Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свидетельство зрелости
Зрелость особенно четко проявляется в том, как люди относятся друг к другу. Изучение Библии, активное служение в церкви, свидетельство, благочестивый образ жизни, молитвы, готовность жертвовать личным комфортом — все это важно, но это еще не говорит о зрелости. Поскольку человека нельзя узнать, не общаясь с ним, уровень зрелости отдельного человека также можно увидеть только в процессе общения с ним. Бог сотворил мир, в котором отдельные элементы призваны функционировать в гармонии друг с другом. Самым явным свидетельством того, что люди живут так, как того хочет Бог, является гармония в отношениях между людьми.* Зрелость при общении подразумевает всяческие действия, направленные на отказ от самозащиты. Скрытный человек в процессе развития зрелости становится благороднее, в то время как человек, проявляющий снисходительность в целях самозащиты, будет больше внимания уделять себе самому. Женщина, которая в течение многих лет удостаивалась похвалы за свой добрый дух, на самом деле в глубине своей души просто стремилась избегать критики в свой адрес и неприязни. Члены той церкви, в которую она ходила, считали ее любящей и самоотверженной сестрой. Но поскольку главным мотивом в ее служении была самозащита, внешние проявления ее любви к людям подавляли ее злость, направленную на тех, которые, по ее мнению, могли уничтожить ее, если она им навредит. Ее отказ от самозащиты привел к тому, что она перестала быть чересчур •самоотверженной. Во время покаяния ей необходимо было признать, что жизнь нельзя обрести через заслуженную -благодарность, а также отказаться от действий, направленных на то, чтобы обезопасить свою жизнь. Результат ее покаяния привел в раздражение руководителей церкви, которые до этого всегда могли рассчитывать на ее помощь. «Неужели это произошло благодаря консультации? Она стала ленивой и упрямой», — жаловался один из них. И хотя опасность перехода от самозащитной общительности к самозащитному вниманию прежде всего к самому себе сохранялась, покаяние в своих самозащитных действиях дало ей возможность в более полной мере тфоявлять любовь. Теперь она могла сказать «да», поскольку в •большей степени заботилась о том, чтобы прежде всего хорошо было другим, а не ей самой; и она могла сказать «нет», если считала, что то, о чем ее просили, в глазах Бога не так важно. Ничто не мешало ей любить Бога и людей. Одним словом, видимым проявлением зрелости является любовь. Чем больше во мне отражается лю-
* Можно отметить, что в греховном мире библейские принципы общения очень часто приводят к разделению даже среди самих христиан, и поэтому могут показаться далекими от принципов любви · Библии. И хотя никто не действует без определенного стремления к самозащите, те, у кого это стремление развито в меньшей степени, как правило, находятся я обиде на тех, у кого оно развито больше. Как понимать людей Свидетельство зрелости: любовь 233
бовь, о которой говорил Павел в 13-й главе Первого послания к коринфянам, тем больше я убеждаюсь, что по-настоящему любят очень немногие. Я полагаю, что те, которые любят, — это не всегда люди, которые кажутся нам любящими чисто внешне. Приятных людей найти несложно. Церкви, расположенные по соседству клубы по интересам и многие другие организации полны людей открытых и общительных. Все мы знаем добрых людей, которые никогда не скажут никому худого слова. Добрые люди, ответственные люди, хорошие люди, нравственные люди, щедрые люди существуют везде, их немало. Но вот любящих людей найти нелегко. Любовь не может измеряться чисто внешними категориями. Комплименты, теплые улыбки и ободрения никогда не являются признаками любви. Многое из того, что происходит в христианских организациях, на самом деле является тщательно отработанным искусством, с помощью которого люди вежливо отдаляются друг от друга, чтобы сохранить свой комфорт. Любить — значит идти навстречу друг другу, не думая при этом о самозащите, заботиться прежде всего о других, а не о себе. Наш Господь, как и всегда, является наилучшим примером. Он «уничижил Себя Самого», отказавшись от привилегий, принадлежавших Ему по праву, чтобы умереть ради нас (Филиппийцам 2: 7). Активное участие в жизни других людей в целях служения Богу — занятие рискованное. Оно требует, чтобы мы сначала думали о других и только потом о себе. Легко сказать. Но если такая любовь проявляется по отношению к тем, которым нельзя доверять, это может напугать — вдруг реакцией этих людей будет неприятие или вражда, тогда боль может стать просто невыносимой. И если даже в таком случае человек не отступает, это является уже неоспоримым свидетельством любви. Наш Господь умер за друзей, которые отвернулись от Него, и за воинов, которые били Его. Отказаться от самозащиты — значит покаяться в ошибочной идее о том, что жизнь находится в наших руках. Одна моя клиентка угрожала мужу разводом, стремясь таким образом заставить его уделять ей больше внимания. Он спокойно отвечал, что, если он уступит ее давлению, это не решит всей проблемы. И оба стремились найти способ разрешения конфликта, будучи уверенными в том, что их личная жизнь находится в их власти. Греховная человеческая природа стремится свести до минимума ущерб нашим хрупким душам, заставляя избегать всего, что может причинить нам боль, и делать все, что приносит сиюминутное облегчение и удовольствие. Все мы являемся жертвами воздействия других людей. Жить в греховном мире — значит терпеть какой-то ущерб. И именно стремление избегать боли мешает нам любить людей. Для большинства из нас любовь не является основой жизни; основа жизни для нас — самозащита. Но стремясь обрести жизнь через сохранение себя в безопасности, мы теряем способность относиться к людям так, чтобы испытывать от этого глубокую радость. Говоря об этом, наш Господь чаще, чем кто-либо другой, призывал людей оставить свою жизнь, чтобы обрести ее.