Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность зрелости: осознанная зависимость
если любовь является свидетельством зрелости, то что является ее сущностью? Что определяет характер зрелого христианина? Люди — не машины, в которые можно было бы заложить программу любви. Они не реакторы, которые могли бы под определенным давлением вести себя так, как нужно. И мало сказать людям, что любовь представляет из себя набор определенных действий, а затем призвать их любить не по принуждению, а по выбору. Что-то такое определенно имеет место. Любящие люди должны призвать на помощь свою волю, чтобы действовать на благо других людей зачастую против своих чувств. Но если они будут поступать только так, если при этом не будет происходить никаких глубоких перемен, их любви не будет хватать присутствия. Те люди, которых они любят, могут почувствовать, что о них заботятся, они даже могут почувствовать, как в них развивается подкрепляющее их тепло, но они не смогут глубже познавать Господа. Те люди, которые активно общаются с окружающими, способны своим присутствием оживлять обстановку. Но Сущность зрелости: осознанная зависимость 237 такое присутствие ничего не будет значить, если радикальным образом не изменить характер. Когда консультируемые борются со своими проблемами, связанными с анорексией, депрессией, разочарованиями в детях, мы, будучи консультантами, должны работать с ними таким образом, чтобы помочь им активнее проявлять любовь. Мы должны думать не только о тех проблемах, которые их беспокоят, но и об их характере, лежащем в основе их поведения. Как нам это сделать? Что такое характер? Каждый христианин согласен с тем, что послушание Слову Божьему является главным в процессе развития характера. Хотя мы иногда ведем себя не так, как того хочет от нас Бог, всем нам ясно, что христиане должны стремиться жить по Божьим заповедям. Но характер подразумевает не только стремление к послушанию. Одно дело — провозглашать с кафедры, что мы не должны «заботиться ни о чем», и совсем другое — четко знать, что это значит, когда дочь в подростковом возрасте уезжает из дома на выходные дни с подругой с сомнительной репутацией. «Что нам делать? Должны ли мы разрешить ей ехать? Может быть, мы слишком снисходительны? Но наши друзья были слишком строгими со своей дочерью, а она забеременела. Должны ли мы расспрашивать ее о том, как она провела время, если она приедет и ничего не будет нам говорить?» Как консультант может помочь таким родителям? На самом деле нет реального способа, чтобы знать с определенностью, правильно ли поступили родители или нет, дав своей дочери возможность уехать. Также непросто принять решение, устраивать ли ей допрос по возвращении или нет. Когда Писание не дает никаких четких указаний относительно какой-то ситуации, принцип нашего поведения должен заключаться в том, чтобы в действиях отражалась любовь. Но что это значит? Не существует никаких формул, определяющих, что нужно посоветовать родителям. Их стремление к послушанию не вызывает проблем. Они должны понять, что значит для них любить свою дочь. И чтобы сделать это, они должны более глубоко вникать во все вопросы, касающиеся ее характера.
Как понимать людей Любовь предусматривает действие, направленное на развитие в другом человеке духовности, а не на самозащиту. Чтобы знать, что бы это значило в данном конкретном случае, необходимо иметь некоторое представление об особенностях самозащиты родителей девочки и об уровне ее зрелости. Мудрость по отношению к дочери и любовь к ней должны контролировать то, что они делают. Как проходит этот процесс? В попытке найти ответ на данный вопрос возникают расхождения. Чтобы знать, что отражает любовь и что правильно, нужно ли «анализировать» и «вникать» в реалии таких внутренних процессов, как сокровенные ожидания, защитные образы, глупые убеждения, манипулирующие цели, деструктивные эмоции? Необходимо ли проводить анализ личности, чтобы развивать характер? Приносит ли свои плоды процесс проникновения в глубинные вопросы личности, нужно ли смотреть на то, что скрыто под водой, вникать в реалии казалось бы бесконечной сложности и неопределенности? Когда мы проводим такое исследование личности, не превращаем ли мы психологические исследования в усилия помочь в первую очередь самим себе, не извращаем ли мы тем самым вопросы духовности? Почему бы просто не молиться об этом, делать только то, о чем ясно сказано в Писании, и не оставить все остальное на волю Бога? Вероятно, в консервативных кругах самый распространенный взгляд на развитие характера заключается в том, что, если мы усвоим в полной мере достаточно хорошее учение и будем стремиться жить благочестивой жизнью, трудные стороны нашего характера либо исчезнут, либо исправятся. При таком подходе, если спросить страдающего от депрессии человека, в чем он испытывал разочарование, когда был ребенком, это будет уступкой мудрости психологии и компромиссом с истиной Библии. Неважно, где он чувствовал разочарование. Важно, что он делает со своей жизнью перед Богом. Послушание — это источник и сущность благочестивого характера. Поэтому человек должен привести свою жизнь в соответствие со стандартами Библии. Он должен с любовью, но Сущность зрелости: осознанная зависимость 239 твердо стремиться больше времени проводить над изучением Писания, исповедовать и оставлять все те грехи, которые он осознает, принимать участие в христианском служении и жить, отвечая на все каждодневные требования жизни. Консультация становится не чем иным, как уточнением этих принципов его жизни в контексте всего того, что может оказать ему поддержку. Это один взгляд. Такой подход может привнести изменения. Но поможет ли он в развитии характера, который дает человеку свободу любить так, чтобы все это чувствовали, и не стремиться при этом к самозащите? Или же он приведет к бесстрастному конформизму, некоему образу жизни, который удовлетворяет его церковь, но делает этого человека менее живым и менее человечным? Когда среди служителей церкви возникают напряженные отношения, руководители, как правило, делают то, что им кажется наилучшим, не прибегая при этом к тщательным самоисследованиям самозащиты. Процесс самоисследования — грязный процесс, пустая трата времени, процесс, который отвлекает внимание от «работы с проблемой и активного служения». Ничто так не требует бескорыстия, как честное исследование мотивов человека в контексте открытых взаимоотношений. И это самый важный фактор для снятия проблем, связанных с напряженными взаимоотношениями. Тот характер, который отражает настоящую любовь, никогда не будет развиваться отдельно от процесса выявления факторов самозащиты и раскаяния в них. Поскольку мы стремимся определить, какой характер дает возможность человеку по-настоящему любить, я хочу сначала внимательнее рассмотреть то, как христианская культура понимает процесс развития характера.
|