![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иисус — вот единственный путь
Недавно я посетил семинар, который проводил один психиатр, известный своей новаторской работой в краткосрочной психодинамической терапии*. После того, как я просмотрел на видеозаписи методы его работы, мне на ум пришло несколько идей. Во-первых, я получил еще одно подтверждение моим убеждениям, которые заключаются в том, что для достижения реальных перемен в человеке необходимо иметь дело с глубокими процессами, происходящими внутри личности. Неправильно думать, что самодисциплина, и ничего больше, способна привести к тем переменам, которые необходимы, чтобы человек стал ближе ко Христу. Когнитивный подход (будь то мирской или принявший форму христианства) также * Краткосрочная психодинамическая терапия — это современный вариант классической психоаналитической психотерапии, в котором основная роль отводится более активной (и поэтому более кон-фронтационной) работе толкования. И хотя в этом подходе развивается много версий, общим в них является стремление тщательно отбирать пациентов, а также убеждение, что с конкретными проблемами можно справиться в сравнительно короткий период времени. Кроме того, все версии этого подхода выражают психодинамический взгляд на человеческую личность. Иисус — вот единственный путь 247 не может адекватно взаимодействовать с важными убеждениями души — убеждениями, обусловленными упрямым стремлением обрести жизнь без Бога. Поведенческая модель в процессе перемен в человеке в одинаковой степени отрицает необходимость субъективного осознания желаний (которое необходимо, если человек хочет испытать радость общения) и важность и сложность внутренней переориентации. Упор на ответственность и видимые перемены отражает учение Библии, но лишь тогда, когда это не уводит нас от мысли о наших обманчивых сердцах, которые требуют глубокого покаяния и зависимости от Бога. Писание, помимо всего прочего, призвано раскрывать нам те мысли и мотивы, которых мы раньше не осознавали. Результатом этого процесса должна стать полная зависимость от Бога, из которой развивается истинное послушание. Психодинамические теории предпринимают определенные усилия, чтобы проникнуть вовнутрь человеческой личности. И хотя их модель человека составляет непосредственную конкуренцию библейскому взгляду (в такой же степени, как и когнитивная и поведенческая модели), они тем не менее призывают обратить внимание на внутренние процессы личности, что очень важно для настоящей перемены. Во-вторых, мне стало грустно. Всемирно известные руководители, специалисты, которые призваны помогать людям, иногда очень эффективно работают с теми проблемами, которые волнуют человеческую душу, но никогда не вникают в суть вещей. Они не могут этого сделать. И когда жизнь предстает перед человеком во всей своей реальности, единственным разумным выходом представляется обращение ко Христу, либо самоубийство, либо возврат к определенному уровню отрицания (что само по себе не более чем дом, построенный на песке)* Мирская терапия в лучшем случае снижает уровень отрицания, давая людям возможность более честно оценивать самих себя и окружающих. Уже одно это делает мирскую консультацию менее вредной, чем многое из того, что приходится на долю библейской консультации, в которой стремление людей следовать 248 Как понимать людей Иисус — вот единственный путь 249
строгим моральным принципам может лишь усилить отрицание. Такое стремление в сочетании с открытым взглядом на реальность отражает веру; если же такое стремление является средством, с помощью которого человек старается скрыться от болезненных сторон реальности, — это уже лицемерие. Как грустно, когда мирские специалисты оказываются гораздо ближе к реальному миру, чем верующие! Только христиане обладают тем источником, который позволяет им жить без отрицания, однако нехристиане порой чаще принимают все то, что происходит в их жизни, чем христиане. И все-таки нехристиане лишены самого главного. Без Бога человек так или иначе, но отрицает две существенные реальности человеческой жизни, каждая из которых способствует стремлению к Богу как к единственной надежде. Первая реальность — это то, что мы созданы для таких взаимоотношений, которые в этом греховном мире недоступны. В глубине души каждого человека есть такая жажда, которая будет полностью удовлетворена только на небесах. Вторая отвергнутая реальность — это ужасающий факт греха. За каждой неорганической проблемой стоит явное движение от Бога в сторону самодостаточности, и в этом направлении, которое становится причиной всех бед, движется 'каждый человек. Если мы не понимаем, что значит зависеть от Христа и покаяться в греховном стремлении быть дальше от Бога, все улучшения носят чисто поверхностный характер, независимо от того, насколько значимыми и удовлетворительными они нам кажутся. Освобождение от симптомов, новый прилив энергии, более здоровые взаимоотношения имеют смысл только в той степени, в какой они отражают движение к Богу. В противном случае они лишь создают иллюзию независимости, иллюзию того, что жизнь можно обрести