* И все равно мы безрассудно стремимся спасти свою жизнь и таким образом губим свою любовь. Женщина, над которой смеялись в детстве, не будет делиться с мужем своим мнением, даже если он искренне уважает ее мнение и хочет его выслушать. Почему? Потому что в ней до сих пор жива память о насмешливом отношении ее отца? Или, быть может, она совсем не доверяет своему мужу, считая его недостаточно чутким? Ее молчание говорит не о смирении; оно говорит о самозащите. Любовь же требует полного и отрытого выражения чувств. Другая женщина, которая в детстве много говорила, чтобы привлечь к себе внимание, легко делится своим мнением с мужем. И если, делясь своим мнением, она старается, чтобы ее муж отвечал на ее нужды, любовь требует, чтобы она попридержала язык, если женщина почувствует, что ее слова плохо действуют на мужа. Зрелые люди стремятся избегать самозащиты и активно участвовать в жизни других людей в той мере, * Матфея 10: 38-39; 16: 24-25; Марка 8: 34-35; Луки 9: 24; 14: 26-27; 17: 33; Иоанна 12: 25. 234 Как понимать людей. Свидетелъство зрелости: любовь 235
в какой это будет приводить людей к Богу. Зрелые люди понимают, что самозащита может оказаться едва уловимой; они никогда не подходят к этому вопросу слишком просто (например: «Поскольку меня вовсе не волнует, что другие люди думают обо мне, у меня нет никаких проблем с самозащитой»). Зрелые жены больше думают о той боли, которая скрыта за болезненной реакцией их мужей, чем о своих собственных чувствах. Зрелые мужья осознают свою борьбу с собственным чувством неполноценности, но при этом не требуют, чтобы их жены делали для них то, чего они хотят. Зрелые родители остро чувствуют радость и страдания своих детей, но предоставляют им полную свободу, не принуждая во веем отчитываться перед собой. Зрелые неженатые мужчины и незамужние женщины осознают неизбежную пустоту. И все же они считают, что их жизнь проходит полноценно, что они открыты для семейной жизни и для служения Богу. Зрелые люди относятся к другим людям так, что самозащита не является для них контролирующим мотивом. Они любят. Их действия могут быть благородными или бесцеремонными, глупыми или серьезными, традиционными или новаторскими, спокойными или шумными, снисходительными или суровыми, терпимыми или конфронтационными. Они будут терпеливыми, добрыми, независтливыми, смиренными, чуткими, неэгоистичными, незлобивыми, доверительными, полными надежд, настойчивыми. Их подход к людям основан на вере в то, что Бог даст им внутреннюю силу, которая освободит их энергию и направит ее на помощь ближним. Те люди, которые любят, чем-то отличаются от остальных. Уже само их присутствие становится выше слов, которые они говорят, и дел, которые они совершают. Мы знаем, что они всегда готовы помочь нам. В их присутствии наш рост становится скорее желательным фактором, чем требуемым. Мы ощущаем свободу, в более полной мере испытываем радость от взаимоотношений и не стремимся избегать их. Видимое свидетельство зрелости — любовь. Когда люди познают, что значит любить, те внутренние струк- туры, которые способствуют их эмоциональным и психологическим болезням, сходят на нет. Любовь является настоящим ответом. Она является отличительной чертой христианина, видимой мерой зрелости. Следуя модели, развитой во второй части, я иногда определяю зрелость как полное заполнение всех четырех кругов. Объясню вкратце, что я имею в виду. Полный личный круг: Глубокое убеждение в том, что сокровенные стремления наших сердец однажды будут полностью удовлетворены присутствием Бога. Поскольку мы целостны как личности, мы можем жить без страха. Полный рациональный круг: Мы рассматриваем себя как недостойных любви и того, чтобы Бог трудился через нас, но осознаем, что являемся носителями Божьего образа, если принимаем Его любовь и следуем Его воле (R-2). Мы верим, что жизнь можно найти во Христе и что своими собственными силами мы ее достичь не можем (R-1). Полный волевой круг: Убеждаясь в том, что жизнь можно найти во Христе, мы не хотим от жизни ничего, кроме того, чтобы следовать Божьей воле и любить Бога и других людей (V-2). Наше поведение полностью отвечает цели любви (V-1). Полный эмоциональный круг: Мы не скрываем ничего из того, что мы чувствуем, стремясь быть благодарными за конструктивные эмоции и использовать деструктивные эмоции для эффективного самоисследования. Остается вопрос: каким образом мы можем сделать все наши четыре круга полными? Или, если перефразировать этот вопрос, что значит развивать такой характер, который дает нам возможность любить? Заключительная глава поможет нам найти ответ на это. Глава 13
|