное служение Христу, можно сказать, что они зрелые. Но очень часто те, про кого говорят, что они зрелые, на самом деле не приводят нас к Господу. Они могут произвести на нас впечатление, придать нам некий стимул — но не могут вести нас. Истинно зрелые люди соблазнительны: они манят нас следовать за Господом, Которого они знают лучше, чем мы. Зрелость связана не столько с совершенством, сколько с растущим осознанием несовершенства, осознанием, которое усиливает нашу благодарность кресту и ведет нас к зависимости от Христа, Который может изменить нашу жизнь к лучшему. Зрелые люди борются со своей греховностью, главным образом ведя внутреннюю борьбу против пятен, которые видны только тем, чьи стандарты несоизмеримо выше и чье осознание самообмана гораздо сильнее. В самый разгар бесконечной борьбы они находят отдых в ощущении Божьей благодати и совершенной любви. Зрелые люди внутренне испытывают уют (по крайней мере спокойствие), но никогда не испытывают самодовольства. Если спросить у зрелого человека, когда он последний раз грешил, он улыбнется вам улыбкой человека, измученного тяжелой болезнью, но выздоравливающего. Некоторые явные грехи, с которыми часто приходится бороться, в настоящий момент могут и не вызывать острой борьбы, но такой человек знает, что продолжающаяся греховность портит все, что он делает. И в то же время беспокойство по поводу «неуловимого греха» развивает в человеке чувство озабоченности. Зрелые люди знают, что нездоровое внимание к самому себе способствует высокомерной самонадеянности по отношению к самому себе (что является корнем нашего греха), тогда как покаяние и обращение к Богу способно положить этому конец. Но ничто из этого не определяет зрелости. С помощью этого можно достичь зрелости, но нельзя объяснить сущность зрелости. Вероятно, зрелость нельзя свести к простому определению. Однако мы должны сделать все возможное, чтобы понять, что же такое зрелость. Если нам не удастся дать точное определение, то наше естественное стремление свести все к тому, что мы можем контролировать, приведет нас к чисто внешнему определению. И зрелость тогда сведется к знанию, приемлемому поведению и опыту. Я полагаю, что от глубокой уверенности в Боге, которая медленно вытесняет из человека самоуверенность, мелочность и отдаленность и вместо них дарит ему способность стремиться к достойной цели и радоваться взаимоотношениям, приносящим удовлетворение, возникает определенное спокойствие. То спокойствие, которое я рисую в своем воображении («покой, который превосходит понимание»), просто не может 230 Как понимать людей Свидетельство зрелости: любовь 231
сосуществовать с тем недугом, который лишает людей возможности познавать Бога. Жизнь заключается в том, чтобы знать Бога. Те люди, которые знают Бога, — духовны. Это приводит к зрелости. Консультанты должны быть внимательны (в своих усилиях освободить от депрессии, исправить нарушенные взаимоотношения и помочь ощутить жизнь} в том, чтобы не идти на компромисс. Задача консультации идентична задаче церкви: способствовать развитию зрелости. Когда главный труд христианства принимает форму разговора один на один, мы называем это «консультацией». Когда один из двух участников диалога свободен от своей склонности к самозащите настолько, чтобы проникновенно, мудро и с любовью вникнуть в проблемы другого человека и тем самым способствовать развитию его зрелости, мы можем сказать» что это «хорошая консультация». Так что же такое зрелость? Писание много говорит о плодах нашей внутренней реальности. В разговоре о зрелости я в первую очередь хочу подумать о плодах зрелости (это необходимое видимое свидетельство), а затем, в следующей главе, поразмышлять о той внутренней реальности, которая делает зрелость возможной.
|