и без взаимоотношений с Богом, не следуя Его воле. Когда я покидал семинар этого психиатра, мне пришла на ум еще одна идея. Общение с Богом на самом деле является единственным ответом на вопросы жизни. Когда я иногда сокрушаюсь по поводу того, что христианское учение кажется совсем бесплодным, я неизбежно вспоминаю слова Петра: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни...» (Иоанна 6: 68). И хотя христианские руководители очень часто учат этой истине так, что Благая Весть остается без внимания, она от этого не перестает быть истиной. Нередко мирские специалисты с должным вниманием и глубиной рассматривают сложные жизненные ситуации, в то время как христиане лишь декларируют клише, что вовсе не отвечает на сокровенные вопросы сердца. В результате неверующие часто более эффективно помогают людям в их эмоциональных проблемах, чем христиане. Но все усилия неверующих неизбежно упираются в недостаток. Они обходят тот факт, что без Христа нет никакой жизни, есть только ее временная имитация. И все, что является подражанием жизни и побуждает людей жить без Бога, ошибочно и опасно. Источником всех полезных стремлений является Иисус. Благая Весть — это действительно добрая весть. Когда выявляются внутренние беды людей, когда человек чувствует неудовлетворенные желания и это приводит его к невыносимой боли, когда в каждой частице человеческой мотивации проступает эгоизм, тогда (и только тогда) в полном свете проявляется чудо Благой Вести. Женщины, страдающие от анорексии, супружеские пары, не могущие понять, что произошло с их теплыми чувствами, люди среднего возраста, не находящие покоя и испытывающую неимоверную усталость, молодые люди, впадающие в панику при столкновении с жизненными трудностями, люди, ненавидящие свои извращенные сексуальные побуждения, но следующие им, — для них, как и для всех нас, я хочу выразить такую простую мысль: мы все можем найти ответы. Христианская консультация может иногда помочь. Мирская терапия может выявить те скрытые проблемы, на которые надо обратить внимание. Посещение церковных служений, молитва, изучение Библии и свидетельство должны быть частью нашей жизни. 250 Как понимать людей Иисус — вот единственный путь 251
Главным является готовность совершать праведные поступки. Но ответ на все вопросы жизни заключается в общении с Христом, личном и проникновенном общении, которое может проходить несколько мгновений, но к которому человек может идти долгие и трудные годы. Когда я пишу эти слова, я больше всего боюсь, что меня неправильно поймут и начнут думать о том, чего я вовсе не хотел сказать. Многие из тех, кто провозглашает «Христос — это ответ», подходят к глубоко расстроенным людям напористо и упрощенно, что только усугубляет проблему. Если мы скажем человеку, находящемуся в клинической депрессии, что Христос может удовлетворить все сокровенные желания его души, это окажет на него такое же воздействие, какое оказывает один голос на всенациональных выборах: он влияет на ситуацию, но только в совокупности со многими другими голосами. Мне ненавистна сама мысль о том, что эта книга может побудить пасторов консультировать страдающих агорафобией, гомосексуалистов, пребывающих в депрессии домохозяек одним лишь обращением к ним со словами «доверьтесь Христу и не забывайте Его слушаться». В такой консультации плохо то, что ее редко воспринимают. Трудная работа по (1) исследованию самых сокровенных желаний души через открытый взгляд на разочарование в общении и (2) понимание тонкостей самозащитного поведения как предпосылки покаяния должны вспахать почву, для того чтобы семена веры и послушания пустили корни. Консультацию и ученичество невозможно вместить в программу, состоящую из нескольких визитов. Чтобы помочь людям познать Господа с тем, чтобы изменить их жизнь, необходимо принимать активное участие в проблемах людей, а это сложный, не всегда приятный, увлекательный, изнурительный, долгий процесс. Но этот процесс может привести к осознанию того, что Иисус — ответ. В самых сокровенных уголках вашей души есть жажда такой любви, которую может дать только Иисус. Мы стремимся к такому осозна- нию ценности, которое доступно только в этом общении, и больше нигде. Когда мы начинаем особенно сильно чувствовать свои стремления, чувствовать, что наше нежелание довериться Богу предстает перед нами во всей своей неприглядности, тогда истина о том, что Иисус — это жизнь, начинает глубоко проникать в нас. Путь к зрелости долог и труден. Но его можно пройти — и нужно пройти. Иногда этот путь к жизни может показаться путем к смерти. Более глубокое осознание наших неосуществленных желаний и более тщательное понимание нашей греховной самозащиты — это болезненный процесс. Но осознание боли дает нам возможность обрести сильную веру, а осознание греха ведет нас к глубокому покаянию и послушанию. Есть путь к жизни. Этот путь — наш Господь. Он есть истина, которая дает нам свободу идти вместе с Ним. Он есть жизнь, которую мы можем испытать сейчас более полно и свободно, на всю вечность. Во всем, в том числе и в консультации, Христос должен быть самым главным.
|